Открытый урок русского языка в 8 «А» классе
В рамках недели русского языка 15.03.2018г.
Учитель: Степанова Л.В.
Тема: Глагол. Повторение и обобщение.
Цель: обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи.
Задачи:
1) отрабатывать навыки определения морфологических признаков глагола;
2) развивать устную и письменную речь учащихся;
3) воспитывать любовь к русскому языку и труду.
Ход урока.
1.Оргмомент.Психологический настрой на урок.
- Прозвенел звонок, начинаем урок. У нас необычный урок – на уроке присутствуют гости, учителя нашей школы. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и ваше хорошее настроение! А чтобы было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем всем хорошего дня. Присаживайтесь!
2. Введение в тему:
- Кто ответит на мои вопросы, должен взять букву из мешочка и выставить её на доску, а затем составить слово из этих букв. Мы узнаем, о чём пойдёт речь на уроке:
1. Из чего состоит наша речь?
2. На какие группы можно разделить все слова?
3. Какой частью речи являются слова: библиотека, дождь, машина?
4. Какой частью речи являются слова: Я, ты, он, она, вы?
5. Красивый, большой, интересный?
6. Как пишется приставка? Предлог?
- Составляем слово из выставленных букв (ГЛАГОЛ)
3.Сообщение цели и задач урока.
- Открываем тетради и запишем число. Слайд
- Послушайте стихотворение об этой части речи. СЛАЙД
Интересная часть речи В русском языке живѐт. Кто, что делает расскажет: Вяжет, пишет иль поѐт. | Может плакать и смеяться, Или забивает гол, Начинаем удивляться – Растолкует всѐ - … (глагол) |
-Правильно, мы сегодня будем говорить о глаголе. Мы уже не первый урок изучаем эту часть речи и сегодня подведем итоги, проверим ваши знания.
- Кто сформулирует тему урока? (ответы детей)
- Давайте запишем в тетрадях тему урока и по опорным словам определит цель нашего урока. Слайд: «Глагол. Повторение и обобщение». Цель урока: - Да, мы повторим всё, что мы знаем о глаголе.
- Сегодня вы будете самостоятельно оценивать свою работу, а помогать будут звёзды. СЛАЙД
4.Минутка чистописания.
- Начнём с минутки чистописания. «Вечером Лёша был высмеян папой: - Что же ты пишешь как курица лапой?» - Ребята, писать как курица лапой, это как писать? (Неразборчиво, небрежно, некрасиво)
- А мы как будем писать? (разборчиво, аккуратно, красиво)
- Сначала поработаем устно: нужно найти в тексте – загадке имена существительные, поставив их в начальной форме - это ед.ч., И.п.;
- Найдите в тексте имена прилагательные.
- Прежде, чем красиво выписать глаголы СЛАЙД- смайлик, повторим по опорным словам: Что такое глагол? СЛАЙД
- Найдите глаголы и красиво их запишите.
5.Разминка.
- Сейчас выполним упражнение «Верно – неверно». СЛАЙД: Задание: выписать в тетрадь номера верных утверждений о глаголе.
1. Глагол – это самостоятельная часть речи.
2. Глагол - это часть слова.
3. Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
4. «Не» с глаголами всегда пишется слитно.
5. Глагол обозначает действие предмета.
6. У глагола есть 3 склонения.
7. В предложении глагол бывает сказуемым.
(Проверка: 1,3,5,7)
- В математике как называются эти числа? (нечётные)
- Сделаем вывод: что такое глагол? (по слайду) «Оцени себя!»
- Из песни назвать глаголы неопределённой формы: «В каждом маленьком ребёнке…»(бежать, прыгать, хватать, дрыгать) «Оцени себя!»
6. Актуализация знаний.
- Следующее задание: «Кодированный» диктант. С.р. - Я называю глаголы, а вы определяете, в какой временной форме они употреблены и, молча, записываете соответствующую букву: настоящее время – Н, прошлое время – П, будущее – Б. (Плакат «Время глагола)
Прыгал, обедает, напишу, скажет, добежала, уходят, защищали, скрипит, будет работать, светило, лечит, выучу, прилетит.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте по следующему коду:
СЛАЙД: П Н Б Б П Н П Н Б П Н Б Б «Оцени себя!»
Физминутка:
Поскачите, походите,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Вы под рифму выполняли...
А глаголы вы узнали?
- Какие глаголы вы запомнили из физминутки?
- О чём мы ещё не вспомнили, говоря о глаголе? (О спряжении)
- Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам в наст. и буд. времени). (Плакат)
- Какие глаголы относятся ко II спр.? I спр.?
