СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке на тему «Танцевальные жанры» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет  как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему урока «Танцевальность в музыке».

Цели и задачи урока:

 Цели и задачи:

- знакомить с танцевальным фольклором;

- учить  слышать танцевальность в музыке;

- создать условия для усвоения элементов «танцевальности» как качества музыки (лёгкость, подвижность, акцентированность мелодии и т.д.);

- развивать фантазию и музыкальный слух обучающихся;

- учить мыслить, чувствовать, сопереживать;

- формировать устойчивый интерес к предмету «Музыка», воспитывать музыкальную культуру, чувство прекрасного, доброту.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке на тему «Танцевальные жанры» (3 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

1 четверть

Урок 7. Танцевальные жанры

Средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация; детские музыкальные инструменты; портрет М.И. Глинки.

Музыкальный материал: «Во поле берёза стояла» (слова и музыка народные) / 1 класс; «Со вьюном я хожу» (слова и музыка народные); «Не по погребу бочоночек» (слова и музыка народные) / фонохрестоматия; «Ой, все кумушки, домой» (слова и музыка народные); «Камаринская» (плясовой наигрыш на гуслях) / ЭФУ, с. 15; фонохрестоматия; М.И. Глинка. «Камаринская» / ЭФУ, с. 15; фонохрестоматия; «Калинка» (музыка и слова народные) / ЭФУ, с. 16; Фонохрестоматия.

Цели:

- знакомить с танцевальным фольклором;

- учить  слышать танцевальность в музыке;

- создать условия для усвоения элементов «танцевальности» как качества музыки (лёгкость, подвижность, акцентированность мелодии и т.д.);

- развивать фантазию и музыкальный слух обучающихся;

- учить мыслить, чувствовать, сопереживать;

- формировать устойчивый интерес к предмету «Музыка», воспитывать музыкальную культуру, чувство прекрасного, доброту;



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

  2. Мотивация

Прослушайте знакомые вам из прошлых лет музыкальные фрагменты. Найдите в них общие черты.

Прослушивание муз. фрагментов «Во поле берёза стояла» (сл. и муз. нар.), «Со вьюном я хожу» (сл. и муз. нар.), «Не по погребу бочоночек» (сл. и муз. нар.), «Ой, все кумушки, домой» (сл. и муз. нар.).

Что объединяет эти музыкальные фрагменты? Расскажите о них музыкальным языком (ритм, темп, лад, жанр, характер).

Что можно делать под эту музыку?

Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке?

  1. Целеполагание



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Новый материал. Разнообразие танцевальных жанров

Танцевальные жанры русского фольклора отличаются широтой интонационного диапазона — от задушевных лирических девичьих хороводов до мужских переплясов, в которых главное — молодецкая удаль и «себя показать», и до малых танцевально-песенных форм.

В отличие от народной песни, танцевальные жанры сохранились благодаря мастерству артистов, сумевших в своём творчестве раскрыть и проявить особенности народной манеры исполнения.

В искусстве танца народ интуитивно, подсознательно отражает свои представления о красоте человека. Жест, движение — это тоже своеобразный интонационный язык человека, как и песня!

Большинство народных движений (почти у всех народов мира) родилось как художественное подражание движениям, выполняемым в жизни, прежде всего трудовым или «охотничьим» (например, у африканских народов). Некоторые индийские обрядовые танцы также «читаются», как текст, поскольку в них каждый жест, позиция пальцев имеют строго и точно определённое значение. Для искусства танца как одного из человеческих языков это естественно.

  1. Язык русских танцев

Давайте попробуем с вами, ребята, расшифровать русский танцевальный язык.

Основная черта русской танцевальности, особенность исполнительской манеры — приплясывание и притоптывание. Как вы думаете, откуда появилась эта манера и что она означает?

Ответы учащихся.

Возможно, эти движения выражают внутреннее ощущение силы. В них:

- особая приземлённость (крепко стоим на ногах!),

- основательность русского человека, условиями жизни накрепко привязанного к земле-матушке.

Преклонение перед силой — явление общечеловеческое, поэтому вся мифология в большей мере связана с воспеванием богатырской силы и подвигов, в том числе русский былинно-сказочный эпос («косая сажень в плечах!»).

Поэтому русские мужские пляски (в частности, русский перепляс) и строятся как соревнование в силе, размашистости и удали движений.

А вариационность в русском танцевальном искусстве, как и в песенном, развивается и получает своё выражение в соревновании исполнителей.

