СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по географии в 6 классе на т ему Температура воздуха

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по географии в 6 классе на т ему Температура воздуха»

МАОУ Горненская СОШ













Открытый урок по географии

в 6 классе

«Температура воздуха»



































Учитель географии:

Подгорная Евгения Юрьевна

2021 год





Цель урока: Изучить закономерности распределения температуры воздуха на земной поверхности

Задачи урока:

Обучающая:

1. Познакомиться с закономерностями изменения температуры воздуха и нагрева воздуха

2. Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха, причины изменения суточного хода температур воздуха;

3. Научиться строить графики хода температур, вычислять среднесуточную температуру и амплитуду колебания температуры


Развивающая:

  1. формировать умения учащихся составлять и анализировать графики хода температур;

  2. отработка умений и навыков по построению графиков.

  3. Развивать память, логическое мышление, математические способности; воспитывать умение наблюдать за изменениями температуры воздуха.

Воспитывающая:

  1. Развивать интерес к родному краю,

  2. Продолжить формировать навыки работы в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные: объяснять результаты температурных колебаний. Определять причины и следствия изменений температуры воздуха. Определять и показывать на карте тепловые пояса Земли.

Метапредметные: умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Личностные: понимание роли полученных знаний в жизни человека.

Оборудование к уроку: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, презентация по теме урока, термометр метеорологический.

Тип урока: урок-практикум

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, карта полушарий, презентация, шаблоны термометров, дидактический материал

Структура и ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Проверка домашнего задания. СЛАЙД 1

Выполняют задания

индивидуально, организуют проверку в парах стр. 67 р. т.

1.1-д, 2-г,3-б, 4-а,5-в,6-г(слайд1)

Оценки: «5» – 6; «4» – 5; «3» – 4; «2» - 3 и менее



ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока и постановка задач.

Она бывает низкой, СЛАЙД 2

Бывает и высокой,

Нормальною бывает,

А также нулевой.

Ее мы замечаем

И в школе изучаем,

И даже измеряем,

Когда кто- то больной.

Ей занимался Цельсий,

И Кельвин применял не раз .

Ну! Кто своей догадкой

Порадует всех нас?



Учитель: Что является источником света и тепла на Земле? ( Солнце)

В каких единицах измеряется температура? (градусах)

Как называется прибор для измерения температуры? (термометр)

Постоянна ли температура воздуха, а течении дня? (нет)

Давайте определим, какова тема урока? (Температура воздуха) Слайд№3

- Запишем тему в тетрадь.

- Как вы думаете, а что нам предстоит узнать о температуре воздуха? (почему температура изменяется, как нагревается воздух?)СЛАЙД 4, 5

– А ещё мы познакомимся с красивым словом АМПЛИТУДА, научимся её определять, а также находить среднюю температуру и строить графики.

- Урок будет носить практический характер.

4. Открытие нового знания

Учитель: Мы теперь точно знаем, что атмосфера вокруг нас, т.к. вокруг воздух. И у него удивительное свойство – он прозрачен. Благодаря этому свойству мы видим все предметы и даже звёзды на ночном небе.

- Но в классе не только прозрачен воздух, есть ещё прозрачные предметы, через которые видно. (Да. Оконное стекало.)

- Если в яркий солнечный день прикоснуться к стеклу, оно будет ХОЛОДНЫМ, а подоконник? ТЁПЛЫМ (можно предложить ученику попробовать стекло и ответить). Аналогично происходит и с воздухом. Прозрачный воздух пропускает солнечные лучи, при этом остаётся холодным. Солнечные лучи, достигая земной поверхности, нагревают её. А уж от хорошо нагретой земной поверхности происходит нагрев воздуха.

ИТАК. Запомним первое свойство

Воздух нагревается от земной поверхности. СЛАЙД 6

- И ещё очень ВАЖНО! Вы когда нибудь держали руку над разогретой сковородой или свечой? (ДА) Что происходило, если руку то приближать, то отдалять от огня или сковороды?( Чем выше поднимать руку, тем холоднее)

- Вот вы и определили важную закономерность в изменении температуры воздуха.

Чем дальше от земной поверхности, тем температура воздуха ниже.

- НО, и здесь существует определённая закономерность. Слайд№ 7.

На каждый километр подъёма температура понижается на 6 градусов.

