СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению "С. Есенин. «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению "С. Есенин. «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении" (4 класс)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Литературное чтение

Класс: 4

ФИО студента: Прокопенко Елизавета Сергеевна

Тема урока

«С. Есенин. «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении»

УМК

«Школа России»

Тип урока

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель

Создание условий для ознакомления с биографией Сергеем Есениным и его творчеством «Бабушкина сказки».

Задачи урока

Образовательные: познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А.Есенина; провести исследование текста лирического произведения; пополнить библиографические знания о поэте; обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать познавательный интерес к данной теме; развивать навык выразительного чтения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз; развивать внимание, память, мышление; развивать речь учащихся; развивать умение правильно формулировать свои высказывания (ответы) в устной форме; развивать умение корректно вести учебный диалог; развивать умение слушать объяснения учителя; развивать умение слушать и оценивать ответы товарищей.

Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества и взаимопомощи с помощью заданий, требующих беседу, рассуждения, парной или групповой работы; воспитывать любовь к близким; воспитывать интерес к русской поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знают биографию С. Есенина; умеют анализировать лирическое произведение; умеют выразительно читать произведения; воспринимают на слух поэтическое произведение; пополняют свой словарный запас.

КУУД: слушают и понимают речь других; оформляют свои мысли в устной форме; умеют формулировать собственное мнение; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

ПУУД: используют различные способы работы с информацией для поиска ответа; развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

РУУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.

Формируют учебно-познавательный интерес к учебному материалу; умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивают доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Оборудование

Учебник литературного чтения 4 класса Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., интерактивная онлайн-доска Google Jamboard, презентация PowerPoint.

Методы и приемы

Словесный метод: приветствие учеников, составление целей и задач урока, дискуссия, беседа, вопросы, устные задачи, инструкция по выполнению заданий, устный разбор задач, вопросы для подведения итогов.

Практический метод: словарная работа, определение правильной последовательности пунктов плана, составление сиквейна, прослушивание выразительного чтения, анализ стихотворения, выразительное чтение вслух, оценка работоспособности на уроке.

Наглядный метод: демонстрация презентации и упражнений; использование интерактивной онлайн-доски.

Формы обучения

Фронтальная работа, групповая работа (в группах и парах), индивидуальная работа.

Формы контроля

Дискуссия, устный опрос, текстовые задания, устный разбор задач, взаимопроверка, вопросы для подведения итогов.



























Ход урока:


Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия


Методические примечания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация

(3 минуты)

У: Добрый день, друзья! Меня зовут Елизавета Сергеевна. И сегодня я у вас буду вести этот замечательный урок. Хорошего вам настроения!

У: Один человек сказал, что «человек без книги, как машина без водителя». Скажите, как вы понимаете его слова?

У: Отлично! Ваши мнения очень интересные. Спасибо.

Приветствуют учителя.





Делятся своими мыслями



  1. Актуализация пробного учебного действия

(5 минут)

У: Скажите, ребята, а вы помните вашу самую первую книгу, которые вы читали или может быть слушали в детстве? Если вы ее слушали, то кто читал ее вам? Что это была за книга? Как она называлась?

У: Хорошо. А что такое сказка, вы знаете? Попробуйте сказать своими словами.

У: Молодцы! Вы все верно сказали. А теперь давайте заглянем в наш толковый словарь и посмотрим, какое определение есть там. Нашли? Отлично. Прочитайте, пожалуйста.

У: Скажите, а это определение схоже с нашим? Превосходно!

У: Сейчас я вам зачитаю два отрывка из разных сказок, а вы мне должны сказать, откуда они:

  1. Мать и сын теперь на воле;
    Видят холм в широком поле,
    Море синее кругом,
    Дуб зеленый над холмом.

  2. С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

У: Молодцы! Вы все хорошо постарались.

У: Скажите, ребята, а вы заметили между ними какую-то разницу при прослушивании? Какую?

У: Верно. "Сказка о царе Салтане" выполнена в виде стихотворения. А что такое стихотворение, вы знаете? Дайте свое определение.

У: Все ваши ответы были приняты. Давайте с вами посмотрим в толковый словарь, как они обозначают стихотворения. Нашли определение? Зачитайте.

У: Отличается ли это определение от нашего? Действительно.

У: А чем отличаются стихотворения друг от друга? Какие темы они охватывают?





У: Отлично, а знаете ли вы, как называют произведения, выражающие чувства человека?

