Конспект открытого урока математики.
Предмет: математика
Класс: 4 «А»
Учитель: Зубенко Наталья Николаевна
Тема: «Решение практических задач по теме: «Величины».
Цель урока: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач.
Задачи урока:
- формировать положительную учебную мотивацию;
- развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в паре, в группе с целью решения поставленных учебных задач;
- формировать потребность применять полученные знания и умения в процессе решения практических задач;
- формировать адекватную оценку своей деятельности и деятельности своих одноклассников.
Форма урока: урок-мастерская.
Тип урока: урок применения полученных знаний и умений.
Используемые технологии: проектное обучение, информационно – коммуникационные технологии, технология «Педагогика сотрудничества», игровая технология, современная технология оценивания.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД:
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- понимание причин успеха в учёбе;
- развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- формирование внимательности и аккуратности в вычислениях; требовательное отношение к себе и к своей работе.
Регулятивные УУД:
- принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий;
- умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы;
- адекватно воспринимать оценку одноклассниками своей работы.
Коммуникативные УУД:
- развитие математической речи;
- участие в парной, групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач;
- развитие умений формулировать собственное мнение, строить понятные для окружающих высказывания;
- проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД:
- использовать освоенные на уроках математики способы действий для создания проекта.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Приёмы работы: деятельностный подход к обучению. (самостоятельный поиск решения задач).
Методы работы: метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Дидактические средства: электронная доска SMART, проектор, презентация, на листе ватмана исходный продукт (три торта), геометрические фигуры трёх цветов, карточки-таблицы для парной работы, карточки-таблицы для групповой работы, конверты, карточки с разноуровневыми заданиями (c тремя цветными значками), шкала самооценки.
Ход урока. I. Организационный момент:
Ученик:- Необычный день у нас!
Ученик:- И гостями полон класс.
Ученик:- Что гостям сказать нам надо?
Все: - Видеть Вас мы очень рады!
Учитель:- На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел!
Соберитесь, успокойтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел!
II. Оформление записей в тетрадях.
- Итак, ребята! Урок математики.
III. Актуализация знаний. Математический диктант: (задания читает учитель)
- Для закрепления темы «Величины» сейчас выполним математический диктант.
3 кг – 400г =……. (3 кг минус 400г)
2 ч – 15 мин =…... ( от 2 ч отнять 15 минут)
4 ц – 35 кг = …… ( 4 ц уменьшить на 15 кг)
¼ ч = ……. мин (1/4 часа это сколько минут?)
3/5 ц = …… кг (3/5 центнера это сколько килограммов?)
1/2 кг = ….г (1/2 килограмма это сколько граммов?)
- Проверим работу по слайду. (см. слайд)
2кг600г; 1ч45мин; 3ц65кг; 15мин; 60кг; 750г; |
- Докажите, как получили 60 кг? 750 г?
- Оцените свою самостоятельную работу с помощью шкалы самооценки. Критерии оценивания вы хорошо знаете. (Уч-ся в тетрадях на индивидуальных шкалах оценивают результат своего труда).
IV. Подведение к теме урока. Объявление темы.
- Учитель: Вчера я попросила Вас быть внимательными по пути в школу, обращать внимание на то, люди каких профессий встретятся вам на пути. – Расскажите о своих наблюдениях.
(- По дороге в школу я встретил таксиста, учителя, охранника, парикмахера, пекаря, врача….)
- Как вы думаете, всем ли им в процессе их труда нужна математика? (Да….. нет..)
- Ребята, людям любой профессии необходимы математические вычисления. Сегодня мы на примере одной из профессий в этом убедимся. Вы сейчас узнаете, о ком я говорю.
- Приглашаю Вас в мастерскую. - Какую? - Вы назовёте сами, если верно расположите величины в порядке возрастания.
(На интер. доске 3 величины: 5 ц 45 кг; 25000г; 10 кг 50 г; ) (Уч-ся самостоятельно записывают эти величины в порядке возрастания).
(Проверка по слайду.)
10 кг 50 г | 25000 г | 5 ц 45 кг |
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ | КОНДИТЕРСКАЯ | МАСТЕРСКАЯ |
- Итак, мы находимся в математической кондитерской мастерской.