Конечно, у мужчин и женщин это соревнование происходит по-разному. Однако и в женских танцевальных соло бывает достаточно приплясываний и притоптываний.

Притоптывание (в русском варианте чечётка: «Дроби, дроби, дроби бей, танцуй — ноги не жалей!») присуще танцам многих народов мира (например, степ).

Другая особенность русского танца — пластичность. Например, женские хороводы отличаются нежной, по-особому статной и удивительно неторопливой интонацией движений. При этом женская фигура в движении (в танцевальном течении) словно неподвижна. Кстати, виртуозность исполнения проверялась так: стакан с водой на голове у танцовщицы не должен был расплескаться. Конечно, в «сплетениях» и монотонности танцевальных фигур угадываются языческие истоки с их завораживающей гипнотической «магией кружения», но это - исполнительская интонация, в которой выражается целомудрие.

Или, например, танцевальный «русский шаг», в котором столько достоинства и горделивой строгости. Лирическая женственная пластика, неспешность и благородство поступи отражают представления народа о женской красоте не только телесной (грация, стройность, осанка), но прежде всего человеческой, душевной.

Для русского народного танца характерно движение рук вверх с раскрытыми ладонями. Как вы думаете, что оно может означать: приглашение к танцу, просто знак «расступись, народ» или что-то ещё?

Ответы учащихся.

На наш взгляд, поднятые к солнцу руки — это символ миролюбия, радушия, открытости, приглашение к общению.

Одно из самых загадочных качеств русской танцевальности — стихия. Это особая, беззаветная, безоглядная, самозабвенная отдача танцу, когда всё остальное в данный момент уже не имеет значения!

В хороводных «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу», в свадебных плясовых песнях «Не по погребу бочоночек» и «Ой, все кумушки домой», в давно известной вам «Камаринской», в популярной во всём мире «Калинке» все названные истоки народного танца прямо-таки «кричат» о себе. Давайте еще раз внимательно прослушаем эти песни танцевального характера и отметим в них все качества русских танцев, о которых мы только что говорили.

  1. Слушание музыки

По окончании слушания дети вновь перечисляют характерные особенности музыкальных фрагментов.

Вывод: Эта музыка – танцевального характера.

Но интересно: заметили ли вы, что все эти хороводные и плясовые жанры русского фольклора - со словами, с пением?..

  1. Синкретизм в искусстве

В первобытной культуре, на заре своего зарождения искусство было синкретичным, когда слово, движение, пение, музыка (аккомпанемент на первом музыкальном инструменте — барабане) — всё это существовало нераздельно. То есть так, как у африканских племён, у шаманов северных народностей. Вся деятельность человека в те времена носила синкретический, нерасчлененный характер. Т.е. синкретизм – это изначальная слитность, нерасчлененность различных видов культурного творчества.

  1. Жанровое разнообразие танцевального фольклора

1) Частушка

Частушка - жанр русского фольклора, сложившийся во второй половине XIX века. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, скоморошьи прибаутки и городские песни. В частушке очень ярко проявляются жизнелюбие, юмор, народная мудрость, импровизация (экспромт, сиюминутность). Уже в самом названии отражается его содержательно-жанровая особенность — «частить», а не распевать.

Частушки пелись на досуге, «всем миром», соревнуясь сразу по всем творческим направлениям: в остроумии, неожиданности импровизаций, артистизме, танцевальном и инструментальном сопровождении. Этот жанр не обусловлен временем или сюжетом: произвольные экспромты сменяют друг друга, пока сочиняется (пока хватает куража)!

Для частушек характерен напевно-речитативный тип мелодики, поэтому они поются под аккомпанемент гармошки или балалайки, в сопровождении плясок «кто во что горазд».

Именно нужда в инструментальном сопровождении при частом отсутствии оного и породила своеобразный тип частушек — «под язык» (захотелось подурачиться — не бежать же за гармонистом!), где проявлялась изобретательность исполнителей, их виртуозность.

Это и слого-интонационные подражания игре на гармошке или балалайке, и тексты-приговорки, скороговорки (отвлечённые от смысла, выполняющие функцию аккомпанемента — «Рукава, карман, корзинки» и др.), и всё, что подсказывает фантазия исполнителей.

Существовали припевки, в которых слова совершенно не связаны между собой по смыслу, так что их текст напоминает «нескладухи»:

  1. Ножик, вилка, два подпилка, 

Рукава, карман, корзинка.

Рукава, карман, корзинка,

Чулок, варежки, резинка.

2) Веретёна не точёны,

В кадке яблоки мочёны,

Ну-ка, Катя, попляши,

Да больно ножки хороши.