Учитель: Я думаю, вы теперь без труда ответите на вопрос:

Почему на вершине горы Килиманджаро лежит снег, ведь вершина ближе к Солнцу почти на 6 км, чем подножье горы? (Чем дальше от земной поверхности, тем холоднее воздух). СЛАЙД 8

А теперь давайте определим температуру воздуха на вершине горы Килиманджаро, если у подножья температура воздуха + 25°С, а высота горы 5895м. ( Округлим высоту до 6000м. Если на каждый километр подъёма температура понижается на 6°, то при подъёме на вершину она должна понизится на 36°; 6000: 1000= 6 раз; 6X6 =36; +25° - 36°С= -11°)

Промежуточный итог: СЛАЙД 9 С какими закономерностями познакомились? (Воздух нагревается от земной поверхности и на каждый километр подъёма температура понижается на 6 градусов )

Учитель: Ребята, так как же можно измерить температуру воздуха? (при помощи термометра). На метеостанциях устанавливают специальные метеобудки, в которых расположены на высоте 2 метра от поверхности земли термометры Слайд № 10

Если термометр на Солнце висит,

Не надо верить глазам.

Нельзя по нему о тепле судить,

Он всего лишь нагрелся сам.



Чтоб температуру воздуха измерить,

Поместите термометр в тень.

Вот тогда ему можно верить

Даже в самый солнечный день.

Учитель: А вот следующая закономерность вам уже известна. Слайд 11

-Что мы видим? ( На разных широтах поверхность Земли получает разное количество света и тепла )

-Появляются пояса освещённости. Назовите их. (жаркий, умеренный, холодный)

- Давайте повторим эту закономерность. Количество света и тепла, получаемое земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам из-за уменьшения угла падения солнечных лучей. СЛАЙД 12

Учитель: Ребята, как вы думаете, изменяется ли температура воздуха во времени? (Да) Слайд № 13

- Вот как это происходит нам и придётся выяснить.

- Скажите, изменяется ли температура воздуха зимой и летом?

-А днем и ночью? А в течении дня? Как? (зимой холодно, а летом тепло; днём жарко, а ночью прохладно; утром и вечером прохладно, а в полдень жарко)

Давайте разбираться, почему так происходит? Почему изменяется температура воздуха в течении дня? Солнце встаёт на востоке, поднимается всё выше и выше, а затем начинает опускаться, пока не зайдёт за горизонт до следующего утра. Это называется суточное движение Земли. Суточное движение приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность Земли меняется. А что из этого следует? Только то, что меняется нагрев земной поверхности. Значит и воздух в течении дня получает разный нагрев, т.к он нагревается от земной поверхности. Самый большой нагрев земной поверхности в полдень, когда угол падения солнечных лучей достигает максимума (90°)

- А самая высокая температура воздуха тоже в полдень?

- А сама высокая температура воздуха не в полдень, а в14 часов дня, т.е. спустя два часа после полудня.

- Что происходит с земной поверхностью после захода Солнца? ( начинает остывать). Правильно. Когда будет наблюдаться самая низкая температура воздуха?

- А вот своего минимума температура воздуха достигает не в полночь, а за час до восхода Солнца.

-Запомним ещё одну закономерность.

Сама высокая температура воздуха не в полдень, а в14 часов дня, а самая низкая температура воздуха за час до восхода Солнца.

Учитель: Ну а почему зимой холоднее, чем летом? Да потому, что Слайд№14.

1. Солнце зимой не поднимается высоко над горизонтом, значит маленький угол падения солнечных лучей. А что мы об этой закономерности знаем? (что при маленьком угле падения солнечных лучей тепла мало).

2. Продолжительность дня зимой меньше, чем летом, т.к. Солнце меньше времени находится над горизонтом.

- Вот и всё. Предлагаю немного передохнуть.

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 15



Учитель: Теперь немного практики. Говоря о температуре воздуха нельзя не сказать о красивом слове АМПЛИТУДА. Что это? Мы уже знаем, что бывают самые низкие и самые высокие температуры воздуха. Вот АМПЛИТУДА и показывает нам разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха. Слайд 16.

АМПЛИТУДА - это разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха.

Так как температура не одинакова в течение суток, месяца, года, то и амплитуда может быть суточной, месячной или годовой.

- Давайте найдем амплитуду. + 25°С, +18°С, +15°С или -3°С,-6°С, -4°С или

- 5°С, -7°С,+9°С.

