Русский язык 2 класс «Школа России» Дата:
Тема: Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными, произношениях и способах их переноса.
Задачи:
1. Образовательные: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными.
2. Развивающие: развивать у учащихся фонематический слух; формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами; способствовать развитию орфографической зоркости.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к соседу по парте.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся слышать слова с удвоенной согласной, правильно обозначать их на письме, использовать правило переноса слов с удвоенными согласными.
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные: делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, карточки для оценивания учебной деятельности, музыкальная шкатулка.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
- Добрый день, учащиеся 2 «Г» класса. Меня зовут Яруллина Фируза Альфридовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.
На доске мы видим запись, вам нужно выбрать подходящие карточки.
1 слайд
Вы пришли сюда … (учиться).
Не лениться … (а трудиться).
Работать как? … (старательно)
А слушать как? … (внимательно)
- А вы сегодня улыбались? 2 слайд
- Подарите улыбку друг другу, соседу по парте и мне.
- А какое волшебство может совершить улыбка? (поднять настроение).
- А для чего необходимо хорошее настроение на уроке? (чтобы хорошо работалось).
- Я желаю, чтобы у всех было радостное настроение, как у солнышко. (Учитель прикрепляет на доску картинку улыбающегося солнышка).
II. Актуализация знаний.
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
- С каким звуком – «невидимкой» вы познакомились на прошлом уроке? (со звуком Й).
- Почему его так называют? (потому, что он прячется в гласной букве, которая дает двойной звук).
- А какие гласные буквы дают двойной звук? (Я, Е, Ё, Ю) 3 слайд
- В каких случаях они дают двойной звук? (в начале слова, в середине после гласной, в конце слова после гласной).
- Вам сейчас предстоит поработать в парах. Сначала вспомним правила работы в парах. 4 слайд
1. Слушай партнера внимательно. 2. Уважай чужое мнение; вежливо объясняй свое мнение. 3. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом. 4. Результатом работы пары является ваше общее мнение. Когда, пара будет готова, соединяете ладони.
– У Вас на партах лежат карточки. В этих словах найдите слова, в которых спрятался звук Й и подчеркните эти слова ручками, работаем парами. (работа с карточками). Парная работа.
Яма, ананас, улица, заяц, ёжик, девочка, рою, овёс.
- Сравнивают правильность ответов на доске. 5 слайд
- Ну что ж, молодцы!
III. Самоопределение к деятельности. 6 слайд На доске:
ПРАЛЛЕЯГОРСУББОТАВКЛАСС
СТРАКРОССЛОРТЕЛЕГРАММА
- На доске записаны строчки буквосочетаний, в этих буквосочетаниях попробуйте найти слова.
- Давайте посмотрим на 1 строчку, какие слова, здесь есть (ответы детей). Учитель убирает лишние буквы. Остается: аллея, суббота, класс.
- Посмотрите на 2 строчку. Во 2 строчке получились слова: кросс, телеграмма.
- Итак, перед нами слова: аллея, суббота, класс, кросс, телеграмма. Скажите, пожалуйста, что объединяет эти слова? (Удвоенные согласные).
- Правильно, удвоенная согласная буква. Какие буквы подчеркнем в этих словах? В слове аллея – лл, суббота - бб, класс – сс, кросс – сс, телеграмма – мм. (Выключаю интер.доску).
- На урок пришли необычные слова. Как-то очень давно, слова решили чем-то выделиться, а чем не могли определиться. Слова, которые пишутся с заглавной буквы – место занято, непроизносимых согласных – в этих словах нет. И тогда они договорились, пусть в наших словах будет какой-то звук звучать долго, но не все слова согласились на такую работу. И поэтому, в русском языке таких слов не очень много и мы с вами сможем научиться хорошо слышать и правильно писать такие слова, в которых есть удвоенные согласные. (Учитель открывает музыкальную шкатулку и прикрепляет на доску буквы-близнецы).
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы детей).
- А именно, произношение и правописание удвоенных согласных.
