СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект музейного урока итоги Великой Отечественной войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способстует пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, приобщение подрастающего поколения к пониманию неразрывности исторической судьбы  родного края и  нашей Родины.

Просмотр содержимого документа
«Конспект музейного урока итоги Великой Отечественной войны»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новохоперская гимназия № 1»



Конспект урока



Тема: Итоги и источники победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

Интегрированный урок по истории и краеведению на базе школьного музея

Разработала: Перова Л.А - учитель истории, руководитель школьного музея







Новохоперск, 2022


Методы и приемы, использованные на уроке: словесный рассказ, беседа, наглядный (экспозиции музея),

Место проведения: экспозиция школьного музея «Новохоперск в годы Великой Отечественной войны», экспонат экспозиции

Техническое оборудование:  колонки

Аудитория:
учащиеся среднего звена общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и пр.
Продолжительность мероприятия: 45 минут

Цели: Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, приобщение подрастающего поколения к пониманию неразрывности исторической судьбы родного края и нашей Родины,

Задачи:

- повторить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза;

- продолжить формирование знаний о своей малой родине в период Великой Отечественной войны, о вкладе жителей Новохоперского района в победу над врагом;

- на конкретных примерах показать героизм и мужество наших земляков;

- способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

Ход урока

1. Вступление.

Постановка цели и задач

Вступительное слово учителя истории

Учитель истории: Мы с вами живем в прекрасной стране, в прекрасное время. Небо над нашей страной мирное. И это – счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой. Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.


Постановка цели и задач урока

Учитель истории: Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины. Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу независимость нашей Родины.

Сегодня я вам предлагаю совершить экскурсию в прошлое, которая поможет понять, что такое война, чего стоила нам победа, какой вклад внесли наши земляки в победу над врагом.


Основная часть


1. Этапы Великой Отечественной войны

2. Дивизии, дислоцировавшиеся в Новохоперске

3. Всё - для фронта, всё - для победы.

4. Земляки - герои Великой Отечественной войны

5. Выпускники 1941 года на фронтах войны


Ход занятия

1. Этапы Великой Отечественной войны


Экскурсовод 1: В нашем музее к 75-летию оформлена экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. В нее вошли материалы, которые собирались следопытами в течение многих лет.

1-й стенд «Вехи Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» посвящен основным битвам.

6 гигантских битв

Битва под Москвой (30.09.41-20.04.42 г.) развенчала легенду о «непобедимости» германской армии. На Москву наступали: более миллиона солдат, 1700 танков, 14 тыс. орудий, тысяча самолетов. Авиация произвела 134 налета на Москву, но пробиться к ней смогли немногие. Советские летчики 24 раза применяли воздушный таран. И хотя натиск врага сдерживали всего 800 тыс. солдат, 780 танков, 6800 пушек, 550 самолетов, фашисты потерпели поражение.

Битва за Ленинград (17.07.41-09.08.44 г.) - одна из самых долгих. Бомбежками, обстрелами, голодом враг пытался задушить город. На него обрушили 110 тыс. бомб, 150 тыс. снарядов, 900 долгих дней длилась блокада. Не хватало продовольствия, рабочие получали по 250 граммов хлеба в сутки, а не работающие - по 120 граммов.641803 человека умерли от голода… Но несмотря на все лишения, город выстоял.

Сталинградская битва (17.07.42-02.02.43 г.) была самой ожесточенной. Она длилась 200 дней. За это время в её «мясорубке» были измолоты: 1,5 миллиона фашистов, 3,5 тыс. танков, множество другой техники: 900 тыс. фашистских солдат и офицеров были взяты в плен. Сдались в плен 23 немецких генерала и фельдмаршал Паулюс.

Курская битва (05.07.43-23.08.43 г.) – явилась решающей в Великой Отечественной войне. Немцы хотели взять реванш за Сталинград. Они стянули к Курской дуге большие резервы: около миллиона солдат и множество техники. Но советские воины сорвали попытку врага повернуть историю вспять. Враг потерял под Курском: 500 тыс. солдат, 1,5 тыс. танков, 3 тыс. орудий, 3,5 тыс. самолетов.

Битва за Кавказ (25.07-09.10.43 г.) сорвала планы врага по уничтожению советских войск на Кавказе, захват богатейших хлебных районов страны, нефтяных источников и завершила разгром крупной группировки врага.

Битва за Днепр (август – декабрь 1943 г.)В ходе сражения немецкие армии понесли тяжелое поражение. Были захвачены плацдармы на Днепре. Рухнула последняя надежда гитлеровцев на срыв наступления Советской Армии.

