СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по Музыке в 5 классе по теме: Обобщающий урок 1 четверти

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку итогового урока четверти можно использовать учителю как схему для наполнения другим материалом итогового занятия любой четверти любой возрастной категории. Алгоритм поможет выстроить урок и рассчитать точное время для актуализации знания на каждом этапе урока. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по Музыке в 5 классе по теме: Обобщающий урок 1 четверти»

6.Конспект открытого урока по Музыке в 5 классе по теме: Обобщающий урок 1 четверти: «Музыкальный ринг», с использованием игровой, информационно-коммуникационной, групповой, здоровьесберегающей технологий


Разработка итогового урока музыки в 5 классе

«Музыкальный ринг»

Содержание: обобщение пройденного материала уроков 1 четверти учащихся 5-го класса в игровой форме командного состязания «Музыкальный ринг» с нетрадиционной структурой урока.

Цель: актуализация полученных знаний I четверти по разделу Музыка и литература. Задачи:

- выявить знание жанров вокальной и инструментальной музыки;

- актуализировать связь музыки и литературы на основе осознания учащимися специфики языка и жанров каждого из этих видов искусств;

- проверить способность определять жанры вокальной и инструментальной музыки в процессе слушания музыкальных эпизодов;

- развивать навык совместной групповой интеллектуальной работы и коллективной исполнительской деятельности;

- формировать адекватность самооценки и навык взаимооценивания в процессе учебной деятельности.

ХОД УРОКА:

I этап. Организационный момент (2 мин)

(столы сдвинуты для 2-х команд, учащиеся рассаживаются П–образно, на столах каждой команды раздаточный материал, ручки, «ромашки»)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Настроимся на интересную работу и пропоём наше музыкальное приветствие: «Добрый день» (поют распевку-приветствие). Я рада всех видеть в добром здравии и с хорошим настроением. Сегодня необычный урок музыки: проведем командное состязание «Музыкальный ринг». Я просила вас заранее разбиться на 2 команды, придумать название и выбрать капитанов. Вижу, вы готовы (на табличках названия, у капитанов бейджи), тогда начнем. Мы не просто поиграем, а выясним, кто пройденный материал уроков 1-ой четверти знает лучше: команда девочек «Звуки» или команда мальчиков «Слово». У нас есть жюри из числа присутствующих гостей, которое будет определять баллы за каждый правильный ответ, а в конце урока каждый из вас сможет получить свою заслуженную персональную отметку (бланк жюри, Приложение1).

Разминка. Блиц-опрос (3 мин). Учитель: Я по очереди буду адресовать вопросы командам, которые вы видите на экране. Вопрос команде «Звуки». 1. Что такое музыка? (ответ). Команда «Слово» дает определение 1. Что такое литература? (ответ) Команде девочек вопрос 2. Что отличает музыку и литературу? (ответ). Команда мальчиков:

2. Что объединяет литературу и музыку? (ответ).

Команда «Звуки»: 3. Назовите жанры вокальной музыки? (ответы).

Команда «Слово»: 3. Какие вам известны литературные жанры? (ответы).

Отлично! Пока жюри оценивает в баллах ваши ответы разминки, напоминаю, что команда соперница при заминке основной отвечающей команды, может поднять руку, дать правильный ответ и заработать дополнительные баллы.

II этап. Основная часть урока

1-й раунд. Угадай вокальный жанр (10 мин).

Итак, на экране вы видите некоторые жанры вокальной музыки:

Песня; Романс; Вокализ; Хор; Серенада; Опера.

Ребята, сейчас будут звучать изученные вами на уроках музыки произведения, а ваша задача определить, в каком жанре они написаны. Команды отвечают по очереди.

Звучат фрагменты: С. Рахманинов «Вокализ»; М. Глинка романс «Я помню чудное мгновенье»; М. Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»; А. Рубинштейн романс «Горные вершины»; р.н.п. «Во-поле береза стояла»; Т. Залужная песня «Далеко от мамы»; В.А. Моцарт Маленькая ночная серенада; Н. Римский-Корсаков сцена из оперы «Снегурочка» «Прощай, масленица».

(Команды по очереди называют жанр: правильно - 1 балл, называют композитора и название произведения – еще + 2 балла)

Молодцы, ребята! А давайте проведем музыкальную физминутку: поднимемся и споем с движениями хором вашу любимую песню Т. Залужной от Барбариков «Далеко от мамы», заодно эмоционально погрузимся, переключимся и подвигаемся.

Музыкальная физминутка (3 мин). Эмоциональное погружение

(Исполняется песня с движениями).

Отлично! Аплодисменты!! Занимаем свои места, состязание продолжается.

2-й раунд. Заполните ромашку. Мозговой штурм (3 мин).

Ребята, у вас на столе есть «ромашки» (Приложение №2). Пока звучит музыка, команда «Слово» заполнит «ромашку» с известными им вокальными жанрами, а команда «Звуки» с известными им инструментальными жанрами. Начали!

(звучит «Кикимора» А. Лядова, идет командная работа).

Стоп игра! А теперь называем, что у нас получилось.

(Капитаны команд называют выполненное задание, идет коррекция ответов учителем и командой соперников. Работа жюри).

Ребята, а кто сможет назвать, что за произведение сейчас звучало и кто его автор? За правильный ответ команда «Звуки» получает 2 балла (ответ).

Молодцы, а теперь внимание на экран. Сгущаем имеющуюся информацию. Каждой команде дается возможность по очереди ответить на 2 блиц-вопроса – 1 балл за каждый правильный развернутый ответ. Готовы? Начали! Первый вопрос команде «Звуки» (на слайдах вопросы, которые озвучивает учитель):

3-й раунд. Тестовый блиц-опрос (3 мин).

