СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обязательного коррекционного занятия "В гости к осени".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и систематизировать представления обучающихся об осенних изменениях в природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект обязательного коррекционного занятия "В гости к осени".»

1



ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» с. Черный Отрог















Конспект обязательного коррекционного занятия в 3 классе

Тема: «В гости к осени»

26 ноября 2014г















Учитель - дефектолог:

Рахматулина Аниса Иксановна





Тема: «В гости к осени» Цель: систематизировать представления учащихся об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закрепление знаний о признаках осени;

- уточнение знаний о сезонных изменениях в жизни животных леса;

Коррекционно - развивающие:

- создание условий для развития восприятия времени, посредством разрешения специально смоделированной проблемной ситуации;

- создание условий для развития логического мышления и устной связной речи, обогащения словаря через ответы на вопросы, подбор слов признаков, составление рассказа по картине;

- создание условий для активизации мыслительной деятельности на основе отгадывания загадок, дидактических игр: «Приметы осени», «Угадай, с какого дерева лист», «Осенние слова», «Закончи предложение;

- создание условий для коррекции долговременной памяти посредством воспроизведения стихотворений;

- создание условий для развития и коррекции мелкой моторики рук посредством раскрашивания осенних листьев, рисования дорожки зайца пластилином; - создание условий для коррекции и развития личностных качеств учащихся: эмоционально-волевой сферы навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства;

Коррекционно - воспитательные:

- воспитание нравственных качеств доброты, отзывчивости;

- воспитание аккуратности при выполнении заданий.


Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- МР 3 «Времена года», октябрь

- сюжетные картинки по теме: «Осень»;

- предметные картинки по теме: «Осень»; - набор осенних листьев;

- цветные карандаши, шаблоны листьев;

- картон, пластилин; - мяч.









Ход занятия:

I. Организационный момент. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Психологический настрой Ребята, сегодня у нас необычная встреча, улыбнитесь друг другу. Подарите свою улыбку мне и нашим гостям. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение.

II. Вводная часть Ребята, послушайте, стихотворение. Вам нужно угадать о каком времени говорится в стихотворении? Поспевает брусника

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика,

В сердце только грустнее

Стаи птиц улетают – прочь,

За синее море.

Все деревья блистают,

В разноцветном уборе!

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Правильно, это стихотворение об осени. Какими словами в стихотворении говорится об осени?

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить на занятии?


Сообщение темы и цели занятия. Сегодня мы совершим путешествие во времени, а именно отправимся в гости к осени. Тема нашего занятия: «В гости к осени». Мы обобщим знания о сезонных изменениях в природе и отметим, как сезонные изменения природы повлияли на жизнь растений и животных.

Сюрпризный момент. Ой, ребята, тише, тише,… Что - то странное я слышу. Гости, какие - то к нам спешат и как будто бы шуршат.

Заходит ученик в костюме зайца. Заяц: Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, заканчивается осень или нет? Ведь менять шубки дело для, зайцев не простое.

Этот вопрос очень даже интересный. Ребята, поможем зайцам?

Конечно, мы обязательно вам поможем.Приглашаем вас на наше занятие. Присаживайтесь. В конце занятия все вместе решим надо менять шубки или еще рановато это делать.

Актуализация знаний. Итак, мы отправляемся в гости к осени. Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из трех месяцев. Как называются месяцы осени? Какой сейчас месяц осени? Ребята, а какая сегодня погода?


III.Основная часть занятия. 1) Приметы осени

С давних времен люди сочиняли стихи, песни, загадки и пословицы про осень. Сейчас Тимур расскажет стихотворение: «Осени приметы». Ребята послушайте внимательно, о каких приметах осени говорится в стихотворении.

Тонкая березка в золото одета. Вот и появилась осени примета.


Птицы улетают в край тепла и света, Вот вам и другая осени примета.


Сеет капли дождик целый день с рассвета, Этот дождик тоже осени примета.

О каких приметах осени говорится в стихотворении? Какие приметы осени мы наблюдали? Что вы еще знаете про осень? Дидактическая игра: «Приметы осени»

Ребята, мы вспомнили приметы осени, которые наблюдали. А сейчас поиграем в игру: «Приметы осени»

У меня на столе картинки, на которых изображены признаки осени, зимы и лета. Вам нужно выбрать картинки, на которых изображены признаки осени. Молодцы, вы правильно выбрали и назвали признаки осени. А теперь под каждую картинку подберем описание.