1418 дней и ночей шла Великая отечественная война. Советский народ вынес на своих плечах всю тяжесть войны с фашизмом. Вдумайтесь в эти цифры:

Двадцать миллионов погибших, 1710 разрушенных городов и поселков, 70 тысяч предприятий, 98 тысяч разоренных колхозов, 1876 совхозов, 65 тысяч километров железных дорог – вот что мы потеряли.

Материальные потери Советского Союза составили около 2 триллионов 600 миллиардов рублей.


2. Дивизии, дислоцировавшиеся в Новохоперске


Учитель истории:

В нашем крае активных боевых действий не велось, тем не менее можно отметить огромный вклад наших земляков в разгром фашизма. Город в годы войны был заметным пунктом подготовки военнослужащих для пополнения воинских частей, сражавшихся на фронтах, здесь дислоцировался 100-й запасной стрелковый полк. В период с 1941 по 1943 годы в Новохоперске были дислоцированы 14 госпиталей, 2 дивизии: 217 и 329 стрелковые дивизии.


Экскурсовод 2. Одна из улиц нашего города носит название 217-ой стрелковой дивизии. Известно, что многие жители нашего района в годы войны сражались в ее составе. 217-я дивизия прошла славный боевой путь, отличилась во многих боях и сражениях. Героическим подвигам воинов 217-й стрелковой дивизии в годы Великой Отечественной войны посвящена книга «В огне сражений» засуженного работника высшей школы РФ доцента А.К.Юрченко. В нашем музее имеются фотографии участников 217-й стрелковой дивизии, ценным источником является воспоминая ветерана дивизии Лапунина С.Н.

С мая по сентябрь 1943 года в городе формировалась Первая отдельная чехословацкая бригада под командованием Л.Свободы, которая в составе 1-го Украинского фронта прошла боевой путь от Новохоперска до Праги.


3. Все – для фронта, все – для Победы!

Учитель истории: Мы все знаем, что второй фронт открыли наши союзники – американцы и англичане, в тот момент, когда судьбоносная чаша весов реально клонилась в сторону победы над фашизмом. Нет, не вторым, а третьим он был, по сути. Все потому, что второй фронт не менее тяжелый и героический действовал опять-таки у нас в стране, в каждом населенном пункте – в каждой деревне, в каждом селе, поселке или городе. На плечи каждой семьи пришлась вся тяжелейшая работа в колхозах и совхозах, на оборонительных предприятиях и на любом участке тыла.

Экскурсовод 3: Условия военного времени требовали перестройки всей жизни на военный лад. Большие трудности переживало во время войны сельское хозяйство. Женщины и подростки заменили ушедших на фронт мужчин. Они водили тракторы и комбайны, были шоферами, ремонтными рабочими МТС. Для девушек в здании Старожильской школы были организованы курсы трактористов. По их окончанию созданы два тракторных отряда.

Непрерывным потоком из наших мест в действующую армию шло продовольствие, теплая одежда. Трогательные подарки и письма. Жители города активно включились во всенародное движение за сбор средств на вооружение Советской Армии.

Все, кто мог, отдавали в фонд деньги, драгоценности, облигации. М Игнатов пожертвовал 1685 рублей облигациями займов, народный следователь Горбунов внес облигаций на 1400 рублей. За четыре дня сумма пожертвований только по Новохоперску составила 140 тысяч рублей облигациями и наличными деньгами.

Колхозы и совхозы отдавали в фонд обороны зерно и скот.

Денежные средства, исчисляемые миллионами рублей, зимой 1943 года были собраны на строительство боевой техники. А.Г.Лычагин внес на строительство танковой колонны «Воронежский колхозник» 16000 рублей, председатель колхоза им. Каманина Д.Т.Козлобаев - 11500 рублей, П.К.Паринова – 5300 рублей.

Активно участвовали в помощи фронту пионеры и школьники. Бригады школьников вели прополку, собирали колосья, сортировали зерно, помогали в госпитале ухаживать за ранеными, собирали лекарственные травы, готовили подарки для воинов. Ребята отправляли бойцам варежки, носки, кисеты, письма.


4. Земляки - герои Великой Отечественной войны

Учитель истории: Двенадцать человек стали Героями Советского Союза, один – полным кавалером ордена Славы. Назовем их имена: Губанов Иван Петрович, Дунаев Николай Пантелеевич, Жогов Семен Григорьевич, Заборьев Степан Михайлович, Иванов Анатолий Васильевич, Киселев Трофим Кузьмич, Крейзер Игорь Иванович, Матвеенко Иван Андреевич, Машков Роман Спиридонович, Трушечкин Василий Григорьевич, Турчинский Адам Петрович, Хромых Василий Петрович, Шеин Иван Кузьмич. Их бюсты установлены в Новохоперске на самом видном и почетном месте. Стенд «Герой земли Новохоперской» рассказывает о нашем земляке - Киселеве Трофиме Кузьмиче - трижды орденоносце. У нас присутствует его правнучка Киселева Анастасия. Анастасия занималась исследованием биографии и героического прошлого своего прославленного прадеда.

