Конспект урока физики в 8 кл. к учебнику А.В. Перышкина
«Двигатели внутреннего сгорания (ДВС)»
Подготовила: Ковалевская О.С.
Учитель физики МОУ «Булюшкинская СОШ»
«Двигатели внутреннего сгорания (ДВС)»
Цель урока: Ознакомиться с устройством и принципом работы ДВС.
Задачи учителя:
познакомить с устройством ДВС и принципом его работы;
научить применять полученные теоретические знания в конкретных ситуациях;
развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуальной работы, воспитание взаимопомощи, формирование научного мировоззрения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Методическое обоснование: подготовка учащихся к активному восприятию материала, мотивация.
Представьте, что вы находитесь на улице. Что вы видите вокруг себя? А вокруг столько автомобилей! Что у них общего? (наличие двигателя)1слайд
Они бывают ветряными, электрическими, тепловыми.
Например, они приводят в движение автомобиль.
Догадайтесь, о чём идёт речь:2 слайд
Вот и тема нашего урока ДВС. Запишите в рабочих тетрадях тему урока.
- Сформулируйте цели урока (познакомиться с устройством и принципом работы ДВС)
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что мы изучали ранее.
2.Актуализация знаний.
Методическое обоснование: в ходе небольшого фронтального опроса проверяется уровень знаний учащихся, проводится подготовка к изучению нового материала.
Цель – подвести учащихся к мысли о возможности превращения внутренней энергии топлива в механическую энергию.
1.Что называют внутренней энергией? (кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела)
2.Как можно изменить внутреннюю энергию? (можно изменить путём совершения работы и теплопередачи)
3.Изучение нового материала. (Познакомимся с принципом действия простейшего теплового двигателя на примере нагревания воды в пробирке, закрытой пробкой, видео ролик с пробиркой без звука)
Посмотрим простой опыт: в пробирку нальем немного воды, затем плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения. Давайте вместе ответим на следующие вопросы:
Что делали? | Нагревали воду |
Что наблюдали? | Кипение воды и вылет пробки |
Как объяснить? | Пар, образовавшийся при кипении совершил работу, под давлением пара пробка выскочила. |
Как вы считаете если стеклянную пробирку заменить прочным металлическим цилиндром, а пробку – поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, то какое устройство можно создать? Это самый элементарный тепловой двигатель.
- Давайте вспомним определение тепловых двигателей.
(Тепловые двигатели - машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.)
- А какое превращение энергии произошло в нашем опыте?
(Внутренняя энергия пара кинетическую энергию пробки.)
А как все начиналось?
Человек давно задумывался о том, как построить соответствующие машины.
Первым таким человеком (по дошедшим до нас сведениям) был Герон Александрийский, инженер-изобретатель, который жил в I-II в. нашей эры. Он первым создал свою знаменитую паровую машину, которая называется тепловой машиной Герона. (слайд 3 )
Джеймсом Уатт. (слайд 4)
Иван Ползунов. (слайд 5)
Подробнее об этом, в творческом д/з: доклады на тему о изобретателях тепловых машин, в чём заключался принцип действия этих машин.
А теперь переходим к главному
Учитель: Сейчас вы обратитесь к учебнику. Найдете в тексте параграфа, какой двигатель называют двигателем внутреннего сгорания, из каких основных частей он состоит, учебник параграф 22, стр.53 (слайды)
Двигатель внутреннего сгорания – очень распространенный вид теплового двигателя. Топливо (бензин, керосин или горючий газ) в нем сгорает прямо в нутрии самого двигателя. Отсюда и такое название - ДВС.
(модель двигателя в разрезе)
Устройство: цилиндр, поршень, 2 клапана (впуска и выпуска), свеча. Крайние нижнее и верхнее положения поршня называются мертвыми точками.
