СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект разработки квеста "Путешествие по "Капитанской дочке" А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ МОЖНО ПРОВОДИТЬ КАК В УРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ТАК И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект разработки квеста "Путешествие по "Капитанской дочке" А.С. Пушкина»





Квест-игра

«Путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С Пушкина»


8 класс



Учитель:

Яруллина Гузель Рашитовна


















2019

  1. Проблема: Исследование творчества А.С. Пушкина в рамках празднования 220-летия со дня рождения в 2019 году.

  2. Название проекта: квест-игра «Путешествие по повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина»

  3. Тип проекта: Индивидуальный

4.Цель квест-игры: Углубить понимание идейно – художественного своеобразия повести «Капитанскаядочка» А.С. Пушкина.

5. Задачи проекта:

  1. Формировать навыки литературоведческого анализа текста.

  2. Изучить исторические источники по теме проекта.

  3. Формировать исследовательскую культуру учащихся.

  4. Развивать навыки групповой работы.

  5. Воспитывать уважение к истории и культуре своего народа.

Гипотеза: Предположим, что современный выпускник окажется в роли главного героя повести «Капитанскаядочка» А.С. Пушкина.

6.Формы организации деятельности: коллективная.

7.Возрастная категория учащихся: учащиеся 8-9 классов.

8. Место проведения: актовый зал или учебные кабинеты.

9. Планируемые результаты работы с текстом в рамках квеста:

  1. повышение коммуникативной, языковой и культурологической компетенции учеников,

  2. формирование у детей познавательных навыков.

Приложение:

Слово «квест» английского происхождения, переводится как «загадка, головоломка, вопрос».

Квест - один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределѐнным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее. Ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. «Живые» квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей.

С использованием квестов мы можем хотя бы частично уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства.

В педагогике квест-технология является сравнительно новой и ещё не прошла стадию достаточного теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой.

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

1) последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

2) квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

3) квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Базовая модель квеста представляет собой технологический цикл (рис.1). На этом этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формирования проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие». Определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также системы подсказок (помощников).

В общей классификации выделяют следующие виды квестов :

1) линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

2) штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

3)кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

В данном случае формат квеста выбран ещѐ и потому, что игра создана с учѐтом увлеченности подростков компьютерными играми, где жанр квеста довольно распространен.

Игра, в которой у каждого участника свои цели, все игроки действуют в рамках одного сюжета.

Приключенческая игра-путешествие, предлагающая участникам решить логические задачи, общаясь с героями, играя роль, и принимая верное решение для достижения цели.

10. Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, презентация «Квест-игра «Путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С Пушкина», музыкальный проигрыватель, иллюстрации к повести, карточки с заданиями., аудиозаписи.

11. Методические рекомендации: на этом мероприятии можно использовать разные нетрадиционные виды работы.

  1. Участники делятся на две группы, каждая команда получает маршрутный лист (Приложение 1) с порядком прохождения станций квест-игры;

  2. Участники заранее получают задание: придумать название команды, эмблемы, соответствующие и девизы в стихотворной форме.

12. Этапы, содержание и методы деятельности:

Этап

Содержание деятельности

Методы деятельности

Прогнозируемые результаты по каждому этапу

Поисковый

Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта

Вводная беседа

Урок №1

«Литература и история»: помощь в постановке целей

Аналитический

Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Беседа

Мозговой штурм, анализ критической литературы

Урок №2

«История создания повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина: выдвижение идей, предположений, выводов

Практический

Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

Анализ изучаемого произведения, составление записей по характеристике главных героев

Урок №3-5

«Анализ композиции, системы образов, роли эпиграфов, идеи повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина»

Презентационный

Подготовка и проведение презентации

Квест –игра

Урок №6

квест-игра «Путешествие по повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина»



Контрольный

Анализ результатов. Оценка качества проекта

Оценка качества проекта

Оценка качества проекта.



Ход мероприятия.

Ведущий 1.

-Здравствуйте дорогие ребята! 6 июня – Пушкинский день в России. В 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Сегодня наше мероприятие посвящено творчеству этого великого писателя.