- На метеостанциях температуру воздуха измеряют несколько раз в сутки, т.к. она разная и мы теперь знаем почему. А когда говорят о температуре воздуха в прогнозе погоды, то называют одно показание. Как вы думаете как они узнали какое показание верное? (надо найти среднее показание) –Верно. Вот мы сейчас и попробуем это сделать.

Слайд №17.

Для примера рассмотрим готовую таблицу суточного хода температур.

3 ч

6 ч

9 ч

12 ч

15 ч

18 ч

21 ч

24 ч

+9°С

+8°С

+ 12 °С

+ 14 °С

+ 20°С

+15 °С

+ 12 °С

+6°С

2. Определим общую сумму температур. В нашем примере она равна +96°C

3. Разделим полученную сумму температур на число измерений:

+96 °С :8 = +12 °С. Это средняя суточная температура воздуха.

СЛАЙД 18 4. Если в течение суток наблюдались как положительные, так и отрицательные температуры, следует сложить их отдельно и из большего числа вычесть меньшее. Полученную сумму температур делим на число измерений, сохраняя знак делимо­го. Рассчитайте среднесуточную температуру. У вас должно получиться -2 °С.

3 ч

6 ч

9 ч

12 ч

15 ч

18 ч

21 ч

24 ч

-7°С

-6°С

-3°С

0°С

+2°С

+3°С

-1°С

-4°С

IV. Закрепление полученных знаний. Графический практикум по группам.

У вас на столах лежат заготовки. На них будем строить график, и выполнять задания.

Учитель: Давайте начнём с графика. Мы выяснили, что температура воздуха в течение дня изменяется, а как наглядно можно увидеть этот ход? Сейчас и мы с вами попробуем себя в роли метеорологов. Для начала построим график суточного хода температур.



Г рафик - это изображение с помощью вертикальной и горизонтальной линии, которое показывает зависимость одной величины от другой (температуры от времени)

4






3






2






1






-1

6

ч 12

ч 18

ч 24

ч

-2

























Время

Температура воздуха

6 часов

+10 С

12 часов

+40 С

18 часов

+30 С

24 часа

–10С



- Теперь приступайте самостоятельно выполнять практическую работу. Слайд №19

Работа в группах. Каждая группа учащихся получает задание определить суточную амплитуду температуры воздуха, среднесуточную температуру воздуха, построить график дневного хода температуры воздуха по предложенным температурным показателям.

Время

Температура воздуха

6 часов

–60С

12 часов

-10 С

18 часов

-70 С

24 часа

-80 С

Время

Температура воздуха

6 часов

+50 С

12 часов

+130С

18 часов

+100 С

24 часа

+80 С

Время

Температура воздуха

6 часов

-10 С

12 часов

+70 С

18 часов

+50С

24 часа

-20 С

Время выполнения практической работы -10 минут.

- Подпишите и сложите листочки на край стола.

V. Рефлексия СЛАЙД 21

Учитель. Какая цель стояла перед нами?

Какие задачи стояли перед нами? Мы можем ответить?

Что вы сегодня на уроке узнали новое?

Я могу…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Пригодятся ли вам эти знания?

Зачем людям необходимы знания о температуре воздуха?

Тест. Слайд №20.

  1. Самое холодное время в течение суток:

А) раннее утро;

Б) середина дня:

В) поздний вечер;

Г) ночь.

2. В тропосфере температура с высотой6

А) растёт на 30 на каждые 1000м;

Б) растёт на 60 на каждые 1000м;

В) растёт на 70 на каждые 1000м;

Г) уменьшается.

3. Амплитуда – это:

А) сумма разных температур:

Б) произведение самой высокой и самой низкой температуры;

В) разница между самой высокой и самой низкой температурой;

Г) частное температур.



Домашнее задание: п.48, стр.210 № 4 письменно, карточка Слайд 22





Выставление оценок, по возможности с комментариями.

Учитель. Уходя с урока, оставьте на листе тот смайлик, который отражает ваше впечатление от урока. 1 – многое получалось, узнал(а) и понял(а) новую тему, настроение хорошею. 2– не многое получалось, не все было понятно, настроение среднее. 3 – многое не получалось, многое было не понятно, настроение плохое. Слайд №23.



Спасибо за урок, а в заключении я хочу сказать: всегда ставь своей целью добраться до луны, ведь даже если это у тебя не получится, ты, по крайней мере, приблизишься к звездам. Слайд №24.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!