СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия: " Ударение. ударный слог".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект логопедического занятия на тему " Ударение. Ударный слог". закрепить навык правильной постановки ударения в словах. 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия: " Ударение. ударный слог".»


Конспект логопедического занятия на тему: « Ударение.»

Цель: Закрепить знания об ударении, дать понятие об его смыслоразличительной функции.

Задачи: развивать слуховое внимание, фонематический слух, способствовать развитию звукового анализа и синтеза. Воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи.

Наглядные пособия и раздаточный материал: буквы-магниты, файлы с тестовыми заданиями (тест-рисунок), звуковые контейнеры и звуковые линейки, картинки фруктов, стираемые фломастеры, предметные картинки, мыльные пузыри.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Послушайте, как я произнесу слова: со-ва, ру-ка, зи-ма. (По слогам.)

А все слоги я произнесла одинаково? (Нет)

А какие слоги я выделяла голосом?

Как называются слоги, которые мы выделяем голосом? (Ударные) Правильно, в ударном слоге мы протяжно произносим гласный звук (голосом выделяем), и значок «ударение» ставится над гласным звуком.

2. Тема урока.

А) У доски разбирается слово « сани», записывается схема по слогам с указанием гласных и постановкой ударения.

Что здесь нарисовано? (Сани.)

Какой вопрос мы зададим к этому слову? (Что.)

Значит, какое это слово? (Слово-предмет.)

Сколько слогов в этом слове?

Почему два слога? (Так как два гласных звука)

Назовите первый?

Назовите второй?

Давайте запишем это слово на доске и начертим его схему.

Подумай, над каким гласным звуком мы поставим знак «ударение»?

Произнеси это слово так, чтобы сразу было слышно, на какой слог падает ударение.

Б) На столе картинки с двухсложными словами из открытых слогов: мячи, часы, розы, паук, сова, мухи, дети, лиса….

Я буду называть картинки, на которых изображены предметы.

А вы — определять, какой слог ударный.

Повторим еще раз, какой слог мы называем ударным? (Тот, который выделяем — отвечают несколько детей)

Раздаются схемы слов с ударением на первом и втором слоге.

Перед вами схемы слов.

В одной значок ударения стоит над первым слогом, на другой – над вторым.

Покажите, какая схема подходит к слову … (логопед показывает одну из картинок).

Ваня, скажи, на какой слог падает ударение?

Докажи это: произнеси так, чтобы мы все это услышали.

Кто может назвать все слова, которые мы разбирали?

В) Я вам загадаю загадку.

Кто угадает, запишет на доске схему слова отгадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его – … (арбуз)

Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный?

Г) Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.

Кто придумает слово к первой схеме? Ко второй? Какие слоги мы с вами выделяли в словах? (ударные)

А как мы их обозначали на схемах (Специальным знаком).

3. Физкультминутка

а) «Необычная комната» (чередование сильного напряжения и расслабления мышц рук, ног, спины).

- В этой комнате могут двигаться потолок, пол и стены. Неимоверным напряжением вытянутых рук нам надо удержать двигающийся на нас:

  • потолок (руки подняты вверх, сильно напряжены 1-2-3..); 
    -Ура! Удержали! (расслабленные руки падают вниз).

  • стены (руки в стороны, сильно напряжены, 1-2-3..уронили-расслабили);

  • стена (руки перед собой сильно напряжены 1-2-3.. уронили-расслабили);

  • пол (наклониться, кончиками пальцев рук упираемся с напряжением в пол, ноги сильно напряжены 1-2-3.. расслабились и выпрямились).

4. Работа в тетрадях. Конкурс «Молчаливые художники».

а) Условия конкурса: Вас, ребята, ждёт интересное испытание. Конкурс «Молчаливые художники» научит вас выдержке и терпению, ведь очень нелегко работать молча, но таково условие. Я покажу слово, которое вы аккуратно и правильно перепишите в тетрадь (логопед показывает жестами, движение, имитирующее акт письма). Поставите в нём ударение (жест удара), и нарисуете (показ логопедом движения рисования) то, что вы записали, проиллюстрировав свою запись. Итак, в классе полная тишина, никто не имеет права произнести ни звука.

б) Чтение про себя.

Учитель молча показывает, что на магнитной доске с помощью букв напечатано слово Г В О З Д И К И.

в) Алгоритм выполнения в жестах.

Учитель-логопед жестами просит детей:

  •  записать молча это слово в тетрадь,

  •  поставить ударение,

  •  нарисовать картинку к этому слову;

5. Работа в тетрадях. «Быстрый диктант».

*Правила написания:

- Вас ожидает диктант, но не привычный, «Быстрый диктант». Предстоит зашифровать названия фруктов. Предъявляемые мной картинки вы будете записывать только одной буквой, той, на которую в слове падает ударение.

*называние предметных картинок фруктов;

Логопед вывешивает на доску картинки фруктов: ананас, виноград, банан, киви, апельсин, клубника.

*запись слова ударной буквой;

Обучающиеся в тетрадях записывают название фруктов ударной буквой.

*проверка;

- Какими буквами вы зашифровали название фруктов?

- Правильно, гласными. Почему?

- А какую закономерность в написанном вы увидели? Получилось: три - буквы а, и три буквы - и.

* подведение итогов.

-Молодцы! Все справились с заданием.

6. Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили на занятии? (Об ударении). Зачем нужно правильно ставить ударение в словах? (чтобы не запутаться и правильно понимать слова).











Г В О З Д И К И



Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.

Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.

Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.

03.05 д/з. выучить стихотворение. 03.05. д/з выучить стихотворение

Кошка Машка Кошка Машка

У тех глаза красивей, У тех глаза красивей,

У тех пушистей мех, У тех пушистей мех,

Но наша кошка Машка, Но наша кошка Машка,

Кошачая дворняжка- Кошачая дворняжка-

Она милее всех. Она милее всех.



03.05 д/з. выучить стихотворение. 03.05. д/з выучить стихотворение

Кошка Машка Кошка Машка

У тех глаза красивей, У тех глаза красивей,

У тех пушистей мех, У тех пушистей мех,

Но наша кошка Машка, Но наша кошка Машка,

Кошачая дворняжка- Кошачая дворняжка-

Она милее всех. Она милее всех.









03.05 д/з. выучить стихотворение. 03.05. д/з выучить стихотворение

Кошка Машка Кошка Машка

У тех глаза красивей, У тех глаза красивей,

У тех пушистей мех, У тех пушистей мех,

Но наша кошка Машка, Но наша кошка Машка,

Кошачая дворняжка- Кошачая дворняжка-

Она милее всех. Она милее всех.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!