У: Правильно! Лирическими. Давайте с вами прочитаем определение на слайде.

У: Прекрасно!

Делятся своими мыслями







Высказывают свои предположения.


Смотрят и зачитывают определение слова из толкового словаря.





- Да.


- Первый отрывок из «Сказки о царе Салтане», второй - «Цветик-семицветик».



















- «Сказка о царе Салтане» выполнен в стихах.



Высказывают свои предположения.




Смотрят и зачитывают определение слова из толкового словаря.




- Нет.



- Стихотворения могут отличаться по теме. Темы могут быть какими угодно: о любви, природе, детях, патриотизме, героическом поступке, школе, чувствах человека, о животных.

- Лирическими.



Смотрят и зачитывают определение слова на слайде.



  1. Выявления места и причины затруднения

(3 минуты)

У: Ребята, скажите, вы знаете, кто такой Есенин? Что он писал?

У: Неплохо, но знали ли вы, что он не меньше вашего любил слушать сказки на ночь, что читала ему бабушка?

У: Вот слова его внучки:

«… Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении…»

У: Итак, кто из вас догадался о теме сегодняшнего занятия?




У: Правильно. Сегодня мы с вами будем знакомиться с лирическим произведением Сергея Есенина «Бабушкины сказки».

У: Какую цель мы можем поставить на уроке?



У: Отлично.

Высказывают свои предположения.




















- С.Есенин «Бабушкины рассказы». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении.






- Познакомиться с биографией Сергея Есенина и его творчеством «Бабушкины сказки».



  1. Построения проекта выхода из затруднения

(2 минуты)

У: Но чтобы начать наше занятие, нам надо составить план. Я вам предлагаю поработать на доске совместного пользования при помощи этого QR-кода, который вы видите на экране. Перейдя по нему, вы увидите пункты нашего с вами плана, которые надо отсортировать.

У: Все перешли? Отлично.

У: Перед вами находятся наши учебные задачи. При помощи стрелочки удалите только те задачи, которые не подходят к сегодняшнему уроку. Остальные пункты плана надо расставить в таком порядке, при котором мы смогли б все изучить.

  1. Прослушаем выразительное чтение «Бабушкины сказки»;

  2. Познакомимся с биографией Сергея Есенина;

  3. Познакомимся с биографией А.С.Пушкина;

  4. Выразительно прочитаем стихотворение С.Есенина «Бабушкины сказки»;

  5. Выразительно прочитаем стихотворение А.Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…»;

  6. Проанализируем стихотворение «Бабушкины сказки»;

  7. Выполним самостоятельную работу;

  8. Оценим свою работу на уроке;

  9. Свяжем любимой бабушке свитер;

  10. Проанализируем стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ…».

У: Справились? Умницы! А кто сможет объяснить, почему вы эти задачи нам не подходят?

У: Отлично! Вы все хорошо постарались! Тогда давайте начинать.

Переходят по ссылке в чате или по QR-коду на доску совместного пользования и соотносят задачи с темой урока. Нужные они ставят в правильном порядке, по которому будет проходить урок, остальные задачи удаляются с доски. После этого они с учителем обсуждают выбор задач: почему некоторые задачи не подходили к теме.

- План урока:

  1. Познакомимся с биографией Сергея Есенина;

  2. Прослушаем выразительное чтение «Бабушкины сказки»;

  3. Проанализируем стихотворение «Бабушкины сказки»;

  4. Выразительно прочитаем стихотворение С.Есенина «Бабушкины сказки»;

  5. Выполним самостоятельную работу;

  6. Оценим свою работу на уроке.


















Высказывают свои предположения




  1. Реализация построенного проекта

(12 минут)

У: Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Вырос он на попечении дедушки по линии матери, зажиточного дедушки Титова Федора Алексеевича. Именно здесь познакомился с произведениями русского фольклора: сказками, песнями, частушками.

У: Переехав в Москву в 1901 году, Есенин перебирается работать в книжный магазин и типографию им. И.Д. Сытина. Работа в книжном магазине и типографии позволяет ему много читать. Кроме этого Сергей Александрович занимается очень сильно саморазвитием, посещая музыкально-литературный кружок Суриковского собрания и историко-философские лекции на академическом отделении в университете им. Шинявского А.Л.

