СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обобщающего урока по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Самоубийство Катерины – сила или слабость?»  

Цель урока: повторить  изученный  материал:   г. Калинов и его жители, их нравы, обычаи; проследить, как А.Н. Островский раскрывает силу русского характера, универсально реализует метафору грозы; как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей; раскрыть своеобразие жанра пьесы; воспитывать интерес  к русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект обобщающего урока по пьесе А.Н. Островского «Гроза».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Покровка Бековского района Пензенской области











Обобщающий урок по пьесе А.Н. Островского «Гроза».











Подготовила Орлова Нина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Покровка




















с. Покровка, 2018

Тема урока: Обобщающий урок по пьесе А.Н. Островского «Гроза» «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

Цель урока: повторить изученный материал: г. Калинов и его жители, их нравы, обычаи; проследить, как А.Н. Островский универсально реализует метафору грозы: как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей; раскрыть своеобразие жанра пьесы; воспитывать интерес к русской литературе.

Оборудование: нетбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Ход урока.

Слайд 1

  1. Оргмомент.

  2. Тема урока: Обобщающий урок по пьесе А.Н. Островского «Гроза» «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

Вступительное слово учителя

На фоне мелодии Л.Бетховина из «Лунной сонаты» учитель читает:

Пусть непорочны домашние стены,

Пусть дорога уводит во тьму, -

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому. Н.Заболоцкий

Слайд 2-3

Красоту, самоотверженность и скромность русских женщин воспевали ещё с древних времен. Уже на страницах «Слова о полку Игореве» (1185 год) мы встречаем плач Ярославны, жены князя Игоря. Она – воплощение чистой любви и верности. Образ русской княгини показывает и её страдания от разлуки с любимым, и скорбь о гибели его дружины.

Николай Михайлович Карамзин в «Бедной Лизе» рассказывает о простой русской девушке и силе её любви. Русская женщина Карамзина – слабая и беззащитная. Похожие образы встречаются и у Пушкина. Маша Миронова из «Капитанской дочки» пример скромности, но в ней уже чувствуется внутренний стрежень, который позволяет пройти через все преграды судьбы и помочь любимому. Такой же хрупкой снаружи и сильной внутри предстает Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Она способна горячо и преданно любить, но в то же время женщина чтит нравственный закон и не позволяет чувствам его нарушить. В русской девушке Пушкина есть гордость и смелость, которые сочетаются с ангельским очарованием. К подобным образам относится и Наташа Ростова из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Она — само обаяние, но за этой внешней легкомысленностью скрывается доброе и чуткое сердце, способное преданно любить. Немного иной образ рисует А.Н. Островский в пьесе «Гроза». Его Катерина – луч света в темном царстве. Но сила её противостояния «темному царству» очень велика. Внутренний конфликт добродетели и страсти толкает девушку на самоубийство.

В этой стойкости духа и заключается сила русских женщин всех эпох и времен. Их мягкость, нежность, в сочетании с очень сильным и самоотверженным характером, вдохновит еще не одно поколение поэтов и писателей.

Положение женщины на протяжении всего времени существования Руси менялось. Сегодня нас интересует жизнь женщины в России в 19 веке.

Слайд 4

В первой половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены, работницы и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. На страницах литературы мы знакомимся с понятием «домострой».

-Что такое «Домострой»?

Слайд 5

Итак, сегодня заключительный урок по пьесе «Гроза А.Н. Островского»

  1. Что вы знаете о создании пьесы

Путешествуя по Волге, А.Н.Островский задумал пьесу о положении Женщины в русском обществе, которую пишет в 1859 году…

А.Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Женщина к этому времени обладает относительной свободой, в плане равноправия и образования. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой сильной женщины, её неизбежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому.


- Итак, нас ждет встреча с героями драматического произведения А.Н. Островского «Гроза». Я думаю, что к этой встрече мы уже готовы.

- А.Н.Островский придавал большое значение имени – образу – судьбе своих героев. И мы не будем нарушать эту традицию. Проанализируем героев пьесы.

Слайд 6

Характеристика Дикого ( Д. I.явл. 2,3; Д. III явл. 2; Д. IV явл. 2).

Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».

Порой Дикой и сам не рад своему характеру: обругав однажды во время великого поста мужика, который пришел к нему за деньгами, он после на коленях просит у него прощения. Примечательно, что Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по натуре он малодушен и труслив. «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами», - справедливо говорит Кабаниха. Именно к Дикому из всех героев пьесы больше всего подходит определение «самодур».




Слайд 7

Характеристика Кабановой ( Д.I явл. 3,5; Д. II явл 3,5)

Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить», - говорит она своим детям.

