СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по биологии на тему: " Эукариотическая клетка. Бактерии. Вирусы".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 10 классе:

Обобщение и систематизация знаний по темам:

«Эукариотическая клетка», «Бактерии» и «Вирусы».

Разработала Казимагомедова М.Э.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по биологии на тему: " Эукариотическая клетка. Бактерии. Вирусы".»

Конспект урока по биологии в 10 классе:

Обобщение и систематизация знаний по темам:

«Эукариотическая клетка», «Бактерии» и «Вирусы».

Разработала Казимагомедова М.Э.


Деятельностная цель: (формирование способности учащихся к новому способу действия): развитие у учащихся образную память, логическое мышление - продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки самоконтроля.

Образовательная цель: (расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов):

обобщить и закрепить знания о строении животной и растительной клетки, вирусов и бактерий.


Задачи:

1.Образовательные: организовать изучение учащимися строение клеток, бактерий, вирусов..

2.Развивающие: формирование умений работать с информационным текстом, делать выводы, обобщать, строить схемы, работать в команде, развивая навыки коммуникативного общения.

3.Воспитательные: создать условия для учения с увлечением; воспитывать чувство радости за совместный результат своей деятельности.

Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Приемы деятельности учителя: организация работы с рисунками, текстом, прием «яркое пятно», эвристическая беседа, постановка проблемного вопроса, прием диалогического общения, рефлексия.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник, «Маршрутный лист» на каждого ученика, лист бумаги формата А4-1шт, маркеры, оргтехника (ПК, проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга знаний ПРОкласс, микроскопы).


Ход урока.

I. Организационный момент. 1 минута.

Деятельность учащихся:

  1. Подготовка тетрадей, принадлежностей.

  2. Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Вступительное слово учителя:

  1. Здравствуйте, садитесь. Открываем учебники, тетради.

2. Ребята, пред вами лежит информационный лист. Напишите в лист Ф.И., класс, дату.

II. Мотивирование к учебной деятельности – прием «яркое пятно». 3мин

-Посмотрите пожалуйста на экран.Слайд №1.

Вопросы.

  1. Фотографии каких ученных вы видите на сладе?((Роберта Гука, А. Левенгука, Дмитрия Иосифовича Ивановского.)

  2. Какой вклад внесли они в развитие биологии? (1. Роберт Гук – первый человек, увидевший клетки. В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчёл, и он назвал эти ячейки клетками. 2. Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули». 3. Дмитрий Иосифович Ивановский - доказал впервые существование вируса - нового типа возбудителей болезней.В 1852г.

  3. Что ещё изображено на слайде? ( Клетки, бактерии, вирусы)

-Теперь посмотрите модели на столах.


-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Клетка, бактерии и вирусы).


III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 1 минута.

Учитель: сформулируем тему нашего урока - «Эукариотическая клетка», «Бактерии», «Вирусы» (учащиеся записывают ее в маршрутный лист).Слайд №2

Цель: обобщение и закрепление знаний о строении эукариотической клетки (животной и растительной), вирусов и бактерий. (формулируют ученики). Слайд №3

Задачи: (ставят ученики)

1. Изучить теоретический материал с помощью учебника.

2. Изучение строения эукариотической клетки.

3. Изучение строения прокариотической клетки.

4. Изучение строения неклеточной формы жизни.


IV. Основная часть. 25 мин.

Способ деятельности - работа в группах.

Ребята, сегодня вы будете работать в группах. 1 группа - называется «Цитологи», 2 группа – «Бактериологи» и 3 группа «Вирусологи». Для каждой группы будут определенные задания.На обсуждение задания даю вам две минуты.

Задание № 1.

1 группа (Цитологи)– должна нарисовать эукариотическую клетку на доске и указать органоиды клетки.

Для остальных участников группы задания в маршрутном листе.


Задание №2.

2 группа (Бактериологи)-вставьте в текст « Строение бактериальной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения. Нарисуйте основные формы бактерий, на листе формата А4, подпишите название.


Задание №3

3 группа(Вирусологи)– должна пройти тест по теме вирусы, с использованием системы контроля и мониторинга знаний (ПРОкласс).


V. Реализация построенного проекта.

А) Выступление 1 группы – Защита работ (первый участник, защита работы у доски, второй участник, защита работы за столом).

Дополнительныевопросы для обсуждения:Слайд №4

1. О каких двух клетках говорится в этом стихотворении?

Мы две клетки. Посмотрите.
Справедливо рассудите:
Говорят, что мы похожи?!...
Цвет-не тот, характер-тоже,
У меня есть оболочка
(Твёрдо я стою. И точка!),
Ты же с мягкою мембраной,
Хочешь быть со мною равной.
-Есть зато Фагоцитоз-
Съем микробов целый воз!
-Вот уж невидаль какая!
Ты бесцветная такая
И пластид зелёных нет,
Как же ты поймаешь свет?
Вакуоли потеряла:
Не родня мы! Я сказала
-Нет, родня! Вы нас сравните,
Кто же прав из нас скажите?


Б) Выступление 2 группы – Первый участник, зачитывает текст с правильными ответами. Слайд 5.

Второй участник показывает работу и называет основные формы бактерий.


БАКТЕРИИ

1. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Среди бактерий имеется группа организмов, живущая в бескислородной среде, т.е. являющаяся анаэробами(А). При неблагоприятных условиях они могут образовыватьспоры(Б). Многие бактерии имеют жгутики(В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в цитоплазме(Г).

1) хромосома ядра 2) аэроб 3) кольцевая хромосома 4) анаэроб

5) ложноножка 6) спора 7) жгутик 8) циста

А

Б

В

Г

4

6

7

3



Дополнительные вопросы для обсуждения: 1. По способу питания, бактерии делятся на? (Автотрофы-цианобактерии, фотосинтез.Гетеротрофы -готовыми органическими веществами). 2. Где храниться наследственная информация бактерий? (В Цитоплазме) 3. Когда бактерии появились на земле? (3,5 млрд. лет назад)

4. Каково строение бактериальной клетки?

5. Какие заболевания вызывают бактерии у человека? (Ангина, сальмонеллез, брюшной тиф, дизентерия, пневмония, туберкулез, скарлатина).


В) Выступление 3 группы.

1. Все ученики группы проходят тест. (Отчет по тесту)

2 . Один участник дает определение понятию. Вирусология – это______________________________________________

3. Второй участник исследует строение вируса, подписывает его основные части.


Дополнительные вопросы для обсуждения:

1. Какой русский ученный получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью? (Д.И Ивановский)

2. В каком году были открыты вирусы? (1852 году)

3. Что заражает вирус СПИДа?(Лейкоциты)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 10 минут.

Учитель: мы с вами закрепили свои знания по темам: Клетка», «Бактерии», «Вирусы».

Теперь послушаем сообщение на тему: «Влияние бактерий и вирусов на клетки и организм человека».

Демонстрация видеоролик.


VII. Рефлексия.










VIII. Подведение итога урока

IХ. Задание на дом.

Составьте кроссворды по темам:

«Клетка», «Бактерии» и «Вирусы»



Закончить урок хочу словами
Лапласа:

«То, что мы знаем, - ограничено,

а то, что мы не знаем бесконечно».

Я желаю вам удачи на пути познания!



Урок завершен, успехов вам!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!