«Творчество Пушкина ― широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной… В творчестве Пушкина чувствуется нечто вулканическое, чудесное сочетание страстности и мудрости, чарующей любви к жизни и резкого осуждения ее пошлости, его трогательная нежность не боялась сатирической улыбки, и весь он ― чудо». М.Горький.

День памяти А.С. Пушкина пройдет и 10 февраля 2019 года, в годовщину смерти национального русского поэта. А.С. Пушкин умер в 1837 году в 37 лет от ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом. Его отметят в России и других странах.

Произведения А.С. Пушкина переведены практически на все языки мира. Его считают основателем литературного русского языка и символом русской классической литературы.

Любвеобильный и талантливый поэт и писатель А.С. Пушкин был широко известен и популярен еще при жизни. Он оставил после себя огромное количество произведений, которые составляют базовый пласт русской классической литературы. Его поэмы, сказки, стихи и проза наполнены жизнью. Они не просто отражают события, очевидцем которых был сам автор, но и точно передают боевой настрой действующих персонажей. Его герои преданы России.

В этот день проводятся выставки личных фотографий А.С. Пушкина, семейных альбомов, картин различных художников, которые запечатлели классика для потомков. Устраиваются чтения отрывков его произведений. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве и его филиалы открывают свои двери для посетителей. В Санкт-Петербурге памятный день начинается с торжественной церемонии во дворе у дома, где жил А.С. Пушкин. Каждый желающий может принять участие в памятных мероприятиях.

Ведущий 2.

Мы знаем, вы любите игры,

Загадки и пляски, песни и развлечения,

Но нет ничего интересней и познавательней,

Чем погружение в увлекательные произведения литературы.

Ведущий 1.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Кстати, квест (от англ. quest – поиск) - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь по станциям, выполняют различные задания. Но изюминка - в заданиях! Они подобраны таким образом, что каждая из команд должна быть максимально оригинальной, интересной.

Ведущий 2.

Ребята, а вы любите книги?

(Ответ учащихся)

- А какие произведения Пушкина вы знаете?

(Ответ учащихся)

- Какое из них вам особенно запомнилось и вы хотели бы перечитать его вновь? (Ответ учащихся)

Мне кажется, именно таким произведением является повесть «Капитанская дочка» А.С Пушкина.

О том, что А.С. Пушкин глубоко и серьёзно интересовался историей государства Российского, восьмиклассники уже знают. Уже прочитаны и изучены такие произведения поэта, как баллада «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», на внеклассном чтении - повесть «Арап Петра Великого», стихотворения, посвященные исторической тематике. Однако с жанром исторической повести в курсе русской литературы учащиеся встречаются впервые. Поэтому на уроке обобщающего характера необходимо ещё раз остановиться на причинах обращения А.С. Пушкина к историческому жанру. Поэт считал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости… Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим». В этих словах великого россиянина – урок патриотизма для современных школьников. А как иллюстрация недекларативного отношения А.С. Пушкина к истории родной страны – его историческая повесть «Капитанская дочка».

Ведущий 1.

-Сегодня задача участников квест-игры состоит в том, что они должны вспомнить повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и , выполняя разные задания на станциях, пройдя их в квест-игре, получить иллюстрации к повести, для того чтобы сложить общий коллаж.

Начнем квест-игру с представления команд. В ней участвуют две команды, мы приглашаем их на сцену. (Звучит торжественная музыка)

Организовано 6 станций (план):

  1. «Историческая»

  2. «В имении Гринёвых»

  3. «За крепостной стеной»

  4. «Пугачёв и пугачёвщина»

  5. «Суд»

  6. «Собери коллаж»

Две команды выходят для приветствия, организованно показывают эмблемы и произносят девизы.

Представляют главных контролеров квест-игры, которые знакомят участников с станциями. Задания на станциях представлены в презентации (Приложение 2).

1 станция – ««Историческая»

Команды получают листы с заданиями, задача участников - ответить на все предложенные вопросы (Приложение 2). Групповая работа. Контролер оценивает ответы участников квест-игры. Выполнив задание, каждая команда получает иллюстрации к повести «Капитанская дочка», отправляется на следующую станцию.

