СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Труд и творчество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек труд воспринимает по разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого - то это радость жизни, творчество

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Труд и творчество»»



Конспект открытого урока по обществознанию в 5 классе

по теме:

«Труд и творчество»


Цель урока:

ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать представления о роли труда в жизни человека;

- сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;

- дать учащимся 5 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.

Развивающие:

- развить творческие способности, фантазию и воображение;

- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;

- научить обобщать полученные знания по теме;

- способствовать развитию коммуникативных навыков работы;

- формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы,

доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.

Воспитательные:

- воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;

- выработать активную жизненную позицию;

- воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили тему «труд – основа жизни». Мы говорили о важности труда, о том, что дает человеку труд.

Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий под итог:

Что такое труд? Труд-деятельность человека, в процессе которой он создаёт предметы (продукты) необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Что даёт человеку труд? Предметы необходимые для жизнидеятельности,

Что такое услуга, товар? Услуги – бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь

Товар – продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

Как оценивается труд людей?

 Плата за труд – заработная плата

Поощрения (премия, благодарность, повышение по должности, надбавка)

Моральная оценка труда (одобрение, похвала – выговор, штраф, увольнение)

Чем богатый человек отличается от бедного?

II. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

- Итак, продолжая беседовать на тему труд, давайте запишем тему следующего урока, которая звучит так: ДУРТ И ОВТСЕЧРОВТ.

-Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд и творчество) верно, давайте теперь запишите тему урока в тетрадь.

-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.

1. Что такое творчество?

2. В чём взаимосвязь труда и творчества?

Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?

Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука, плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека?

Давайте, попробуем определить отличие труда животного от труда человека и сделаем вывод, чем они отличаются.

Животное- умения получают по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия

инстинкт.

Человек-создаёт что-то новое, обдумывает как сделать, планировать, использует орудие труда, усовершенствуют что-то. Человек в процессе жизни всему учится и развивает свои умения. Какова цель деятельности человека?

Удовлетворение своих потребностей.  Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе.

В свою очередь издревле существовала группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью – ремеслом. Издавна существовало большое количество ремёсел. Какие вы знаете виды ремёсел?

такие ремёсла, как:
•кузнечное
•гончарное
•плотницкое
•столярное
•портняжное.

Давайте немного отдохнём и отгадаем загадки: отгадайте загадки о ремесленных изделиях той поры:

  1. Сидит бычок, подбачинивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит (самовар).

  2. Межы деревянные, а поля стеклянные? (окно)

  3. В избе изба, на избе труба. Зашумело в избе, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идёт? (печь)

  4. Если я пуста бываю, про тебя я забываю. Но когда несу еду, мимо рта я не пройду? (ложка)

  5. Под крышей четыре ножки, на крыше утюг да ложки? (стол)

Итак, давайте подведём итог, так что же такое ремесло? 

Ремесло-деятельность человека по производству важных и нужных для жизни предметов.

А ремесленник? Ремесленник-человек владеющий ремеслом.
А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий? 
Это слово у нас зашифровано на доске: 
М_ _ _ _Р. (МАСТЕР) 
Кто же такой мастер?
Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР».

 Путь к мастерству лежит через ремесленную деятельность. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город и сдавал экзамен на звание мастера.
Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.
- Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер?  (мастер:1.3.4) (ремесленник:2,5,6)
- Объясните, почему вы так думаете?
А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр.87. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:- Чему учит эта древняя легенда?
ОТВЕТ УЧЕНИКА: Легенда учит тому, что любое творение рук человеческих нетленно и будет жить в веках; что труд великого талантливого мастера будет оценён не только современниками, но и потомками. Все гениальные творения людей, живших в различные исторические эпохи, являются золотым фондом сокровищницы мировой цивилизации и всё это нужно ценить.
VI. Творчество в искусстве.

Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».
Давайте попробуем составить кластер понятию «творчество»:
- создание новых ценностей;
- деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;

- создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;
- это особый взгляд на мир.

Давайте попробуем дать определение понятия «ТВОРЧЕСТВО».

Творчество-создание чего-то нового, ценного. 
Давайте послушаем притчу:
«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:
– Что ты делаешь?
– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:
– Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
– Строю собор!»
Как вы понимаете притчу? 
Кто из этих работников, на ваш взгляд, является человеком творческим?
Предполагаемый ответ: каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество)
 Какие творческие профессии знаете вы? 

Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.(подготовленные выступления)
Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?
Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей. 
1 вариант подберут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;
2  вариант подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;
Учитель: Подведем итоги:
1вариант:
1) смелость, независимость, свобода
2) терпение и трудолюбие
3) любопытство, тяга к новому
4) самообразование
5) врожденный талант.

2 вариант:
1) неуверенность в себе и своих способностях
2) страх критики
3) привычка делать как все.

 Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых разных делах?
Какие чувства вы испытывали?
Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)

И завершить урок мне хотелось бы словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».

 Домашнее задание: Подготовьте сообщение на тему «Творчество в науке» или «Творчество в искусстве» (на примере известной личности).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!