У: В 1914 его произведения впервые выходят в свет – их публикуют в московских журналах. Годом позже он уезжает в Петроград, где встречает Александра Блока и других известных стихотворцев. В этом городе появляется его 1-ый сборник - «Радуница». В ней автор рассказал о рязанских раздольях, красоте родной природы. Читателям понравились звонкие стихи молодого поэта, похожие на песни.

После этого о Есенине заговорила вся Россия.

У: 28 декабря 1925 года жизнь поэта оборвалась. Он умер в возрасте 30-ти лет. За свою короткую жизнь Есенин создал много прекрасных стихотворений и поэм о России, её людях, природе.

Мы знаем и любим такие его произведения, как «Берёза», «Поёт зима, аукает..», «Вот уж вечер. Роса…», «Черёмуха», «Гой ты, Русь моя родная», «Я покинул родимый дом…», «Несказанное, синее, нежное…», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя Шаганэ…».

У: Интересные факты о писателе:

  1. Есенин с детства не хотел быть обычным рабочим человеком, чем вызывал негодование у старшего поколения и непонимание у сверстников. Первые стихи он сочинил в 8 лет.

  2. Первое время после окончания школы будущий поэт работал в лавке у мясника, но пробиться в литературу уже тогда было его целью.

  1. Сергей с юности увлекался кулачными боями и был, по воспоминаниям современников, довольно сильным бойцом.

  2. Поэт тонко чувствовал красоту природы, он любил животных и часто подкармливал бродячих собак. Некоторое время он даже был вегетарианцем.

  3. У Есенина с Маяковским была взаимная нелюбовь. Они не стеснялись в выражениях и открыто устраивали ссоры. Несмотря на все выпады и переругивания, поэты уважали творчество друг друга.

  4. Несмотря на благоволение царской семьи, Есенин считал себя социалистом-революционером и тесно общался с большевиками. В партии поэт не состоял, но иногда помогал её деятельности.

  5. В 1995 г. марка с изображением Сергея Есенина была издана в Албании.

У: А теперь, когда мы познакомились с жизнью Сергея Есенина, предлагаю вам поработать в группах на доске совместного пользования при помощи этого QR-кода, который вы видите на экране.

У: Все перешли? Отлично.

У: Сейчас я вас разделю на группы, которые вместе должны будут составить синквейн по биографии автора. Напоминаю, что синквейн всегда состоит из пяти строк в определенной структуре:

В первой строке записывается слово -существительное, отражающее основную суть темы;

Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею;

В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы;

В четвертой – главная смысловая фраза темы;

В пятой – существительное, которое служит заключением.

У: Но перед тем, как приступить к работе, напомните мне, какие правила мы должны соблюдать при работе в группе.









У: Молодцы! Что ж, не буду вас задерживать. Удачи вам!

У: Итак, вижу, что многие команды готовы. Кто хочет нам озвучить синквейн, который у вас получился?

У: Превосходно! Вы все смогли отличиться.

У: Скажите, какие моменты в жизни писателя вас больше всего поразило? Почему?

У: Я с вами полностью согласна. Как вы знаете, бабушка была для Сергея Есенина очень дорогим и близким человеком. Отношения с ней у него были лучше, чем с собственными родителями: главным образом потому, что бабушка заботилась о нем, замечала его творческий талант и искренне переживала о его успехах. В ее доме Есенин жил с детства и до 16 лет. В этот период он часто слушал сказки, которые рассказывала ему бабушка. Эти истории, чаще всего рассказанные в ночной тишине, стали для него символом беспечности юных лет и семейного тепла. После того как бабушка Есенина умерла, он попробовал пожить в родном доме, но быстро понял, что никому там до него нет дела. Тогда он поехал в Москву, где и осуществил свою мечту стать поэтом. Переехав в большой город, поэт написал трогательное произведение «Бабушке», в котором попрощался с детством и местом, где он вырос.
У: А сейчас мы с вами прослушаем стихотворение С.Есенина «Бабушкины сказки». Слушаем внимательно и стараемся понять, что хотел нам передать автор.

У: Какое настроение оставило у вас стихотворение? Какими вам показались дети? На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? Случалось ли с вами подобное?

У: С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?

У: Отлично. А теперь давайте мы немного передохнем и разомнемся. Встаем из своих мест:

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!

Слушают рассказ учителя.











































































































Учитель делит ребят на группы, которые вместе составляют синквейн по биографии Сергея Есенина. После того, как все группы закончат составлять синквейн, учитель просит все группы зачитать полученные слова.