1.Все ли указанные здесь жанры вокальные? мюзикл, кантата, симфония, романс, песня а) да; б) нет? Поясните свое утверждение: (ответы, при необходимости коррекция). Теперь команда «Слово»:

2. Согласны ли вы с утверждением, что во всех указанных на слайде музыкальных жанрах ЕСТЬ связь с литературой? баллада, соната, вокализ, романс а) согласен, б) не согласен (ответ). Поясните ваш ответ.

3. Ко всем перечисленным на слайде музыкальным жанрам пишется либретто? опера, балет, симфония, мюзикл, оперетта, песня, баллада

а) да; б) нет. Поясните ответ. 5 баллов добавлю за ответ: Либретто – это…

4. Согласны ли вы, что во всех этих музыкальных жанрах НЕТ связи с литературой? концерт, симфония, баллада, балет а) да; б) нет (ответ). Поясните свое утверждение: Музыка и литература. Друзья или соперники?

Мозговой штурм. Сгущение информации (2 мин).

Чтобы утвердительно ответить на вопрос: Музыка и литература. Друзья или соперники, каждая команда заполняет еще по одной ромашке за время звучания музыкального произведения. Отвечаем на вопрос: В каких музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература?

Заполняем на ромашке как можно больше лепестков с названиями любых жанров, где соединяются оба вида искусств – литература и музыка. У вас всего 2 минуты. Время пошло! (во время звучания произведения «Баба Яга» П. Чайковского «Детский альбом», идет командная работа.)

Стоп игра! Показали свои ромашки и сдали жюри. Молодцы, успели обе команды. Жюри оценивают жанры на ромашках. Работа, с названными от 7 и более жанрами - 5 баллов. Ошибка – минус балл. (Работа жюри)

III этап. Обобщение урока. Сгущение информации (5 мин).

А теперь сгущаем информацию в выводах. Итак: (ответы детей):

  • Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они разными средствами изображают мир, дополняя друг друга, обогащая и усиливая наши чувства, переживания и понимание явлений окружающей нас жизни.

  • И музыка, и литература рождены жизнью, они имеют множество своих специфических жанров, а также много общего и различного.

  • Для создания произведений искусства, - и поэт, и композитор, и художник - черпают свое вдохновение из жизни.

  • Поэтому мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас.

Подведение итогов Музыкального ринга (1 мин).

Слово жюри. (Объявляются командные баллы и команда-победитель).

Ребята, несмотря на небольшую разницу в баллах, вы сегодня на уроке тоже не были соперниками, а взаимообогащались ответами, закрепляя пройденное за четверть.

Заключительная часть (2 мин)

Учитель зачитывает стихотворение (1 мин):

«Слова и звуки»….

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них –

В словах и звуках вечный ключ сердец! (Е.П. Ростопчина)

Ребята, посмотрите, как великолепно, такими прекрасными словами русская поэтесса, графиня Евдокия Петровна Ростопчина ответила нам на главный вопрос урока: Музыка и литература. Друзья или соперники?

А сейчас предлагаю вместе прочесть следующий стихотворный текст (читают 1 мин):

1.Каждый звук - кусочек мира.

В каждом звуке - целый мир.

В звуках - вся моя квартира,

В звуках - тысячи квартир.

ПР: В звуках - улица большая

И огромная страна…

Звукам нет конца и края

В звуках - Он! Оно! Она!

2.Звуки в радости и в скуке,

Звуки - свет и звуки - тень…

День заканчивают звуки,

Звуки начинают день…

IV этап. Творческое задание. Сочини песенку (3 мин)

Ребята, мы сегодня были слушателями, критиками, аналитиками… а теперь я предлагаю попробовать стать композиторами. Песня – это самый доступный, понятный всем демократический жанр. Мы и раньше с вами сочиняли мелодии, у многих это хорошо получалось. Кто прямо сейчас придумает мелодию? А я вам подыграю (учитель садится за синтезатор). Какая будет наша песенка? (ответы детей: мажорная, светлая, радостная, энергичная, подвижная. Учащаяся напевает свой простой вариант песни, учитель аккомпанирует. Второй раз подхватывает весь класс).

Творческое домашнее задание (1 мин)

Здорово получилось! Ребята! Вы идете на каникулы. Домашнее задание будет творческое: каждому сочинить свою мелодию на этот текст. Лучшую песню после каникул выучим всем классом. (Каждый получает текст).

Итоги урока (2 мин)

Ну а теперь настало время подвести итоги урока и выставить всем оценки. Капитаны, у вас есть листы со списками ваших команд. Хочу предложить вам, посоветовавшись со всей командой, проставить ваши варианты отметок каждому, по мере и степени их активного участия в состязании. У вас есть 2 минуты, пока звучит музыка

(песня «Каникулы» из мультфильма «Маша и Медведь»).

Капитаны, сдавайте учителю листы с отметками вашим членам команд, наш итоговый урок «Музыкальный ринг» окончен. Вам понравилось? Отлично, я рада, отдыхайте, до встречи во 2-й четверти!

Спасибо за работу на уроке!

Краткий анализ. На протяжении всего урока использована авторская «Музыкально-педагогическая технология эмоционального погружения и сгущения информации», в разминке и 3-м раунде применена технология блиц-опроса, во 2-м и 3-м раундах групповая технология «Мозговой штурм» при коллективном заполнении «Ромашки», устный тестовый опрос. Это позволило максимально активизировать учащихся, включить их в учебную деятельность, получить высокую концентрацию работоспособности и основания для отличной оценки актуализации знания пройденного материала. Использованные на уроке ИКТ и компьютерные технологии, активная форма организации урока в виде командного состязания создали условия максимально творческого характера обучения школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!