- Какие задачи поставим перед собой? Чему мы должны научиться на уроке? (Правильно произносить, писать слова с удвоенными согласными и переносить эти слова).
Минутка чистописания
- Открываем тетради, произнося стихотворение.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Поставили тетради под наклоном, не забываем про правильную осанку при письме.
- Оставляем 2 строчки после вашей работы. Записываем сегодняшнее число на 3 строчке. 2 декабря. Обозначьте карандашом опасное место, поставьте ударение. Опасное место буква е, так как это словарное слово, написание нужно запомнить. Ударение падает на 3 слог.
- Далее пишем Классная работа. Подчеркните орфограмму в слове «Классная».
- На каждом уроке есть минутка чистописания. Сегодня у нас в гостях: буквы - близнецы: бб, лл, мм, сс (показывает на доске).
- Какие буквы вы видите на доске? (согласные, строчные, прописные буквы).
- Пропишите буквы с правильным соединением (дети прописывают, учитель на доске, пишем с нижним соединением).
- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. Поставьте карандашами «+» - если вы справились с заданием, «-» - если есть неточности.
- Молодцы. Встаньте те, кто справился с заданием, то есть поставили знак «+» (Прием «Тэйк оф – тач даун» «Встать – присесть»). А те, кто допустили неточности, значит, вам еще нужно поработать над определёнными буквами.
- Буквы надеются, что вы запомнили, и не допустите ошибки в правописании и произношении слов с удвоенными согласными.
IV. Открытие новых знаний.
Работа с презентацией. Объяснение нового материала. 7 слайд
Учитель: Удивительно, но при помощи звуков общаются не только люди, но почти все животные на Земле! Речевой аппарат у животных не так развит, как у человека. Однако, и они способны искусно издавать звуки разной долготы.
В звучащей речи человека тоже есть слова, в которых некоторые согласные звуки произносятся дольше обычного. Говорящий в этом месте будто слегка «притормаживает».
8 слайд. Прислушайтесь: ваННа, каССа, ЖЖётся. На письме такие согласные звуки обозначили двумя одинаковыми согласными буквами. И эти буквы стали называть удвоенными согласными.
Написание слов с удвоенными согласными буквами нужно запомнить.
9 слайд. Удвоенные согласные буквы в корне слова – это орфограмма.
Грамотно писать слова с удвоенными согласными буквами вы сможете, если будете пополнять свой словарный запас словами с этой орфограммой. Но правописание слов с удвоенными буквами всегда проверяйте по орфографическому словарю.
10 слайд. Переносить слова с удвоенными согласными нужно по правилу. Если такие буквы находятся в середине слова, то при переносе одна из них останется на строке, а другая переносится на следующую. Если слово начинается или заканчивается удвоенными согласными буквами, то делиться при переносе они не будут. Например, в словах ван-на и шос-се при переносе мы разделим удвоенные согласные, а в словах килограмм и балл - нет.
- Некоторые слова с удвоенными согласными даны и в нашем орфографическом словаре. Откройте учебники стр. 136 и найдите такие слова, слова с удвоенными согласными. (Работа с орфографическим словарем). Индивидуальная работа.
- Какие слова нашли? Класс, Россия, русский, суббота.
- Как будем переносить эти слова? (Класс – не переносится, Рос-сия, рус-ский, суб-бота).
V. Первичное закрепление.
- Ребята, у меня на руках телеграмма. Что такое телеграмма – это … (текстовое сообщение).
1. Доскажи словечко.
1. Есть спортивная игра,
В ее названии два “к”
Играя клюшкой шайбу бей
Игра известная … (хоккей).
2. С мамой в магазин ходили
Для занятий все купили
За ластик, ручку, пасту
Несу я деньги в …. (кассу).
Учитель: Давайте запишем эти слова и выделим в них удвоенные согласные. Разделим для переноса, вспомнив правило. Деление слов для переноса вертикальной чертой.
Учитель: В чем заключается особенность этих слов-отгадок? (В них пишется удвоенная согласная.)
Учитель: Что можем сказать о произношении слова класс? Какой напрашивается вывод?
ВЫВОД. Удвоенная согласная пишется там, где слова тянутся долго.