- Как называют людей, которые работают в кондитерской? (кондитер)
- Сегодня на уроке, работая по теме: (См. слайд) «Решение практических задач», вы станете кондитерами и убедитесь в том, что людям этой профессии очень важно знать математику.
- Что мы будем выпекать? Вы сейчас догадаетесь. Я только подскажу, что для работы Вам потребуется: (См. слайд)
Точность Оригинальность Работоспособность Творчество |
- Теперь Вы поняли, что нам предстоит изготовить ТОРТ.
V. Составление плана действий. (См. след. Слайд. На слайде в беспорядочном расположении напечатан план предстоящей работы.) – Составим план предстоящей работы.
- Расположите этапы работы в нужной последовательности. (Дети на интер. доске составляют верный план работы)
Определить название теста для торта. Определить продукты и их количество. Замесить тесто. Выпечка торта. Оформление торта. |
- По этому плану мы будем работать.
VI.Реализация плана:
А) Определение названия теста для торта. Работа в парах.
- Ребята, работать будем в бригадах. Каждая бригада будет готовить свой математический торт. Сейчас каждой бригаде, работая в парах, предстоит расшифровать название теста для своего торта.
- Решите примеры и заполните таблицы №1:
1 бригада:
7 | 70 | 450 | 38 | 520 | 6000 | 9 | 60 | 364 | 225 |
| | | | | | | | | |
3038 – 3000 = к 130 * 4 = в
320 – 260 = н 90 * 5 = с
358 + 6 = о 560 : 8 = и
102 – 93 = т 7000 : 1000 = б
45 * 5 = е 4250 + 1750 = и
2 бригада:
5000 | 80 | 100 | 90 | 263 | 3004 | 67 | 600 |
| | | | | | | |
6700 : 100 = о 430 – 340 = о
256 + 7 = ч 40 * 5 +4800 = п
25 *4 = с 120 * 5 = е
80 : 16 + 75 = е 3024 – 20 = н
3 бригада:
65000 | 7200 | 280 | 8 | 580 | 750 | 365 |
| | | | | | |
490 + 90 = н 7000 : 100 – 62 = ё
36500 : 100 = е 465000 – 400000 = с
90 : 18 + 745 = о 7060 + 35 *4 = л
267 + 13 = о
(Кто задание выполнил, работают консультантами в своей бригаде, помогая товарищам).
(Устная проверка: - Скажите название теста, из которого Вам предстоит приготовить свой торт. (1бригада – бисквитное; 2 бригада – песочное; 3 бригада – слоёное)
- Оцените свою самостоятельную работу в паре с помощью шкалы самооценки. (Уч-ся в тетрадях на индивидуальных шкалах оценивают результат своего труда).
Б) (См. слайд с планом работы.) Определение продуктов и их количества. Работа в группах.
- Работать будете в бригадах. Правила работы в группе знаете. На предыдущем уроке мы их только что оговаривали.
- Каждая бригада должна рассчитать количество продуктов, необходимых для выпечки и определить время приготовления торта. Для этого нужно заполнить таблицу №2, решив задачи.
1 бригада:
Для приготовления бисквитного теста нужно взять пятую часть одного килограмма муки и столько же сахара. Разбить 6 яиц. Масло и молоко добавлять не нужно. Время приготовления – ¾ часа.
Продукты | Бисквитное |
масло | |
мука | |
сахар | |
яйца | |
молоко | |
Время приготовления | |
2 бригада:
Чтобы приготовить песочное тесто, нужно взять по 200 граммов муки и сахара. Масла на 50 граммов больше. Разбить 3 яйца и выпекать полчаса.
Продукты | Песочное |
масло | |
мука | |
сахар | |
яйца | |
молоко | |
Время приготовления | |
3 бригада:
Чтобы приготовить слоёное тесто, понадобится половина одного килограмма сливочного масла, муки - на 300 граммов больше, чем масла. Молока – ¼ часть килограмма, 1 яйцо. Выпекать нужно 120 минут.
