СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи "Чтение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка""»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»





КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Старшая группа.







Воспитатель:Пежирова Т.А..

















Цель: познакомить детей с русской народной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции(присказка, зачин); помочь полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного народного творчества(победы добра над злом, счастливый конец

Задачи:

 Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

​ Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

Воспитывать любовь к сказкам, чувства сопереживания героям.



Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», кувшин.

Предварительная работа: Просмотр по компьютеру русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята подойдите к книжному шкафу, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.

 Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

 Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» . Сидим и внимательно слушаем.

Воспитатель: Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели, и доброму концу порадоваться.  Какие же необычные, сказочные события происходят с сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой? (Иванушка превратился в козлёночка, но козленочек разговаривает, как человек, есть в сказке ведьма, которая Аленушку на дно реки кинула, и т.д.)

​ Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный? Почему? (Нет, надо слушаться старших)

Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? (Нет, она злая, завистливая)

Воспитатель: Обратите внимание на язык сказки. Он отличается от рассказов и стихов. Обычно сказки начинаются так: «Жили-были старик со старухой…» и концовка интересная «Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле».

Воспитатель: Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). 

​ Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

 Кто спас Аленушку? ( Купец).

​ Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

Воспитатель: Ребята, в сказках есть сравнения, описания, которые свойственны русским народным сказкам. Например:

«Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки».

«Идут они по дальному пути, по широкому полю»

. Шли-шли-солнце высоко колодец далеко, жар донимает, пот выступает»

«Залилась Аленушка слезами».

«Я тебя наряжу в злато-серебро…стали они жить-поживать..»

Воспитатель: А сейчас вместе со мной повторяем хором жалобу козленочка и ответ Аленушки. Дальше попробуем по отдельности. Давайте, дети, послушаем Аделину, Нас-

тю. Молодцы, девочки. Прямо как герои сказок вы разговаривали.

Воспитатель: Ребята, чтобы вы не забывали сказку, попробуем инсценировать отрывок сказки о том, как шли сестра с братом по широкому полю и встречали на своем пути копытца с водой. Слова «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает»

говорим все хором.

Воспитатель: Ребята, к этой сказке художник В.Васнецов нарисовал картину. ​ Кто изображен на картине? ( На картине изображена Алёнушка)

​ Какое настроение у Алёнушки? ( Грустное, тоскливое, печальное).

 Через какие предметы в этой картине выражается добро? ( Через Алёнушку, ласточек).

камень, темная вода, лес)

 Представьте, какую бы пела песню Аленушка, если бы ожила? Почему вы думаете так? (Печальную).

Воспитатель: Дети, у меня в руках кувшинчик, только он необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д

Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого. Понравилась вам сказка? Дома расскажите ее младшим братьям или сестрам. А на занятии по рисованию мы будем сегодня рисовать эту сказку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!