Работа в парах.
Ваша задача, объединиться в и поработать в парах. На выполнение этого задания дается 3 минуты.
Задание: разгадать ребусы и написать слова с удвоенными согласными.
Музыка идет, дети танцуют, когда музыка останавливается, учитель говорит команды, учащиеся выполняют задания.
- Объединитесь в группы так, сколько слогов в слове мас-са – 2 слога (по 2 ученика – 11 групп);
- Объединитесь в группы так, сколько будет (7+3)-5=5 (по 5 ученика – 4 группы).
VI. Самостоятельная работа по эталону проверки.
- У вас в карточках записаны словосочетания. Вам необходимо заменить эти словосочетания на слова с удвоенной согласной, подбирая слово по его лексическому значению. Для работы вам пригодятся слова для справок.
Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.
Место, где продают билеты - ________________________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Слова для справок: класс, касса, суббота.
Дети выполняют работу в карточках. Взаимопроверка парами.
- Поменяйтесь с соседом по парте. Проверьте друг друга по ключу и оцените работу (на доске ответы на задание). 11 слайд
- Кто выполнил все задания – поставьте на листочке «5»
- Кто выполнил 2 задания – поставьте «4»
- Кто выполнил 1 задание – поставьте «3».
- Верните работы друг другу. Посмотрите на свои оценки.
- Встаньте те, кто выполнил задание на «5»
- Встаньте те, кто выполнил задание на «4»
- Встаньте те, кто выполнил задание на «3»
- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (для закрепления полученных знаний)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Открываем учебники стр.117. Выполняем упр.188. Задание: Прочитать слова. Записать слова с удвоенными словами и подчеркнуть удвоенные согласные.
Класс, перрон, ванна, килограмм, вожжи, ссора, грипп, касса, профессия, тонна, доллар, шоссе, аппетит.
VIII. Подведение итогов работы. 12 слайд
- Ну, а теперь давайте подведем итоги урока.
– Какую цель мы ставили в начале урока? (Дать представление о словах с удвоенными согласными, произношениях и способах их переноса.)
- Удалось ли нам достичь её?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно
запомнить).
– Чему учились на уроке? (Правильно произносить, писать слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами).
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными
согласными? (Нужно знать, как они пишутся).
- Как нужно переносить слова с удвоенными согласными буквами?
IX. Рефлексия.
- Вот мы и открыли новый секрет русского языка, приобрели новые знания
на уроке.
- С таким хорошим, радостным настроением, как у нашего солнышка, скоро встретим какой праздник - Новый год.
- Ребята, если вы поняли тему урока, как произносить, правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными буквами – прикрепите на нашу ёлочку:
зеленый шарик
если у вас остались вопросы по теме урока прикрепите – желтый шарик
если вы не поняли тему урока – красный шарик. (Какие остались вопросы? В чем есть трудности?).
Домашнее задание. Выучить правило на стр. 117 учебника. Упр. 189 с. 117. Спишите слова с удвоенными согласными, подчеркните в словах удвоенные согласные. Составьте с любым словом предложение.
1. Есть спортивная игра,
В ее названии два “к”
Играя клюшкой шайбу бей
Игра известная … (хоккей).
2. С мамой в магазин ходили
Для занятий все купили
За ластик, ручку, пасту
Несу я деньги в …. (кассу).
Имя:____________________
Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.
Место, где продают билеты - ________________________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Слова для справок: класс, касса, суббота.
Имя:____________________
Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.
Место, где продают билеты - ________________________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Слова для справок: класс, касса, суббота.
Имя:____________________
Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.
Место, где продают билеты - ________________________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Слова для справок: класс, касса, суббота.
Имя:____________________
Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.
Место, где продают билеты - ________________________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Слова для справок: класс, касса, суббота.
Имя:____________________
Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.
Место, где продают билеты - ________________________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Слова для справок: класс, касса, суббота.
Имя:____________________
Задание: Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными и разделите эти слова вертикальной чертой для переноса.
Место, где продают билеты - ________________________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Слова для справок: класс, касса, суббота.
13