СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Звук [Д].

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к занятию опубликована 23.05.2021 20:27. Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе по развитию фонематических процессов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в старшей группе. Звук [Д].»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»















Конспект открытого занятия в старшей группе «Чебурашка»
для педагогов ДОУ
(воспитателей и специалистов)

Тема: «В гостях у звука [Д]»







подготовила
учитель-логопед
Жукова Виктория Алексеевна









2020-2021 учебный год.

Цель: формирование и развитие фонематических представлений – овладение навыками позиционного, звукового, слогового анализа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Развивать умение характеризовать звук [Д] по акустическим и артикуляционным признакам;

  • Закрепить понятие «согласный твёрдый звонкий звук»;

  • Учить выделять звук [Д] в словах;

  • Познакомить с русской поговоркой.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

  • Развивать слуховое внимание;

  • Развивать фонематическое внимание и восприятие;

  • Проводить профилактику и коррекцию слоговой структуры слова;

  • Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;

  • Закрепить употребление предлога - В - в спонтанной речи;

  • Развивать аналитико-синтетическое мышление, зрительное восприятие, память, пространственную ориентацию на плоскости;

  • Закреплять общие речевые навыки, учиться отгадывать загадку.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.

Здоровьесберегающие:

  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

  • Планировать объём изучаемого материала с учётом повышенной утомляемости детей;

  • Соблюдать режим охраны зрения;

  • Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: проектор, экран или телевизор с большой диагональю, ноутбук, колокольчик, презентация занятия «В гостях у звука [Д]», зеркала (по количеству детей), салфетки бумажные, контейнер для мусора, звуковые фишки (синего и красного цветов), кармашки-монетницы на три отделения для звукового анализа слова «ДОМ», указка, медальки-смайлики (по количеству детей).



Пояснительная записка к конспекту открытого занятия
для педагогов ДОУ
(воспитателей и специалистов)

Конспект занятия составлен согласно тематическому плану коррекционно-развивающих занятий с детьми с ФФН и ОНР (старшая группа) в условиях логопедического пункта ДОУ. Тема занятия для детей новая, воспитанникам на протяжении всего мероприятия предстоит ознакомиться с характеристиками звука [Д], формировать и развивать фонематические представления с опорой на имеющиеся знания.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Сыграем в игру «Круг дружбы»:

Крепко за руки возьмитесь,
И друг другу улыбнитесь!

- Внимание, колокольчик (звонит в колокольчик) прозвенел и нашему занятию начаться … велел (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют). Пройдите и сядьте на свои места.

  1. Артикуляционная гимнастика: (логопед назначает дежурных, которые расставляют зеркала, раздают детям салфетки, после артикуляционной гимнастики всё убирают)

Вы расселись по порядку,
Дружно сделаем зарядку,
Не ногами, не руками (топают, хлопают),
А своими … язычками (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют)!

Примечание: артикуляционная гимнастика выполняется под ритм бубна.

  1. Дидактическая игра «Жил-был звук»:

- Посмотрите на экран. Я буду называть картинки, а вы повторяйте их названия следом за мной. (Ребята повторяют слова вслед за учителем-логопедом, утрируя по подражанию произношение первого звука и в середине слова).

  1. Сообщение темы занятия:

- Ребята, вспомните, что такое «звук». (Звук – это то, что мы слышим и говорим.)

- Какой звук вы слышали и называли в этих словах? (В этих словах мы слышали и называли звук [Д]). Верно.

-Сегодня на занятии вы будете учиться слышать и называть в словах звук [Д]. Повторите звук [Д] три раза: чётко, внятно. (Д-Д-Д).

  1. Характеристика звука: игра «Раскроем все секреты звука [Д]»

(Допускаются короткие ответы детей, при ответе на вопрос ребята разгибают один палец на правой руке, таким образом «раскрывают» пять секретов звука [Д])

- Звук [Д] поющий или не поющий? (Не поющий). Как называется не поющий звук? (Согласный). Звук [Д] – твёрдый или мягкий? (Твёрдый). Звук [Д] – громкий звук. Почувствуйте голос ладошкой при звуке [Д]. А теперь, закройте уши, повторите звук [Д] три раза. Звенит в ушах или почти тихо? Звенит в ушах. (Звук [Д] звонкий). Каким цветом будем обозначать твёрдый согласный звук [Д]? (Синим цветом, фишкой синего цвета).