Рабочий цикл в двигателях внутреннего сгорания состоит из 4 процессов(тактов): впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска. (слайды 6 и 7)
Учитель Записать в тетрадь такты ДВС:
Впуск. В начале первого такта поршень движется вниз, объем над поршнем увеличивается, поэтому создается разрежение. В это время открывается клапан 1 и в цилиндр поступает горючая смесь. К концу первого такта цилиндр заполняется горючей смесью, клапан 1 закрывается. (слайд 8)
Сжатие. При дальнейшем повороте вала поршень движется вверх и сжимает горючую смесь. В конце такта, когда поршень дойдет до крайнего верхнего положения, сжатая горючая смесь воспламеняется (от искры) и быстро сгорает. Температура достигает 1600-1800 0С, давление 5 млн.паскалей. (слайд 9)
Рабочий ход. Образующиеся при сгорании газы давят на поршень и толкают его вниз. Под действием расширяющихся нагретых газов двигатель совершает работу. В конце 3 такта открывается клапан 2. И через него продукты сгорания выходят из цилиндра в атмосферу. (слайд 10)
Выпуск. Выпуск продуктов сгорания продолжается и в течение четвертого такта, в конце 4 такта клапан 2 закрывается. (слайд 11)
Учитель Кто попробует продемонстрировать работу ДВС на модели
Учитель (анимация)
Учитель На что это влияет количество цилиндров?
Ученик – на мощность двигателя, на равномерность вращения вала.
Учитель Их устанавливают на автомобилях, тракторах – 4, 8, 12 цилиндровые двигатели.
Учитель Какие ДВС стоят на мопедах, мотоциклах
Ученик – одно и двухцилиндровые двигатели
Учитель Но не во всех двигателях есть свеча для воспламенения рабочей смеси. В этих двигателях воспламенение происходит за счет резкого сжатия воздуха, из-за этого увеличивается температура смеси. Как называются эти двигатели?
Ученик Дизельные двигатели
5. Работа в группах. Заполните таблицу.
Поршень может двигаться вверх или вниз.
Клапаны либо открыты, либо закрыты.
И самые сложные процессы происходят с горючей смесью. Она входит в цилиндр; сжимается и воспламеняется; образованные горячие газы двигают поршень; выбрасываются в атмосферу.
| I такт | II такт | III такт | IV такт |
движение поршня | вниз | вверх | вниз | вверх |
впускной клапан | открыт | закрыт | закрыт | закрыт |
рабочее тело | горючая смесь входит в цилиндр | Горючая смесь сжимается и воспламеняется | Образованные горячие газы двигают поршень | Отработанные газы выбрасываются в атмосферу |
выпускной клапан | закрыт | закрыт | закрыт | открыт |
7.Контроль знаний.
Методические обоснования: на данном этапе учащиеся выполняют мини-тест (раздаточный материал).
Тест к уроку «Двигатель внутреннего сгорания». 8 класс.
1.В качестве топлива в ДВС используется:
А.жидкое и твёрдое.
Б.твёрдое и газообразное.
В.жидкое и газообразное.
2. Такт работы - это
А.2 хода поршня.
Б.4 хода поршня.
В.1 ход поршня.
3. Какое устройство не является тепловым двигателем
А.паровая турбина.
Б.реактивный двигатель.
В.Электродвигатель.
4. Горючая смесь воспламеняется в конце такта
А.впуск.
Б.сжатие
В.выпуск.
Г.рабочий ход.
5.Установите соответствие между названием такта и его номером на рисунке.
А.впуск.
Б.сжатие
В.выпуск.
Г.рабочий ход.
6.Установите соответствие между частью ДВС и её номером на рисунке.
А.цилиндр.
Б.поршень.
В.шатун.
Г. впускной клапан.
Д.выпускной клапан.
Е.свеча зажигания.
8.Подведение итогов урока.
Методическое обоснование: необходимость выделения главного, формирование способности учащихся выражать своё отношение к изучаемому материалу.
Что изучили:
- Какой двигатель называют двигателем внутреннего сгорания?
- Из каких основных частей он состоит?
- За сколько тактов происходит один рабочий цикл двигателя?
- Как называются эти такты?
9.Домашнее задание. Выставление оценок.
Методическое обоснование: подготовка учащихся на выполнение домашнего задания, развитие интереса к изучению физики.
Дома учащимся предлагается поработать с материалами параграфов 21 и 22 учебника.
Индивидуальные задания: трём учащимся предлагается выполнить творческое задание, в виде докладов – презентаций об изобретателях.
10.Рефлексия:
1 такт - я пассивно слушал
2 такт – я не все понял
3 такт – я все понял
4 такт – я ничего не понял
При выходе из класса оставьте один такт, который к вам подходит на своем рабочем месте.