СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока на тему "Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными." во 2-м классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о словах с удвоенными согласными, произношениях и способах их переноса. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему "Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными." во 2-м классе»

Русский язык 2 класс «Школа России» Дата:

Тема: Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными, произношениях и способах их переноса.

Задачи:

1. Образовательные: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными.

2. Развивающие: развивать у учащихся фонематический слух; формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами; способствовать развитию орфографической зоркости.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к соседу по парте.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся слышать слова с удвоенной согласной, правильно обозначать их на письме, использовать правило переноса слов с удвоенными согласными.

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные: делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, карточки для оценивания учебной деятельности, музыкальная шкатулка.










Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Добрый день, учащиеся 2 «Г» класса. Меня зовут Яруллина Фируза Альфридовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

На доске мы видим запись, вам нужно выбрать подходящие карточки.

1 слайд

Вы пришли сюда … (учиться).

Не лениться … (а трудиться).

Работать как? … (старательно)

А слушать как? … (внимательно)

- А вы сегодня улыбались? 2 слайд

- Подарите улыбку друг другу, соседу по парте и мне.

- А какое волшебство может совершить улыбка? (поднять настроение).

- А для чего необходимо хорошее настроение на уроке? (чтобы хорошо работалось).

- Я желаю, чтобы у всех было радостное настроение, как у солнышко. (Учитель прикрепляет на доску картинку улыбающегося солнышка).

II. Актуализация знаний.

- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

- С каким звуком – «невидимкой» вы познакомились на прошлом уроке? (со звуком Й).

- Почему его так называют? (потому, что он прячется в гласной букве, которая дает двойной звук).

- А какие гласные буквы дают двойной звук? (Я, Е, Ё, Ю) 3 слайд

- В каких случаях они дают двойной звук? (в начале слова, в середине после гласной, в конце слова после гласной).

- Вам сейчас предстоит поработать в парах. Сначала вспомним правила работы в парах. 4 слайд

1. Слушай партнера внимательно. 2. Уважай чужое мнение; вежливо объясняй свое мнение. 3. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом. 4. Результатом работы пары является ваше общее мнение. Когда, пара будет готова, соединяете ладони.

– У Вас на партах лежат карточки. В этих словах найдите слова, в которых спрятался звук Й и подчеркните эти слова ручками, работаем парами. (работа с карточками). Парная работа.

Яма, ананас, улица, заяц, ёжик, девочка, рою, овёс.

Сравнивают правильность ответов на доске. 5 слайд

- Ну что ж, молодцы!

III. Самоопределение к деятельности. 6 слайд На доске:

ПРАЛЛЕЯГОРСУББОТАВКЛАСС

СТРАКРОССЛОРТЕЛЕГРАММА

- На доске записаны строчки буквосочетаний, в этих буквосочетаниях попробуйте найти слова.

- Давайте посмотрим на 1 строчку, какие слова, здесь есть (ответы детей). Учитель убирает лишние буквы. Остается: аллея, суббота, класс.

- Посмотрите на 2 строчку. Во 2 строчке получились слова: кросс, телеграмма.

- Итак, перед нами слова: аллея, суббота, класс, кросс, телеграмма. Скажите, пожалуйста, что объединяет эти слова? (Удвоенные согласные).

- Правильно, удвоенная согласная буква. Какие буквы подчеркнем в этих словах? В слове аллея – лл, суббота - бб, класс – сс, кросс – сс, телеграмма – мм. (Выключаю интер.доску).

- На урок пришли необычные слова. Как-то очень давно, слова решили чем-то выделиться, а чем не могли определиться. Слова, которые пишутся с заглавной буквы – место занято, непроизносимых согласных – в этих словах нет. И тогда они договорились, пусть в наших словах будет какой-то звук звучать долго, но не все слова согласились на такую работу. И поэтому, в русском языке таких слов не очень много и мы с вами сможем научиться хорошо слышать и правильно писать такие слова, в которых есть удвоенные согласные. (Учитель открывает музыкальную шкатулку и прикрепляет на доску буквы-близнецы).

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы детей).

- А именно, произношение и правописание удвоенных согласных.

