Конспект занятий
по теме: «Память»
Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.
Задачи:
Знакомство учащихся с понятием «память».
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Психолог: «Наверняка ты все же имеешь представление о том, что такое память человека. Ведь сложно даже представить саму жизнь, если бы у человеческой психики не было этой функции.
Память – это функция психики, позволяющая человеку запоминать, сохранять, накапливать информацию, а в дальнейшем воспроизводить и забывать опыт окружающих или его собственный индивидуальный опыт.
Для поддержания и развития физического здоровья, здоровья тела, мы совершаем массу операций: делаем гимнастику, едим витамины, проделываем различные гигиенические процедуры. Мы заинтересованы, чтобы наше тело подольше оставалось здоровым и жизнеспособным. А что мы делаем для нашей памяти? Как мы ее развиваем? Как заботимся о ней? Память нужно тренировать. Этому и будут посвящено наше занятие.
Упражнение «Разложи по местам».
Перед учащимся лежат карточки с нарисованными предметами: яблоко, кастрюля, виноград, пиджак, сковорода, шорты, арбуз, кувшин, носки, рубашка, половник, слива. Психолог просит учащегося разложить данные карточки в три конверта. В один сложить карточки с изображением фруктов, в другой сложить карточки с изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках.
Данная работа развивает логическое, непосредственное запоминание.
Игра «Определить на ощупь»
Цель игры заключается в развитии у ребенка внимания, памяти, а также восприятия качества и формы предмета.
Суть игры: Для игры потребуется несколько различных предметов, которые раскладываются на столе. Далее учащийся в течение определенного времени приступает к изучению всех разложенных предметов. После этого ему завязываются глаза, и педагог вносит какие-либо изменения, например, меняет вещи местами либо заменяет один предмет на другой и прочее. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить произошедшие изменения с завязанными глазами и рассказать о них ведущему. Часто ребенку с интеллектуальными нарушениями сложно выполнить такое задание с закрытыми глаза, в таком случае эту игру можно проводить и с открытыми глазами.
Упражнение 4. «Развитие непроизвольной слуховой памяти».
Психологом зачитываются следующие пары слов:
Сладкий – кислый.
Светлый – смуглый
Веселый – грустный
Солнечный – пасмурный
Сухой – сырой
Сильный – слабый
Высокий – низкий
Ласковый – строгий
Сложный – простой
Тесный - просторный
Учащемуся необходимо запомнить эти пары слов. Затем психолог зачитывает только первое слово из каждой пары, а учащийся должен назвать второе, противоположное ему слово.
Упражнение 1. Возьми в каждую руку по карандашу и одновременно обведи изображения, не отрывая карандашей от бумаги.
Разминочное упражнение: «Массаж ушей» (стимуляция мозговой деятельности) ушные раковины прорабатываются пальчиками сверху вниз три раза, затем взяться за верхний кончик уха и потянуть вверх, взяться за середину уха и потянуть в сторону, взяться за мочку уха и потянуть вниз.
-Изображение Из чего состоит голова, волосы, глаза, нос, уши, рот, усы? Посмотрите внимательно.
Игра «Слушай и выполняй»Давайте отдохнём и проверим, как вы умеете внимательно слушать и запоминать. Я называю вам несколько действий, которые вы затем должны выполнить:
– Наклонить голову вперёд, назад, вправо и влево
- Поднять руки вверх, развести в стороны, поднять правую руку вверх, а левую опустить вниз.
9. Давайте вспомним, про портреты, из чего состоят голова, волосы, глаза, нос, уши, рот, усы?
Упражнение «Стена граффити»
Цель: способствовать групповому взаимодействию.
Ресурсы: ватман, фламастеры.
Ход выполнения. В ходе данного упражнения все участники наносят на лист ватмана, который висит на стене, надписи и рисунки, выражая свои взгляды, чувства, мысли. Тренер отмечает характерный тип и особенности взаимодействия на разных этапах рисования: сотрудничество, взаимодействие, притеснение, одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласованность, ориентация на интересы партнера и тому подобное.
Обсуждение: Что было важным, ценным во время выполнения упражнения?
10. Итог занятия. Скажите, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось или запомнилось?
11. Рефлексия занятия. Упражнение «Цветы и бабочки»
На поляне растут цветы: розы, васильки, ромашки. Выбери себе цветок?
Прикрепи бабочку к цветку.
Красная роза (узнал много нового интересного, справился со всеми заданиями хорошо) ;
Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не получилось) ;
Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).