СЛАЙД: - Запишите к данным глаголам
а) синонимы, но другого спряжения (одинаковое значение)
блестит (II) – сверкает (I)
бранит (II) – ругает (I)
б) антонимы, но другого спряжения (противоположное значение)
вспомнить (II) – забыть (I)
отпустить (II) поймать (I)
Игра на выбывание. - По признакам определить глагол, записать правильный номер глагола. Давайте прочитаем все глаголы на СЛАЙДЕ:
множественное число глагола, I спр. (решают);
глагол-исключение, II спр., наст.вр. (смотрит);
2лицо, ед. ч., I спр., наст.вр. (думаешь)
Прош. вр., II спр., м.р., ед.ч. (учил)
глагол в начальной (неопределённой) форме, Iспр. (читать)
буд. вр. I спр. ,мн.ч.(нарисуют)
Самопроверка: 4,2,1,6,3,5. – «Оцени себя!»
7.Закрепление материала
А) - Работа по тексту. Задание: прочитать текст. Списать. Подчеркнуть грамматическую основу предложения: СЛАЙД (+ отдельные листочки)
Пришла весна. Кругом тает снег. Радуются весне люди. Проснулся от спячки медведь. Скоро с юга прилетят птицы. Мне нравится весна, ведь каждый раз рождается новая жизнь. «Оцени себя!»
Б) «Юные грамотеи».
- Следующее правило сформулировано в стихотворении Т.К. Донченко: СЛАЙД:
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Если Ь в вопросе,
То в глаголы его вносим.
- На какое правило это стихотворение? СЛАЙД: (правописание ТСЯ или ТЬСЯ).
Работа в парах:
-На моём столе разложены билетики, подойдите к столу 6 человек и возьмите каждый по билету, прочитайте текст: у вас в билетах напечатаны половинки пословиц. Ваша задача: кто быстрее найдёт свою половинку. Кто нашёл свою пару, записываете пословицу на доске, подумайте над смыслом, подчеркните орфограммы (глаголы на –тся, -ться; частица «не» с глаголами)
Грамоте учит…ся – всегда пригодит…ся. Кто умеет трудит..ся, тот труда не боит..ся. Надо трудит..ся, не надо ленит..ся.
- На какую тему все пословицы? (На тему труда.)
- Какая пословица вам близка на уроке?
- Вот и Глагол наш - неутомимый труженик, всё время совершает какие-то действия.
В) Проверочный тест по теме «Глагол» (на листках)
1. Найди глагол:А) письмо Б) напишет В) письменный
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) Что делал? Что сделал? Б) Что сделает? Что будет делать? В) Что делать? Что сделать?
3. Найди глагол прошедшего времени: А) вылетит Б) осветило В) засвистят
4. Найди глагол женского рода: А) прилетела Б) наполнил В) прошло
5. Как пишется частица не с глаголами?А) слитно Б) раздельно
6. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то он А) I спр. Б) II спр.
7. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?
А) Вылетела на солнышко первая бабочка.
Б) По вечерам у костров звучат песни.
В) Мы построим новый дом.
8. Найди глагол 1 спряжения.А) дышать Б) полоть В) строить
«Оцени себя!»
8.Итог урока.
- Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.
- Знания о какой части речи мы сегодня обобщили?
- Выбери для себя высказывание после работы «Оцени себя»: Слайд
Сегодня на уроке мне было легко и интересно.
Сегодня на уроке мне было трудно и интересно.
Сегодня на уроке мне было трудно и неинтересно.
- Д/з не будет, т.к. будет ещё мероприятие после обеда.
СЛАЙД: Спасибо за урок!
Пришла весна. Кругом тает снег. Радуются весне люди. Проснулся от спячки медведь. Скоро с юга прилетят птицы. Мне нравится весна, ведь каждый раз рождается новая жизнь.
Пришла весна. Кругом тает снег. Радуются весне люди. Проснулся от спячки медведь. Скоро с юга прилетят птицы. Мне нравится весна, ведь каждый раз рождается новая жизнь.
Пришла весна. Кругом тает снег. Радуются весне люди. Проснулся от спячки медведь. Скоро с юга прилетят птицы. Мне нравится весна, ведь каждый раз рождается новая жизнь.
Пришла весна. Кругом тает снег. Радуются весне люди. Проснулся от спячки медведь. Скоро с юга прилетят птицы. Мне нравится весна, ведь каждый раз рождается новая жизнь.
Пришла весна. Кругом тает снег. Радуются весне люди. Проснулся от спячки медведь. Скоро с юга прилетят птицы. Мне нравится весна, ведь каждый раз рождается новая жизнь.
Пришла весна. Кругом тает снег. Радуются весне люди. Проснулся от спячки медведь. Скоро с юга прилетят птицы. Мне нравится весна, ведь каждый раз рождается новая жизнь.