- Какие задачи поставим перед собой? Чему мы должны научиться на уроке? (Правильно произносить, писать слова с удвоенными согласными и переносить эти слова).

Минутка чистописания

- Открываем тетради, произнося стихотворение.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою -

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Поставили тетради под наклоном, не забываем про правильную осанку при письме.

- Оставляем 2 строчки после вашей работы. Записываем сегодняшнее число на 3 строчке. 2 декабря. Обозначьте карандашом опасное место, поставьте ударение. Опасное место буква е, так как это словарное слово, написание нужно запомнить. Ударение падает на 3 слог.

- Далее пишем Классная работа. Подчеркните орфограмму в слове «Классная».

- На каждом уроке есть минутка чистописания. Сегодня у нас в гостях: буквы - близнецы: бб, лл, мм, сс (показывает на доске).

- Какие буквы вы видите на доске? (согласные, строчные, прописные буквы).

- Пропишите буквы с правильным соединением (дети прописывают, учитель на доске, пишем с нижним соединением).

-  Оцените самостоятельно свою работу в тетради. Поставьте карандашами «+» - если вы справились с заданием, «-» - если есть неточности.

- Молодцы. Встаньте те, кто справился с заданием, то есть поставили знак «+» (Прием «Тэйк оф – тач даун» «Встать – присесть»). А те, кто допустили неточности, значит, вам еще нужно поработать над определёнными буквами.

- Буквы надеются, что вы запомнили, и не допустите ошибки в правописании и произношении слов с удвоенными согласными.

IV. Открытие новых знаний.

Работа с презентацией. Объяснение нового материала. 7 слайд

Учитель: Удивительно, но при помощи звуков общаются не только люди, но почти все животные на Земле! Речевой аппарат у животных не так развит, как у человека. Однако, и они способны искусно издавать звуки разной долготы.

В звучащей речи человека тоже есть слова, в которых некоторые согласные звуки произносятся дольше обычного. Говорящий в этом месте будто слегка «притормаживает».

8 слайд. Прислушайтесь: ваННа, каССа, ЖЖётся. На письме такие согласные звуки обозначили двумя одинаковыми согласными буквами. И эти буквы стали называть удвоенными согласными.

Написание слов с удвоенными согласными буквами нужно запомнить.

9 слайд. Удвоенные согласные буквы в корне слова – это орфограмма.

Грамотно писать слова с удвоенными согласными буквами вы сможете, если будете пополнять свой словарный запас словами с этой орфограммой. Но правописание слов с удвоенными буквами всегда проверяйте по орфографическому словарю.

10 слайд. Переносить слова с удвоенными согласными нужно по правилу. Если такие буквы находятся в середине слова, то при переносе одна из них останется на строке, а другая переносится на следующую. Если слово начинается или заканчивается удвоенными согласными буквами, то делиться при переносе они не будут. Например, в словах ван-на и шос-се при переносе мы разделим удвоенные согласные, а в словах килограмм и балл - нет.

- Некоторые слова с удвоенными согласными даны и в нашем орфографическом словаре. Откройте учебники стр. 136 и найдите такие слова, слова с удвоенными согласными. (Работа с орфографическим словарем). Индивидуальная работа.

- Какие слова нашли? Класс, Россия, русский, суббота.

- Как будем переносить эти слова? (Класс – не переносится, Рос-сия, рус-ский, суб-бота).

V. Первичное закрепление.

- Ребята, у меня на руках телеграмма. Что такое телеграмма – это … (текстовое сообщение).

1. Доскажи словечко.

1. Есть спортивная игра,

В ее названии два “к”

Играя клюшкой шайбу бей

Игра известная … (хоккей).

2. С мамой в магазин ходили

Для занятий все купили

За ластик, ручку, пасту

Несу я деньги в …. (кассу).

Учитель: Давайте запишем эти слова и выделим в них удвоенные согласные. Разделим для переноса, вспомнив правило. Деление слов для переноса вертикальной чертой.

Учитель: В чем заключается особенность этих слов-отгадок? (В них пишется удвоенная согласная.)

Учитель: Что можем сказать о произношении слова класс? Какой напрашивается вывод?

