МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
КОНСПЕКТ
открытого урока по обществознанию
в 5 классе
по теме:
«Труд и творчество»
ПОДГОТОВИЛА:
учитель истории обществознания
МКОУ «СОШ № 7» г. Кизилюрта
ШАХШАЕВА СОФИЯ АГАЕВНА
2020 г.
Цель урока:
ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать представления о роли труда в жизни человека;
- сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
- дать учащимся 5 класса понятие «творчество», познакомить с сущностью человеческой деятельности в процессе творчества.
Развивающие:
- развить творческие способности, фантазию и воображение;
- способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
- научить обобщать полученные знания по теме;
- способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
- формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Воспитательные:
- воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- выработать активную жизненную позицию;
- воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучили тему «труд – основа жизни». Мы говорили о важности труда, о том, что дает человеку труд.
Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».
Сейчас каждый из вас будет называть одно слово- то, что дает труд. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Радость…
II. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.
Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с тем, что дает нам труд, и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас в будущем было все то, что вы здесь написали.
Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ И ОВТСЕЧРОВТ.
Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд и творчество)
Как догадались?
Вот теперь запишите тему урока в тетрадь.
Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.
1. Что такое творчество?
2. Чем отличается труд человека от «труда» животных?
3. Кто такие мастер и ремесленник?
4. Творчество в искусстве.
III. Изучение новой темы.
1. - Итак, ребята, что же такое творчество?
Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)
Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.
Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.
Творчество - это…
1. выражение своих эмоций и чувств.
2. деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как
творца.
3. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
4. процесс радостного, позитивного познания жизни.
Проверка : Что, выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
2. В чем отличие труда человека от труда животных (работа в группах)?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выполнить вам небольшое задание. Работать будем по группам (по 3 человека). Задание: найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных (стр.81). Вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос. Ответы написать на доске.
Различия:
«Труд» животных:
- животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт
- не ставят цель при работе; - нет цели
- какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда
- не умеют планировать работу; - не планируют
- определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы – не задумываются о сроках, времени.
Вывод: этому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.
А что характерно для труда человека?
- планирование;
- создаёт новые машины и механизмы;
- совершенствует всё вокруг себя.
Какова цель деятельности человека?
Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе.
Самостоятельная работа по учебнику.
Найдите в тексте учебника на стр. 83 и запишите в тетради значение новых слов: ремесло, ремесленник, мастер.
Ремесло – это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.
Ремесленник - человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи.
Мастер — человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
(записываем в тетрадь)
Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?
- писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов.
Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотя творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.
4. Физкультминутка.
Игра «Товары и услуги»
Я называю слова, если это товар - нужно сделать наклон вперед, если услуга- присесть, руки вперед. (Товар-продукт, произведенный на продажу. Услуга-действие, приносящее пользу другому.)
Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба (у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т).
Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы:
а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства;
б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства;
в) ремесло на рынок.
С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров.
Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.
Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.
В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.
Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
кузнечное
гончарное
плотницкое
столярное
портняжное
и многие другие.
5. Далее я предлагаю вам поиграть в игру «Чем пахнут ремёсла?» (Презентация)
6. Работа по учебнику.
Откройте стр.138 прочитайте историю строительства церкви на острове Кижи и скажите какое впечатление произвело на вас прочитанное?
- Ответы учащихся.
7. Подведение итогов урока.
Подведя итог нашему уроку, каждый ряд составит синквеин со словом творчество. (Группы по очереди читают полученные стихи).
8. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней, если ничего не понятно- на последней.
Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?
9. Домашнее задание: стр.80, зад.3
И завершить урок мне хотелось бы словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».