Пришла весна. Кругом тает снег. Радуются весне люди. Проснулся от спячки медведь. Скоро с юга прилетят птицы. Мне нравится весна, ведь каждый раз рождается новая жизнь.
Пришла весна. Кругом тает снег. Радуются весне люди. Проснулся от спячки медведь. Скоро с юга прилетят птицы. Мне нравится весна, ведь каждый раз рождается новая жизнь.
Проверочный тест по теме «Глагол»
1. Найди глагол:
А) письмо Б) напишет В) письменный
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) Что делал? Что сделал? Б) Что сделает? Что будет делать? В) Что делать? Что сделать?
3. Найди глагол прошедшего времени: А) вылетит Б) осветило В) засвистят
4. Найди глагол женского рода: А) прилетела Б) наполнил В) прошло
5. Как пишется частица не с глаголами? А) слитно Б) раздельно
6. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то он
А) I спр. Б) II спр.
7. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?
А) Вылетела на солнышко первая бабочка.
Б) По вечерам у костров звучат песни.
В) Мы будем строить новый дом.
8. Найди глагол 1 спряжения: А) дышать Б) полоть В) строить
Проверочный тест по теме «Глагол»
1. Найди глагол:
А) письмо Б) напишет В) письменный
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) Что делал? Что сделал? Б) Что сделает? Что будет делать? В) Что делать? Что сделать?
3. Найди глагол прошедшего времени: А) вылетит Б) осветило В) засвистят
4. Найди глагол женского рода: А) прилетела Б) наполнил В) прошло
5. Как пишется частица не с глаголами? А) слитно Б) раздельно
6. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то он
А) I спр. Б) II спр.
7. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?
А) Вылетела на солнышко первая бабочка.
Б) По вечерам у костров звучат песни.
В) Мы будем строить новый дом.
8. Найди глагол 1 спряжения: А) дышать Б) полоть В) строить
Проверочный тест по теме «Глагол»
1. Найди глагол:
А) письмо Б) напишет В) письменный
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) Что делал? Что сделал? Б) Что сделает? Что будет делать? В) Что делать? Что сделать?
3. Найди глагол прошедшего времени: А) вылетит Б) осветило В) засвистят
4. Найди глагол женского рода: А) прилетела Б) наполнил В) прошло
5. Как пишется частица не с глаголами? А) слитно Б) раздельно
6. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то он
А) I спр. Б) II спр.
7. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?
А) Вылетела на солнышко первая бабочка.
Б) По вечерам у костров звучат песни.
В) Мы будем строить новый дом.
8. Найди глагол 1 спряжения: А) дышать Б) полоть В) строить
Проверочный тест по теме «Глагол»
1. Найди глагол:
А) письмо Б) напишет
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) Что сделает? Что делает? Б) Что делать? Что сделать?
3. Найди глагол прошедшего времени: А) вылетит Б) осветило
4. Найди глагол женского рода: А) прилетела Б) наполнил
5. Как пишется частица не с глаголами? А) слитно Б) раздельно
6. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то он
А) I спр. Б) II спр.
7. Найди глагол 1 спряжения: А) строить Б) полоть
Проверочный тест по теме «Глагол»
1. Найди глагол:
А) письмо Б) напишет
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) Что сделает? Что делает? Б) Что делать? Что сделать?
3. Найди глагол прошедшего времени: А) вылетит Б) осветило
4. Найди глагол женского рода: А) прилетела Б) наполнил
5. Как пишется частица не с глаголами? А) слитно Б) раздельно
6. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то он
А) I спр. Б) II спр.
7. Найди глагол 1 спряжения: А) строить Б) полоть
Проверочный тест по теме «Глагол»
1. Найди глагол:
А) письмо Б) напишет
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) Что сделает? Что делает? Б) Что делать? Что сделать?
3. Найди глагол прошедшего времени: А) вылетит Б) осветило
4. Найди глагол женского рода: А) прилетела Б) наполнил
5. Как пишется частица не с глаголами? А) слитно Б) раздельно
6. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то он
А) I спр. Б) II спр.
7. Найди глагол 1 спряжения: А) строить Б) полоть
Проверочный тест по теме «Глагол»
1. Найди глагол:
А) письмо Б) напишет
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
А) Что сделает? Что делает? Б) Что делать? Что сделать?
3. Найди глагол прошедшего времени: А) вылетит Б) осветило
4. Найди глагол женского рода: А) прилетела Б) наполнил
5. Как пишется частица не с глаголами? А) слитно Б) раздельно
6. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то он
А) I спр. Б) II спр.
7. Найди глагол 1 спряжения: А) строить Б) полоть
Грамоте учит…ся – всегда пригодит…ся.
Кто умеет трудит..ся,
тот труда не боит..ся.
Надо трудит..ся,
не надо ленит..ся.