Продукты | Слоёное |
масло | |
мука | |
сахар | |
яйца | |
молоко | |
Время приготовления | |
(Уч-ся работают в группах, самостоятельно заполняют таблицы №2)
Проверка (см. слайд)
Продукты | Бисквитное | Песочное | Слоёное |
масло | - | 250 г | 500 г |
мука | 200 г | 200 г | 800 г |
сахар | 200 г | 200 г | - |
яйца | 6 шт. | 3 шт. | 1 шт. |
молоко | - | - | 250 г |
Время приготовления | 45 мин | 30 мин | 120 мин |
Вопросы на внимание:
- Какой торт готовится быстрее? ( песочный)
- В тортах какого вида количество сахара и муки одинаковое? (песочном и бисквитном)
- Знание каких единиц измерения помогло справиться с задачами? (Единицы измерения массы и времени)
- Оцените свою самостоятельную работу в группе с помощью шкалы самооценки. (Уч-ся в тетрадях на индивидуальных шкалах оценивают результат своего труда).
В) (См. слайд с планом работы.) Замесить тесто. (Физминутка)
Физминутка «Пекари».
А теперь мы отдохнём.
Наше тесто заведём.
По столу муку рассеем.
Сеем, веем, сеем, веем.
Раскатаем, подождём,
С полки сахар, соль возьмём.
Противень быстренько протрём,
Торт мы вкусный испечём.
Г) (См. слайд с планом работы.) Выпечка торта. (Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями)
- Далее нам необходимо выпекать торты. Для этого индивидуально каждому пекарю нужно самостоятельно за короткое время решить 1 задачу. У вас на столах лежат карточки голубого цвета с тремя задачами разной степени сложности, каждая из которых обозначена геометрической фигурой определённого цвета. Красный цвет означает, что задача сложная, зелёный – легче. Если кто-то из вас сомневается, что не справится со сложной задачей, попробуйте свои силы на задаче, обозначенной жёлтой геометрической фигурой.
(Самостоятельное решение задач).
27 : 3 = 9 (т.) – за 1 день
25 * 9 = 225 (т.) – 1 бригада.
28 * 9 = 252 (т.) – 2 бригада.
(Для тех, кто выполнил самостоятельную работу, дополнительное задание: См. сборник: №3, , с. 37 -38)
500 кг = 500 000г
50 000 ц = 5 000 000 кг
500 т = 5 000 ц
7 000 000 кг = 70 000 ц
6 ц = 600 000 г
6 000 т = 6 000 000 кг
8 000 000 000 г = 8 т
6 т = 60. ц
12 300 кг = 12 т 300 кг
4 567 654 г = 4567 кг 654 г
Учитель: - Самостоятельную работу я проверю сама, когда сдадите тетради.
Д) (См. слайд с планом работы.) Оформление торта. (Коллективная работа)
- Ребята, у Вас на столах лежат конверты. Возьмите их в руки. Прошу вытащить из него геометрическую фигуру такого цвета, какой была помечена задача, которую Вы решали. Подойдите к доске и прикрепите к своему торту, т. е. украсьте его.
(Дети украшают свой торт).
- Вот такие замечательные математические торты Вы смогли приготовить в нашей кондитерской мастерской!!!
- Что общего Вы видете в этих тортах? (форма, размер )
- А что Вам напоминают 3 цвета, которыми украшали торты? (сигналы светофора, которые мы с вами повторяем )
- Какое общее название можно дать всем этим тортам? (Светофор)
VIII.Итоговая самооценка. ( На индивидуальных шкалах достижений уч-ся выставляют себе итоговую отметку за работу).
Обсуждение отметок. При необходимости – корректировка.
IX. Итог работы:
- А сейчас подведём итог нашей работы. (Обращение к плану)
- Какие математические знания и умения помогли нам в приготовлении исходного продукта, т.е. торта?
- Я думаю, что сегодня мы убедились в том, что математика необходима и кондитеру, и людям любой профессии. Хорошо изучайте эту науку. Она во всём нужна!
X. Д/З: з. №3(обяз.); 1№(по выбору); с. 38(сб.)
Дополнительные задания:
Вес 1 торта 2 кг 800 г. Его разделили на 20 равных частей. Найдите вес 1 части. (2800 : 20 = 140 (г))
- Сколько граммов будут весить 5 таких частей? 8 таких частей?
Торт стоит 460 рублей? Сколько рублей стоит ½ часть торта? ( 230 рублей) - Выразите эту стоимость в копейках. (23000 копеек)…