Экскурсовод 4. Рассказ Киселевой Анастасии о своем прадедушке.

Гвардии младший сержант Т. К. Киселев воевал в рядах 42-й отдельной разведывательной роты 46-й гвардейской стрелковой дивизии, 43-й армии, 1-го Прибалтийского фронта. Сначала был рядовым, потом гвардии сержанта назначили командиром отделения. Служили в роте особо мужественные и отважные войны, прадедушка был одним из самых лучших. Его нередко назначали старшим в группе, командиром группы захвата. Разведка велась успешно. Киселев Трофима Кузьмич был награжден медалью «За отвагу» орденом  Красной Звезды, орденами  Славы 1-й, 2-й и 3-й степеней, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне .

Память о нашем знаменитом, прославленном родственнике живет в нашей семье. Нам удалось пополнить наш семейный архив наградными листами. 9 мая для нашей семьи не просто праздник День Победы, а также день памяти. Мы вспоминаем нашего прадедушку и гордимся тем, что в нашей семье был такой герой. Память о прадедушке увековечена и в нашем городе. На Аллее героев среди 12 героев Великой Отечественной войны есть бюст и моего прадедушки - он единственный в нашем районе кавалер трех Орденов Славы. Перед храмом Воскресения посажены в честь героев Великой Отечественной войны ели, одна из них в честь моего прадедушки.

О моем знаменитом прадедушке написано в книгах: А. Гринько, Г. Улаева "Богатыри земли Воронежской" и Г. А. Анчукова, В. Т. Петрова «Из истории земли Новохопёрской».

Информация о Киселеве Т.К. хранится в местах, где он воевал и совершал свои подвиги. Так в музее Боевой славы школы №37 города Вильнюса есть копии документов, описывающие его боевые действия.

Учитель истории: Стояло лето 1941 года. 21 июня во всех школах страны старшеклассники праздновали выпускной. Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И вдруг! На рассвете зазвучало зловещее….

Запись звуков летящих самолетов, взрывов.

Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала отправились на войну.

Экскурсовод 5. Третий стенд «Юность ушедшая, все же бессмертна!» посвящен выпускникам 1941 года. Многие из них шагнули со школьного порога в огненное пекло войны. Комсомольцам – выпускникам школы имени М.Горького посвящен альбом. Вот, что мы узнали из музейного архива.

Начавшаяся война поломала судьбы и разрушила планы миллионов советских людей. В 1942 году Лёня был призван в ряды Красной Армии. В блиндаже Леонид мечтал о том, как после войны будет учиться в университете. В одном из писем он писал: «Странно, но даже на фронте под взрывами снарядов я думаю об учебе...».

Лёня геройски погиб 12 января 1945 года.

Одно из подразделений ведя разведку боем, заняло окрестности села. Среди бойцов в должности офицера связи находился и старший лейтенант Л. Митасов. Пули и осколки снарядов выбивали залегших на открытом месте бойцов. Нужно было встать и броситься вперед. Кто-то должен был сделать это первым. Митасов поднялся, увлекая за собой солдат, и тут же упал, «прошитый» пулеметной очередью.

В жестоком бою под Сталинградом осенью 1942 года Евгений Ушаков погиб. Евгений хорошо учился, увлекался художественной самодеятельностью. Женю готовили к артистической деятельности, он должен был продолжить дело своего дяди Казьмина и Пятницкого. Это был очень жизнерадостный, талантливый, остроумный человек.

В нашем музее хранится письмо с фронта матери, написанное выпускником 1941 года Авласенком Анатолием. После школы он сразу ушел на фронт. Командовал автомотоциклетной ротой. Награжден Орденом Отечественной войны 1 степени. В одном из писем он писал: «Знаешь, мама, родина всегда остается родиной, как бы хорошо не было на чужбине ...»

Погиб в 1944 году в боях за город Печь в Венгрии.

Три с половиной тысячи комсомольцев стали Героями Советского Союза, три с половиной миллиона были награждены орденами и медалями.

III. Самостоятельная работа.

Задание: С помощью QR кодов изучить историю экспонатов времен Великой Отечественной войны. (Приложение 2)

IV. Закрепление

Проводится викторина «Время, события, люди в Великой Отечественной

войне» (Приложение 3)


V. Итог урока

Учитель истории:

Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий.Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.В это же время она явилась и героической вехой этого периода истории.Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги наших земляков, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.