  1. Дидактическая игра «Новоселье»:

- Поиграем в игру «Новоселье».

Примечание: учитель-логопед выделяет картинку, задаёт детям вопросы типа, «Что это?», «Кто это?», «Чей это …?», «Чья это …?», «Чьи это …?». Дети отвечают на вопросы полным предложением, закрепляя общие речевые навыки. Далее вопросно-ответный диалог по выделению звука [Д] в слове и его места: в начале слова, в конце слова, в середине слова. На слайде применяется анимация для перемещения картинок.

  1. Пальчиковая гимнастика:

- А теперь поиграем с пальчиками.

Примечание: стихотворение «Что такое День Победы», согласованное с движениями пальцев рук, дети старшей группы выполняют в упражнении «Колечки» одновременно двумя руками. Начало упражнения от указательного пальца и до мизинца, обратный ход «Колечек» начинается вновь от мизинцев и до указательных пальцев.

  • Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат!

  1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»:

- Ребята, вы любите игры со звуками? (Да). Поиграем в игру «Четвёртый лишний».

- Назовите картинки, подумайте, в названии какой звук [Д] звучит в другой части слова меньше всего!

  1. Физкультминутка:

(выполнять стоя на расстоянии друг от друга)

Мы летали высоко (потянуться на носочках вверх с поднятыми руками)
Мы летали низко (присесть, обхватить колени руками)
Мы летали далеко (прыжок вперёд)
Мы летали близко (выполнять с движениями: «Топать-хлопать»).
(Ф. Лифшиц)

  1. «Отгадай загадку»:

- Ребята, отгадайте загадку.

Крышу, стены нарисую,
Трубу, окошко и свет в нем,
Дверь и крылечко не забуду.
Отличный получился …. (ДОМ).

  1. Дидактическая игра «Ай да звуки»:

- Ребята, если дом построен из дерева, это какой дом? (деревянный). Правильно. А если дом построен из кирпичей, это какой дом? (кирпичный). Верно. А наше слово «ДОМ» построено из звуков, разберём его на отдельные звуки.

Примечание: ребята в команде под руководством учителя-логопеда выполняют звуковой анализ слова, работают со звуковыми фишками, самопроверка – анимационный слайд.
- Ребята, назовите первый звук в слове «Дом». (Звук [Д]).

- Какой это звук: гласный или согласный; звонкий или глухой; мягкий или твёрдый? Возьмите фишку твёрдого согласного звука [Д]. Положите его в звуковой кармашек. Где находится первый звук? (в начале слова). Не забывайте! Выкладываем фишки слева направо.

- Назовите последний звук в слове «доМ». (Звук [М]).

- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый; звонкий или глухой? Возьмите фишку твёрдого согласного звука [М]. Положите её в звуковой кармашек. Где находится последний звук? (в конце слова). Не забывайте! Выкладываем фишки слева направо.

- Назовите звук, второй звук в слове «дОм». (Звук [О]).

- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите фишку гласного звука [О].

- Назовите все звуки по порядку; назовите первый звук, второй, третий. Сколько всего звуков? Сколько согласных звуков? Сколько гласных звуков? Отхлопайте слово «ДОМ» по слогам. Вспомните правило деления слов по слогам: Сколько в слове гласных звуков, стольку и слогов!

  1. Дидактическая игра «Слова-родственники»:

- Ребята, у слов, как и у нас с вами, тоже есть родственники, похожие друг на друга. Вот и у слова «ДОМ» есть много слов-родственников.

Кот, который живёт дома, какой? (домашний)

Мальчик, который не гуляет, а дома сидит. Кто это? (домосед)

Таинственный житель, который охраняет наш дом. (домовой, домовёнок)

Как ласково называют дом? (домик)

Маленький дом как называется? (домишко)

Как называется большой дом? (домище)

  1. Итог занятия:

- Ребята, наше занятие заканчивается, наведите порядок на своём рабочем месте (необходимо убрать звуковые фишки).

- Вспомните, в какие игры сегодня играли, какой звук учились слышать и называть в словах. Вы молодцы! Вы были внимательны и заслужили награды-медальки. До свидания, ребята!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!