ВЫВОД. Удвоенная согласная пишется там, где слова тянутся долго.

Работа в парах.

Ваша задача, объединиться в и поработать в парах. На выполнение этого задания дается 3 минуты.

Задание: разгадать ребусы и написать слова с удвоенными согласными.

 

  • Физкультминутка Сингапурский прием «Микс-Фриз-Груп».

Музыка идет, дети танцуют, когда музыка останавливается, учитель говорит команды, учащиеся выполняют задания.

- Объединитесь в группы так, сколько слогов в слове мас-са – 2 слога (по 2 ученика – 11 групп);

- Объединитесь в группы так, сколько будет (7+3)-5=5 (по 5 ученика – 4 группы).

VI. Самостоятельная работа по эталону проверки.

- У вас в карточках записаны словосочетания. Вам необходимо заменить эти словосочетания на слова с удвоенной согласной, подбирая слово по его лексическому значению. Для работы вам пригодятся слова для справок.

Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.

Место, где продают билеты - ________________________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Слова для справок: класс, касса, суббота.

Дети выполняют работу в карточках. Взаимопроверка парами.

-  Поменяйтесь с соседом по парте. Проверьте друг друга по ключу и оцените работу (на доске ответы на задание). 11 слайд

- Кто выполнил все задания – поставьте на листочке «5»

- Кто выполнил 2 задания – поставьте «4»

- Кто выполнил 1 задание – поставьте «3».

- Верните работы друг другу. Посмотрите на свои оценки.

- Встаньте те, кто выполнил задание на «5»

- Встаньте те, кто выполнил задание на «4»

- Встаньте те, кто выполнил задание на «3»

- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (для закрепления полученных знаний)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Открываем учебники стр.117. Выполняем упр.188. Задание: Прочитать слова. Записать слова с удвоенными словами и подчеркнуть удвоенные согласные.

Класс, перрон, ванна, килограмм, вожжи, ссора, грипп, касса, профессия, тонна, доллар, шоссе, аппетит.

VIII. Подведение итогов работы. 12 слайд

- Ну, а теперь давайте подведем итоги урока.

– Какую цель мы ставили в начале урока? (Дать представление о словах с удвоенными согласными, произношениях и способах их переноса.)

- Удалось ли нам достичь её?

– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно

запомнить).

– Чему учились на уроке? (Правильно произносить, писать слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами).

– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными

согласными? (Нужно знать, как они пишутся).

- Как нужно переносить слова с удвоенными согласными буквами?

IX. Рефлексия.

-  Вот мы и открыли новый секрет русского языка, приобрели новые знания

на уроке.

- С таким хорошим, радостным настроением, как у нашего солнышка, скоро встретим какой праздник - Новый год.

- Ребята, если вы поняли тему урока, как произносить, правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными буквами – прикрепите на нашу ёлочку:

  • зеленый шарик

  • если у вас остались вопросы по теме урока прикрепите – желтый шарик

  • если вы не поняли тему урока – красный шарик. (Какие остались вопросы? В чем есть трудности?).

Домашнее задание. Выучить правило на стр. 117 учебника. Упр. 189 с. 117. Спишите слова с удвоенными согласными, подчеркните в словах удвоенные согласные. Составьте с любым словом предложение.






















1. Есть спортивная игра,

В ее названии два “к”

Играя клюшкой шайбу бей

Игра известная … (хоккей).
























2. С мамой в магазин ходили

Для занятий все купили

За ластик, ручку, пасту

Несу я деньги в …. (кассу).







































Имя:____________________

Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.

Место, где продают билеты - ________________________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Слова для справок: класс, касса, суббота.

Имя:____________________

Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.

Место, где продают билеты - ________________________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Слова для справок: класс, касса, суббота.

Имя:____________________

Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.

Место, где продают билеты - ________________________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Слова для справок: класс, касса, суббота.

Имя:____________________

Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.

Место, где продают билеты - ________________________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Слова для справок: класс, касса, суббота.

Имя:____________________

Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.

Место, где продают билеты - ________________________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Слова для справок: класс, касса, суббота.

Имя:____________________

Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.

Место, где продают билеты - ________________________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Слова для справок: класс, касса, суббота.





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!