VI. Домашнее задание:

Напишите письмо участнику Великой Отечественной войны, свернув его треугольником или сочинение «Героями не рождаются, ими становятся!»



Приложение 1

Выдержки из газеты « Сталинская правда» Новохоперского района за 1942 год.

7 января 1942г. Построим танк «Новохоперец»

Служащие и учителя педучилища и средней школы им. Горького в ответ на обращение железнодорожников о сборе средств на постройку танка «Новохоперец» постановили отчислить свой четырехдневный заработок на постройку танка «Новохоперец», что поставляет 6200 рублей. В первой половине января вся сумма полностью будет перечислена в Госбанк.

28 июня 1942 года.

В Алферовском сельсовете учащиеся продолжают начатое дело – сбор лекарственных растений. Организуются новые бригады учащихся, которые включаются в работу. В сельхозартели «Красное знамя» организованная учительницей тов. Лаенко бригада собрала 25 кг., полыни, 8 кг., пастушьей сумки, 7кг., одуванчика и 16 кг., крапивы.

13 ноября 1942 года.

С высоким патриотическим чувством трудящиеся нашего района организовали сбор праздничных подарков бойцам Красной армии. На фронт бойцам отправлено 478 посылок весом 6229 кг. В посылках послано 1940 кг. полукопченой колбасы, 202 кг. свиного сала, 113 кг. копченой рыбы, копченые утки, гуси – 142 шт., сливочного масла 778 кг., домашнего печенья, 5000 штук яиц, табаку 323 кг., мёду 91 кг., боченок варенья, 369 литров красного вина.

Апрель, 1942 г. Построим танк «Новохоперец»

На колхозных собраниях Пыховского сельсовета был организован сбор средств на постройку танка «Новохоперец». Колхозники приняли активное участие в этих мероприятиях и отдали свои сбережения. В колхозе им. 8 Марта собрано на постройку танка 400 рублей, «Завет Ильича» - 420 рублей и т.д. Всего собрано 1100 рублей.



Сто трудодней на оборону Родины

С чувством высокого патриотизма выполняя свой долг перед родиной, стремясь оказать свою помощь фронту, чтобы скорее разгромить свору фашистских захватчиков, пробравшихся на нашу священную землю, член сельскохозяйственной артели «Червона Зирка» (Централь) тов. Голишевский отчислил в фонд обороны родины 100 трудодней.

П риложение 2.

Солдатская каска





Катюша







Танк Т-34







Приложение 3.

Вопросы викторины

1. Немецкий план ведения войны против СССР? (план Барбаросса)

2. Какой призыв звучал в годы войны? (Всё для фронта! Всё для победы!)

3. Сколько дней шла Великая Отечественная война? (1418)

4. Какой город гитлеровские войска окружили, но так и не смогли захватить? (Ленинград)

5. Временная дорога, проложенная по люду Ладожского озера, стала для тысячи ленинградцев… (Дорогой Жизни)

6. После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва)

7. Один из военных парадов на Красной площади был особенным: войска проходили по площади и в этот же день отправлялись на фронт, где вступали в бой с фашистами. Назовите дату этого парада. (7 ноября 1941г.)

8. Когда начались ожесточенные бои за Сталинград? (летом 1942г.)

9. Результатом этого сражения стало сдача в плен войск генерала Паулюса. Какое это сражение и его дата? (Сталинрадская битва, февраль 1943г.)

10. Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения? (Георгий Константинович Жуков)

11. Дважды орденом «Победы» были награждены 3 человека. Назовите их.

(Г.К. Жуков, И.В. Сталин, Александр Михайлович Василевский)

12. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». О чём идёт речь? (это боевая техника: танки, самолёты)

13. Конструктор, руководитель работ по созданию танка Т-34, лучшего танка Второй мировой войны. (Михаил Ильич Кошкин)

14. По-японски она означает «череп», и спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? (каска)

15. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария?

(Водрузили знамя Победы над Рейхстагом)

16. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

(8 мая 1945г.)

17. Какой день стал Днём Победы в войне с фашистской армией?

(День 9 мая 1945г.)

18. За годы войны ими стали 11600 человек, 86 из них – женщины. Кто это?

(Герои Советского Союза)

19. Сколько Героев Советского Союза наших земляков? (12 и 1 полный кавалер ордена Славы)

20. Кто из наших земляков стал полным кавалером Ордена Славы? (Трофим Кузьмич Киселев)

21. В честь каких Героев Великой Отечественной войны названы улицы нашего города ( Иванова, Машкова, Крейзера)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!