Кабаниха чувствует, что ее время уходит, и всеми силами старается отдалить конец, заставляя близких формально соблюдать «правила приличия». «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит о ней Кулигин Борису.

Тем не менее в конце пьесы Кабаниха теряет свою власть: Варвара убегает из дома, Катерина кончает жизнь самоубийством, а Тихон прилюдно обвиняет ее в смерти жены.


Слайд 8

- Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?


О Диком говорят: "ругатель"; "как с цепи сорвался"


О Кабанихе говорят: "все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"


Дикой сам говорит: "дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак".


Кабаниха сама говорит: "вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет".


Вывод учеников. Дикой – ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми.

Вывод учеников. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.


Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей воле. В обществе города Калинова действует произвол, грубость, семейный деспотизм, самодурство.


- На чём же основано самодурство и сила диких?

- на власти;

- материальной зависимости;

- на домостроевских, освещённых церковью и стариной, патриархальными традициями семейных законах;

- на традиционной покорности и невежестве людей.


- Есть ли силы, противостоящие самодурной силе хозяев жизни?


Слайд 9

Кулигин, характеристика:

Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.

Советует «угождать как-нибудь» самодурам.

Он несёт в народ культуру и просвещение, демонстрирует развитость и самостоятельность мышления. Но он мечтатель, а не борец: его проекты неосуществимы. Нет в нем сила противостояния, поэтому он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. Но жестокие нравы города Калинова он описывает достоверно.


Монолог Кулигина «Жестокие нравы…», чтение наизусть.


Вывод учителя: "Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" - это принципы жизни в городе Калинове.


Прослушайте фразу. Вспомните образ. Какую роль играет этот образ в произведении А.Н. Островского?

Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.


Слайд 10

Феклуша. Она несёт тьму и невежество, её рассказы внушают страх и искажение представлений о мире. Впервые в её монологах звучит мысль о близком конце этого времени. Невежественные и необразованные жители верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят ей (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).


Слайд 11

Представьте этот образ:

-Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Расскажите об этом герое.

Тихон Иванович Кабанов - сын богатой купчихи Кабанихи. У Тихона есть сестра Варвара Кабанова. Тихон женат на молодой женщине, главной героине пьесы - Катерине Кабановой. Тихон Кабанов - бесхарактерный мужчина, настоящий "маменькин сынок". Тихон не смеет ступить и шагу без согласия матери. При этом он глубоко несчастлив и живет в доме матери, как в тюрьме. Когда погибает Катерина, Тихон винит во всем свою злую мать, не признавая за собой вину. Какая уж в нём сила?

Слайд 12

Ещё один образ:

- И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Варвара дочь М.И. Кабановой, сестра Тихона Кабанова. Попробуйте охарактеризовать Варвару. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха.

Слайд 13

Что можно сказать об этом образе:

-Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.


Ваня Кудряш - это молодой человек, возлюбленный Варвары Кабановой. Ваня Кудряш работает конторщиком у вздорного купца Дикого. Кудряш - сильный, крепкий парень. Ваня Кудряш - грубиян и парень с характером. Он не боится купца Дикого, которого в городе боятся все. Кудряш и Варвара Кабанова тайно встречаются за спиной у Кабанихи, матери Варвары. В конце пьесы Варвара убегает с Кудряшом из дома. 

Слайд 14

Представьте следующий образ:


-Не по своей воле еду: дядя посылает.


Борис Григорьевич - молодой мужчина, племянник купца Дикого. Борис хорошо образован и одевается модно, "не по-русски". Борис недавно приехал в город Калинов из Москвы, где жил с родителями и сестрой. Родители Бориса умерли. Бабушка оставила Борису и его сестре наследство. Но получить наследство они могут только, если будут вести себя почтительно с дядькой Диким. Борис пытается угодить вздорному и жадному дядьке, но, судя по всему, ему все равно не видать наследства. Борис - неплохой, но трусливый и бесхарактерный человек. Наследство оказывается для Бориса важнее возлюбленной Катерины Кабановой. Отчасти из-за этого предательства Катерина решает расстаться с жизнью и в конце концов погибает.

Слайд 15

-Какое место занимает Катерина системе образов пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

-Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о силе её характера, честности и искренности?


Катерина Кабанова - молодая женщина, умная, добрая и открытая натура. Родители воспитали ее в любви и свободе. В родной семье она не знала печали. Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина стала очень несчастна. Свекровь Катерины - злая старуха Кабаниха - обижает безответную Катерину. Муж Тихон не заступается за жену и сам нередко обижает ее. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Дикого. Она тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Но вскоре Тихон возвращается. Не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду о своей измене. Тем временем возлюбленный Катерины, Борис, уезжает из города. Он отказывается взять Катерину с собой, чтобы не злить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, Катерина бросается в Волгу и погибает.

