СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по обществознанию в 5 классе по теме Труд и творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по обществознанию в 5 классе по теме Труд и творчество»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7








КОНСПЕКТ

открытого урока по обществознанию

в 5 классе

по теме:

«Труд и творчество»





ПОДГОТОВИЛА:

учитель истории обществознания

МКОУ «СОШ № 7» г. Кизилюрта

ШАХШАЕВА СОФИЯ АГАЕВНА











2020 г.



Цель урока:

ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.

  1. Задачи урока:

  2. Образовательные:

- сформировать представления о роли труда в жизни человека;

- сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;

- дать учащимся 5 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.

Развивающие:

- развить творческие способности, фантазию и воображение;

- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;

- научить обобщать полученные знания по теме;

- способствовать развитию коммуникативных навыков работы;

- формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.


Воспитательные:

- воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;

- выработать активную жизненную позицию;

- воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, компьютер.











Ход урока:



I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили тему «труд – основа жизни». Мы говорили о важности труда, о том, что дает человеку труд.

Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».

Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- то, что дает труд. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Радость…



II. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с тем, что дает нам труд, и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас в будущем было все то, что вы здесь написали.

Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ И ОВТСЕЧРОВТ.

Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд и творчество)

Как догадались?

Вот теперь запишите тему урока в тетрадь.



Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.

1. Что такое творчество?

2. Чем отличается труд человека от «труда» животных?

3. Кто такие мастер и ремесленник?

4. Творчество в искусстве.



III. Изучение новой темы.

1. - Итак, ребята, что же такое творчество?

Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.

Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.







Творчество - это…

1. выражение своих эмоций и чувств.

2. деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как

творца.

3. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

4. процесс радостного, позитивного познания жизни.


Проверка : Что, выписали ребята. Какие определения получили три ученика.



2. В чем отличие труда человека от труда животных (работа в группах)?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить вам небольшое задание. Работать будем по группам (по 3 человека). Задание: найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных (стр.81). Вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос. Ответы написать на доске.

Различия:

«Труд» животных:

- животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт

- не ставят цель при работе; - нет цели

- какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда

- не умеют планировать работу; - не планируют

- определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы – не задумываются о сроках, времени.

Вывод: этому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.


А что характерно для труда человека?

- планирование;

- создаёт новые машины и механизмы;

- совершенствует всё вокруг себя.

Какова цель деятельности человека?

Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе.




  1. Самостоятельная работа по учебнику.

Найдите в тексте учебника на стр. 83 и запишите в тетради значение новых слов: ремесло, ремесленник, мастер.


Ремесло – это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.

Ремесленник - человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи.

Мастер — человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

(записываем в тетрадь)

Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?

- писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов.

Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотя творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.


4. Физкультминутка.

Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар - нужно сделать наклон вперед, если услуга- присесть, руки вперед. (Товар-продукт, произведенный на продажу. Услуга-действие, приносящее пользу другому.)

Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба (у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т).

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы:

а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства;

б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства;

в) ремесло на рынок.

С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров.

Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.

Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

  • кузнечное

  • гончарное

  • плотницкое

  • столярное

  • портняжное

и многие другие.

5. Далее я предлагаю вам поиграть в игру «Чем пахнут ремёсла?» (Презентация)

6. Работа по учебнику.

Откройте стр.138 прочитайте историю строительства церкви на острове Кижи и скажите какое впечатление произвело на вас прочитанное?

- Ответы учащихся.

7. Подведение итогов урока.

Подведя итог нашему уроку, каждый ряд составит синквеин со словом творчество. (Группы по очереди читают полученные стихи).



8. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней.

Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?



9. Домашнее задание: стр.80, зад.3

И завершить урок мне хотелось бы словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!