//Солнце светит и греет совсем мало. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Холодно, часто бывают дожди. На деревьях листья меняют окраску, начинается листопад. Травка желтеет и засыхает. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся зиме. //

2) Сезонные изменения в природе в сентябре

(На доске картина с изображением осени) Ребята, как называются месяцы осени? Ребята, какой месяц осени изображен на картине? Почему вы решили, что это сентябрь? Какая погода в сентябре? Какого цвета листья на деревьях? Почему изменяется окраска листьев? Что мы можем сказать о долготе дня и ночи?

3) Сезонные изменения в природе в октябре. Итак, мы назвали признаки осени, вспомнили, какие изменения в природе наблюдали в сентябре. Как называется второй месяц осени?

Какие изменения происходят в природе в октябре? Какая погода в октябре? Что мы можем сказать про солнце (небо)? Как изменились долгота дня и ночи? Какие явления природы мы наблюдали в октябре (дождь, туман, заморозки)? Что можем сказать про деревья? Какие листья на деревьях? Что делают птицы? Чем заняты животные? В октябре дни короче, ночи длиннее, солнце светит мало. Погода быстро меняется, то дождь идет, то солнце выглядывает из-за туч. Деревья стоят нарядные. Листья меняют цвет. Начинается листопад. Оказывается, деревья и кустарники сбрасывают листву неслучайно. Это защита от зимней стужи. Октябрь - самое красивое время осени в природе. Октябрь называют периодом золотой осени. Ребята, помните в октябре мы ходили на экскурсию в парк. Вам понравилось? А что вам понравилось? Красиво было в парке? Какие деревья мы видели? Дидактическая игра: «С какого дерева лист» Я буду показывать лист, а вы попробуйте, угадать с какого дерева лист. (кто угадал, получает два листочка: лист и нераскрашенный шаблон листочка). Молодцы, хорошо знаете деревья. Ребята, посмотрите, как красиво волшебница - осень раскрасила листья. Сейчас вы тоже, как маленькие волшебники, раскрасите листья, которые лежат у вас на столе. (включаю МР3 запись Чайковского «Времена года» Октябрь ) Раскрашиваем аккуратно. У вас получились очень красивые листья.

Динамическая пауза: «Танец осенних листьев» Ребята, давайте превратимся в осенние листья и сделаем динамическую паузу.

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил…

4) Сезонные изменения в ноябре Ребята, мы поговорили о двух месяцах осени. Как называется третий месяц осени? Правильно ноябрь. Ноябрь в природе называют периодом поздней осени. Данил расскажет стихотворение: «Поздняя осень». Ребята, внимательно послушайте, какие изменения в природе происходят в ноябре.

Стихотворение: «Поздняя осень» Наступают холода. Небо помрачнело, Даже в озере вода будто почернела. И, цветы, что лишь вчера так цвели красиво – Изменили свой наряд и глядят уныло. Листья кружат на ветру, землю укрывают, Завершая жизнь свою, тихо умирают. Улетели стаи птиц вслед за теплым летом…. Уже Матушка – Зима ходит рядом где – то.

Ребята, о каких признаках осени говорится в стихотворении? Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

В ноябре листья все облетели и почернели, и только сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем. И выпадает первый снег. Ноябрь в природе называют периодом поздней осени. Мы отметили, какие изменения в природе произошли в сентябре, октябре и ноябре. Подведем итог. Какие изменения в природе мы наблюдали в сентябре, октябре и ноябре?

Ребята, вы правильно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. А сейчас мы поиграем в игру: «Осенние слова».

5) Дидактическая игра: «Осенние слова». (Дети встают в круг) Какими словами мы можем описать осень? Я называю, например: ранняя осень, передаю мяч следующему игроку, т.е называем одним словом какая осень и мяч передаем следующему игроку. (Ранняя, теплая, красивая, золотая, разноцветная, дождливая, холодная, поздняя, унылая…)

6) Беседа об осенних изменениях в жизни животных. Ребята, мы отметили, какие изменения произошли в жизни растений. А теперь посмотрим, как изменения в природе повлияли на жизнь животных леса. Посмотрим, чем заняты животные осенью.

Работа с пластилином (Рисуем тропинку)

В лесу осенью очень красиво.(Слайд ) Но в лесу можно легко заблудиться тропинки узкие, петляют. Чтобы нам не заблудиться нарисуем пластилином лесную тропинку.

Тропинки готовы, отправляемся по тропинке в лес. Ребята, каких животных можно встретить в лесу? Ребята, а чем заняты животные осенью? //Презентация: «Как животные леса готовятся к зиме»//

Ребята, послушайте внимательно загадку, если отгадаете, узнаете про каких животных, будем говорить на занятии. (Слайд)

Загадка Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой (медведь). (Слайд) Как вы догадались, что это медведь? Что вы знаете про медведя? Какие заботы у медведя осенью? Как медведь готовится к зиме? Как называется жилище медведя?

//Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал. Осенью он готовит свою берлогу. В лесной глуши медведь выбирает укромное место под корнями деревьев. Выроет ямку, выстелит её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскает веток, закроет вход. Вот и готово медвежье жилье – берлога. А так как, он подготовил себе уютное жилище и запасся толстым слоем жира, ему не страшна зимняя стужа.// Загадка Может быть, вы не поверите мне, 
Но я увидела грибы на сосне. 
Разве грибы на деревьях растут? 
Что-то совсем непонятное тут. 
Надеты на ветки маслята, опята. 
Кто их на зиму сушит ребята? 
Правильно. Это белка. (Слайд) Что вы знаете про белку? Как белка готовится к зиме? Как называется жилище белки?

// Белка делает себе запасы на зиму. 
Ведь зимой, когда выпадает снег, невозможно найти пищу. Она тащит все в свое жилище. Жилище белки называется дупло.
К наступлению холодов белочка выстилает дупло сухой травой, вход в дупло закрывает травой, сворачивается калачиком, накрывается хвостом и дремлет. Просыпается только для того, чтобы поесть.
Цвет своей шёрстки белочка тоже меняет, к зиме шерсть становится серой (Слайд)// Загадка Рыжая головка Хвост пушистый - краса, А зовут ее ….лиса.(Слайд) Что вы знаете про лису? Какая она? Как лиса готовится к встрече зимы? Готовит лиса запасы на зиму? Как называется дом лисы? //Дом у лисы – нора. Там она может спрятаться от зимней стужи.
Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.//

Загадка Что за зверь лесной, Встал как столбик под сосной. И, стоит среди травы - Уши больше головы. Правильно это заяц. (Слайд)

Как заяц готовится к зиме? Делает заяц запасы на зиму? Есть у зайца жилище? Чем заяц в лесу питается? Почему заяц меняет шубку? //С наступлением холодов заяц меняет свою серую шубку на «белую», теплую. Замена серого цвета белым спасает зайца зимой от хищных зверей. Ведь у зайца много врагов: волк, лиса. Летом и осенью зайцу легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. В отличии от белки заяц не делает на зиму не запасов еды, не строит себе жилье. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает, тихо ли кругом и побежит искать себе пищу. Питается заяц молодыми веточками, корой деревьев. (Слайд).//

Итак, ребята мы посмотрели, какие изменения произошли в жизни животных осенью.(Слайд) Осенью у животных много забот, они готовятся к зиме. Что мы можем сказать про медведя? Как белка готовится к зиме? Как приспосабливаются к наступлению холодов заяц и лиса?


IY. Заключительная часть занятия

Мы побывали в гостях у осени, вспомнили признаки осени, названия месяцев, отметили, какие изменения произошли в природе и как лесные жители подготовились к зиме. (Слайд) А теперь давайте проверим, как вы всё это запомнили. Давайте с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я говорю и бросаю мяч, а вы заканчиваете фразу и бросаете мяч обратно.

Игра: «Закончи предложение»

- Наступила … осень.

- Солнце светит…

-Дни стали короче, а ночи…

- Погода…холодная

- Листья на деревьях… пожелтели, опали.

-В тёплые края улетели… птицы.

-Звери подготовились к… зиме.

-Медведь спит в … берлоге.

-Белка заготовила запасы, поменяла … мех

-Белка сушит на зиму… грибы.

- У лисы мех стал….,

-Заяц зимой станет… белым.

Ребята, давайте подведем итог занятия и дадим зайцам правильный совет. Уважаемые зайцы!  Наступила поздняя осень. Деревья стоят голые, травка пожелтела, птицы улетели в теплые края. Прилетели зимующие птицы. Животные подготовили запасы к зиме. Уже выпадает снег. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят.

Зайцы вам понравилось наше занятие? Вы внимательно слушали? Узнали для себя, новое интересное? И наконец, вы поняли, что вам пора менять ваши шубки.

Заяц (ученик): Мы поспешим в лес, расскажем своим зайцам, братьям и сестрам, что наступила поздняя осень, пора шубки менять на белые.

Нам нужно торопиться. Спасибо вам за интересное занятие. До свидания!

Ребята, нам тоже пора возвращаться.

Ребята, я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень подходит к концу. А, какое время года наступит после осени? Правильно зима. Об изменениях в природе зимой мы поговорим на следующих занятиях.

Рефлексия. Ребята вам понравилось наше занятие?

Ребята, мне понравилась ваша работа на занятии. Молодцы! (Оценивание каждого ученика)









































1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!