2 станция «В имении Гринёвых».

Звучит музыка из кинофильма «Капитанская дочка» (1958год).

Команды получают листы с заданиями, задача участников - ответить на все предложенные вопросы (Приложение 2). Групповая работа. Контролер оценивает ответы участников квест-игры. Выполнив задание, каждая команда получает иллюстрации к повести «Капитанская дочка», отправляется на следующую станцию.

3 станция «За крепостной стеной».

Команды получают листы с заданиями, задача участников - ответить на все предложенные вопросы (Приложение 2). Групповая работа. Контролер оценивает ответы участников квест-игры. Выполнив задание, каждая команда получает иллюстрации к повести «Капитанская дочка», отправляется на следующую станцию.

4 станция «Пугачёв и пугачёвщина».

Команды получают листы с заданиями, задача участников - ответить на все предложенные вопросы (Приложение 2). Групповая работа. Контролер оценивает ответы участников квест-игры. Выполнив задание, каждая команда получает иллюстрации к повести «Капитанская дочка», отправляется на следующую станцию.

5 станция «Суд»

Команды получают листы с заданиями, задача участников - ответить на все предложенные вопросы (Приложение 2). Групповая работа. Контролер оценивает ответы участников квест-игры. Выполнив задание, каждая команда получает иллюстрации к повести «Капитанская дочка», отправляется на следующую станцию.

6 станция «Собери коллаж»

Данную станцию обе команды могут пройти одновременно.

Необходимо последовательно расположить иллюстрации к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в соответствии с хронологией событий.

Ребята раскладывают полученные на станциях иллюстрации и собирают их в общую картинку (коллаж).

Команда, выполнившая задание быстрее, становится победителем квест-игры «Путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С Пушкина».

Контролеры подводят итоги.

Команды награждаются грамотами 1 и 2 степени.

Ведущий 1.

(Звучит торжественная музыка).

-Становление чьей личности под влиянием «благих потрясений» описано в виде хроники дворянской семьи?

-Без сомнения, Петр Гринев прошел большой путь, превратившись из избалованного и легкомысленного подростка в сильного и мудрого человека. Из всех испытаний, встретившихся на его пути, герой вынес единственный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, возможно одержать победу над всеми трудностями. Эта мысль, как мне кажется, является чрезвычайно важной во все времена. Герой предан Родине.

-Вот и закончилась наша квест-игра. Мы поздравляем команду, победившую в квест- игре. Вручаем участникам грамоты 1 и 2 степени.

Ведущий 2.

-В конце нашего мероприятия мы просим участников выразить свое мнение о проведенной квест - игре «Путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С Пушкина». На ватмане, ребята, оставьте свои отзывы, пожелания в виде смайликов с различными эмоциями, пожеланиями.

-Благодарим за участие! До новых встреч! (Звучит музыка).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 КОМАНДА.

Маршрутный лист

  1. «Историческая»

  2. «В имении Гринёвых»

  3. «За крепостной стеной»

  4. «Пугачёв и пугачёвщина»

  5. «Суд»

  6. «Собери коллаж»

2 КОМАНДА.

Маршрутный лист

  1. «Историческая»

  2. «В имении Гринёвых»

  3. «За крепостной стеной»

  4. «Пугачёв и пугачёвщина»

  5. «Суд»

  6. «Собери коллаж»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Презентация.

  1. Календарный план с указанием сроков реализации:

    Этап

    Содержание деятельности

    Срок

    Поисковый

    Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта

    Урок №1

    «Литература и история»

    Аналитический

    Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

    Урок №2

    «История создания повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

    Практический

    Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

    Урок №3-5

    «Анализ композиции, системы образов, роли эпиграфов, идеи повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина»

    Презентационный

    Подготовка и проведение презентации

    Урок №6

    квест-игра «Путешествие по повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина»



    Контрольный

    Анализ результатов. Оценка качества проекта

    Оценка качества проекта.

  2. Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:

Квест-игра

  1. Форма проведения презентации: праздничное мероприятие, посвященное 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!