2) Исполнение припевок

Чтобы нам прочувствовать атмосферу народного веселья, давайте исполним вместе эти народные припевки.

3) Страдания

Еще один народный жанр – страдания - это лирическая разновидность частушек. Их тематика была исключительно любовной: расставания, встречи и т.д.

Основное настроение страданий — минорное. В отличие от четырёхстрочных частушек, которые исполняются полуговорком, в характерной звонкой манере, страдания (они, как правило, двустрочные) исполняются напевно, в песенном стиле. Суть в том, что если в частушках надо частить, то здесь надо страдать — но страдать шутя, или шутить страдая.

Таким образом, страдания сочетают в себе одновременно черты частушки и страдания как такового. Это по сути народное актёрство в чистом виде, которое было особенно почитаемо на ярмарочных балаганных представлениях.

4) Инструментальные наигрыши

Фольклорный жанр «инструментальные наигрыши» был в прошлом, как частушки и страдания, также необходим для ярмарочных и других народных гуляний. Их основное назначение — оформлять танцевальные номера. Танцевальные наигрыши являются также самостоятельной ветвью инструментального народного творчества. В основе их лежит вариационная форма, благодаря чему в них проявляется импровизационная стихия русской народной инструментальной музыки.

5) Прослушивание «Камаринская» (плясовой наигрыш на гуслях)

Как звучала музыка? Расскажите о ней, пользуясь музыкальным языком.

Ответы детей.

А сейчас – следующее задание: создать свою инструментальную импровизацию на заданную музыкальную тему под танцевальные движения, которые будут показывать ваши товарищи. Обязательное условие: вовремя откликнуться музыкой на характер движения. Движения могут быть и комичные, и серьёзные.

6) Исполнение импровизаций на тему «Камаринской»

Тему народного наигрыша «Камаринская» использовал в своей Симфонической фантазии великий русский композитор М.И. Глинка. Творческий замысел Глинки связан с воспроизведением празднично-радостной картины народного веселья. Это два образа: торжественное величание девушки-невесты и темпераментная народная пляска, которая сопровождается затейливой импровизацией народного ансамбля – дудочников, рожечников, балалаечников. По композиции - это симфонические вариации на две подлинные народные темы. Что такое вариации?

Ответы детей.

Глинка постоянно изучал народные напевы, тщательно вслушивался в них, и его заинтересовала мелодическая общность совершенно разнохарактерных песен. Первая из них -  свадебная «Из-за гор, гор высоких» - широко известная песня, исполнялась обычно в неторопливом, степенном, спокойном движении (хотя не в столь медленном, как протяжные песни). Другая – плясовая «Камаринского» - «частая» (от слова «частить» - частушки, помните?), быстрая. Позже Глинка писал: «Случайно я нашел сближение между свадебной песней (…) и плясовою (…)». По совету музыкального писателя Одоевского, друга Глинки, произведение было названо «Камаринской». В двух разнохарактерных разделах вариаций Глинка образно сопоставил два типа русской народной пляски.

Прослушайте Симфоническую фантазию Глинки. Когда услышите знакомые интонации народной «Камаринской», прохлопайте тихонечко в ладоши ритм.

7) Слушание «Камаринская» М.И. Глинки

Можно ли назвать Фантазию Глинки танцем? Почему?



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Итог

Верно, Фантазия М.И. Глинки «Камаринская» - это не танец. Но танцевальность в ней присутствует в полной мере: это нечто гораздо большее, выросшее из танца.

Что же такое танцевальность? Делаем вывод:

Танцевальность – это танцевальное свойство музыки или характер музыки, выросшей из танца. Танцевальная музыка создана из танцевальных ритмов и несёт в себе танцевальную энергию, но под неё не обязательно нужно танцевать.

- Когда танцуете вы?

- Чем вам запомнится этот урок?

- Что нам удалось на уроке?

  1. Рефлексия. Исполнение «Калинка»

Закончим тему танцевальных жанров исполнением хоровода и песни «Калинка». Задача: Подчеркнуть голосом и движениями контрастность частей песни.

Домашнее задание: 1) Слушать «Камаринскую» Глинки, нарисовать иллюстрации;

2) Знать и выписать в тетрадь значение музыкальных терминов:

Танцевальность в музыке - …

Чечётка - …

Степ - …

Русский хоровод - …

Симфоническая сюита - …

Симфоническая фантазия - …

3) Выписать в тетрадь названия жанров песенного, танцевального, инструментального фольклора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!