- 1. Умей выслушать собеседника, не перебивай;

2. Не согласен – объясни почему;

3. Доказывай свое мнение спокойно, вежливо;

4. Будь внимательным;

5. Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними;

6. Говори только по делу;

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.









Делятся своими мыслями.

































Внимательно слушают выразительное чтение стихотворения Сергея Есенина «Бабушкины сказки».



Делятся своими мыслями.







Делятся своими предположениями.



Встают из-за рабочих мест и выполняют физкультминутку, повторяя движения за учителем.




















































































  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(4 минуты)

У: Молодцы! Вот мы и разомнулись, пора бы нам и поработать. Присаживаемся на места.

У: Скажите, ребята, вам понравилось то, как нам прочитали стихотворение? Да? Тогда предлагаю вам поработать в парах, чтобы научиться также выразительно читать.

У: Давайте откроем наш учебник на 71 странице. Все открыли? Хорошо. Ваша задача состоит в том, чтобы прочитать это стихотворение выразительно с соблюдением логического ударения, интонации, пауз. Ваш напарник оценит вашу работу и поставит эту оценку на этот листик, где должны быть записаны ваши фамилии и имена. После этого вы меняетесь местами.

У: Через 2 минуты я буду просить любого человека зачитать нам стихотворение вслух, поэтому вы должны как следует постараться и выложиться на отлично. Желаю вам всем удачи!

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

У: Итак наше время подходит к концу, поэтому попрошу всех учеников заканчивать читать. Кто готов попробовать прочитать стихотворение «Бабушкины сказки» выразительно? Начинай.

У: Отлично! Вы все хорошо постарались! Скажите, ребята, а какую часть в стихотворении вам было трудно прочитать выразительно? Почему?

Садятся на свои места.




Делятся на пары, после чего открывают учебник на 71 странице и выразительно читают по очереди стихотворение «Бабушкины сказки». Другой участник оценивает чтение по пятибалльной шкале и ставит оценку на листик с фамилиями и именами пары. Через 2 минуты после начала чтения они отдают листики учителю и по желанию учителя выразительно читают стихотворение.








































Делятся своими мыслями.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 минут)

У: А теперь давайте поработаем самостоятельно. Вы наверняка увидели, что в стихотворении были незнакомые для вас слова, верно?

У: С помощью толкового словаря попробуйте объяснить значение этих слов. А позже мы их проверим. Удачи!

Задворки – место за дворами, позади изб.

Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая.

Гурьба – шумливая группа людей.

Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.

Галдеть – громко говорить, орать.

Брести – идти с трудом, тихо.

Пригорок – небольшой холм, бугор.

У: Вижу, что многие уже готовы нам рассказать значения слов. Кто хочет начать первым?

У: Молодцы! Для меня честь быть вашим учителем!

Читают стихотворение «Бабушкины сказки», находят неизвестные слова или фразы и пытаются при помощи толкового словаря найти значения слов. После того, как большинство напишет смысл слов или фраз, учитель начинает устную и письменную проверку толкований.




  1. Включения в систему знаний и повторения

(2 минуты)

У: Давайте запишем наше домашнее задание. Дома вы должны будете выучить это стихотворение наизусть и рассказать его нам выразительно. А для тех, кто хочет получить дополнительную пятерку, я даю дополнительное задание, а именно нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Для этого вы можете использовать, что угодно: карандаши, фломастеры, краски, мелки, все к чему у вас душа лежит.

У: Позже мы повесим эти рисунки к нам на доску, чтобы все смогли полюбоваться этой красотой.

Записывают домашнее задание к себе в дневник.

  1. Рефлексия учебной деятельности

(3 минуты)

У: А на этом наш урок заканчивается. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на занятии? Какие задачи были поставлены и были ли они выполнены?

У: Что вам за наше занятие больше всего понравилось? Что было трудно понять?

У: Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок? С каким чувством вы уходите с урока?

У: Отлично! А теперь я предлагаю вам оценить свою работоспособность на уроке при помощи данных фразеологизмов:

  • Засучив рукава;

  • В поте лица;

  • Рука об руку;

  • Тяп ляп;

  • Не покладая рук;

  • Доводить до ума;

  • Гонять лодыря;

  • Плевать в потолок;

  • Болтаться без дела.

У: У: На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу! До скорых встреч!

Отвечают на вопросы.






Делятся своими мыслями.



Делятся своими впечатлениями.



Оценивают свою работоспособность на уроке при помощи фразеологизмов, которые олицетворяют работу на уроке.











Прощаются с учителем.