- Катерина не похожа на других. Совестливая. Врать не умела, потому и мужу и свекрови всё рассказывала. В бога очень верила и решительная была. Как-то в детстве ее обидели чем-то, она и убежала на Волгу, села в лодку и всю ночь «каталась». На следующий день верст за десять нашли. Проживая в семье Кабанихи она не понимала почему она должна безоговорочно подчиняться свекрови. Мужа своего, Тихона, она готова была полюбить, но он был такой слабохарактерный!... Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!... Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...».

Чтение монолога.

Но вольная птица попала в железную клетку. И билась, и тосковала, пока не освободилась. Монолог Катерины раскрывает нравственную сторону конфликта: мучительный разлад в её душе, выбор между долгом и возможностью греховного счастья.

У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность. Катерина боится, что смерть застанет её с помыслами греховными, лукавыми.

Уже во 2 действии, 2 явл. мы узнаем, что Катерина любит Бориса и это чувство захватило ее целиком. Здесь она впервые признается в любви.


-Как раскрывается сила чувства героини? («Такая уж я зародилась, горячая.» «…уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой… в окно выброшусь, в Волгу кинусь…») Именно этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.


Слайд 16

-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается ему на шею, падает перед ним на колени. О чем она просит? (Чтобы муж не уезжал)


-Почему она так поступает? (Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести.)

Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)
–Обратимся к тексту. (Д.2, явл. 3,4.)Чтение по ролям

Тихон уезжает, и голос совести звучит в душе Катерины все отчетливее. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Но все толкает к Борису, и унижения свекрови, и равнодушие Тихона, и любовь, которая уже поселилась в её душе, но она пытается сделать последнюю попытку - уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины - ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье.


С чувством облегчения, чувством свободы произносит Тихон: «Да-с, маменька, пора». Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину. Тихон – орудие в руках Кабанихи. Но чем больше Катерину унижают, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью.


  • этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа.


Слайд 17


Вывод: -Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни? (дети поочередно называют основные черты открывающиеся на слайде: непосредственность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, страстность и поэтичность натуры) характера героини, доброта, честность, моральная чистота,

Слайд 18


Недаром А.Н. Островский называет свою пьесу «Гроза».

Вся пьеса Островского связана со значением слова “гроза”.

При этом он универсально реализовал метафору грозы в пьесе, потому что угроза, гроза в обществе, в середине 19 века, надвигалась со страшной силой. В драме А.Н. Островского ярко выражен социальный конфликт: мир Диких и Кабаних с одной стороны и Кулигин, Борис, Кудряш – с другой.


Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции, с образом грозы связаны все важные моменты сюжета. Потому что гроза как природное явление связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, гроза несёт страх, разражается в кульминационной сцене признания Катерины.


Слайд 19

Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

В словаре В.И. Даля “гроза” - страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.


Слайд 20


Метафора грозы связана почти со всеми действующими лицами.


Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”.

Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущих, то есть Дикого, Кабановой, которые хотят удержать власть.

– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)


Островский показал, что порядок города Калинова, корни которого старообрядческие, держится на страхе, деньгах. Представьте себе, сколько было пролито слез за дубовыми купеческими заборами, сколько душевной тоски и муки таили в себе толстые домашние стены…


Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Д.И. . Писарев.)

Слайд 21


Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.


В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)


Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.



В чем же заключается своеобразие жанра «Грозы»?


Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми и невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где всё люди «с песьими головами».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Слайд 22

Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом с обществом не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь «живые завидуют... умершим» пишет Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве».

Трагична участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона

Н. А. Добролюбов писал, что «горе» трагедия Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу?

Трагично по своей безысходности положение Кулигина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура — Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный» «честным трудом».

Трагична судьба Бориса, который не волен распоряжаться собой.

Трагична судьба Варвары, которая вынуждена бежать из родного дома на чужбину.



Слад 23

Катерина отличается от «темного царства» города Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх перед Богом за грех самоубийства. Духовная сила Катерины «...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию» (В. И. Немирович-Данченко).

Своеобразием трагедийного жанра является физическая гибель главной героини. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

Своеобразие жанра пьесы и в том, что мы, с ежесекундно ощущаем надвигающуюся грозу. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.

При всей своей трагичности пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.



Слайд 24-25

Итак, жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала личности человека ощутить чувство собственного достоинства.



Д.З. Напишите рассуждение на тему «Взгляд на Катерину современного школьника»

Итоги, оценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!