СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия на тему "Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель учебного занятия: формирование понятия о кальции и его соединениях входящих в состав природных вод, осадочных пород, познакомиться с практическим применением соединений кальция.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия на тему "Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль"»

Урок 162

Тема: Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль.

Цель: формирование понятия о кальции и его соединениях входящих в состав природных вод, осадочных пород, познакомиться с практическим применением соединений кальция.


Задачи:

Образовательная:  

-          Рассмотреть кальций как химический элемент и как простое вещество,  его свойства, образуемые соединения. Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла.

Развивающая:

-          Продолжить формировать умения давать характеристику химическому элементу по ПСХЭ, проводить эксперимент, составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства простого вещества – кальция  и его соединений.

-          Развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся, находить причинно-следственные связи, аргументировать ответ, делать выводы на основе имеющихся теоретических знаний и проделанных опытов. 

Воспитательная:

-          Воспитывать интерес к химии как науке, через примеры связанные жизнью. Воспитание у школьников интереса к местному промышленному производству.

Тип: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Предметных:

−− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

−− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;


Метапредметных:

−− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;


Личностных:

−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

−− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности.


Методы и формы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, фронтальная беседа по теме, учебная лекция, фронтальная и самостоятельная работы по схеме.

Методическое обеспечение: рабочая и учебная программа, конспект занятия, учебник, электронный учебник.

Литература: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г, химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2014.


Ход занятия:

Ход занятия:

I.Организационный момент: 

  1. Приветствие студентов и отчет старосты об отсутствующих.

  2. Проверка готовности аудитории к занятию.

II.Актуализация опорных знаний и Мотивация учебной деятельности:

1.Объявление темы и цели занятия.

2.Мотивация.

III. Изучение нового учебного материала:

СОЕДИНЕНИЯ КАЛЬЦИЯ

Перечислим наиболее часто используемые соединения кальция.

Оксид кальция СаО – негашёная известь. При взаимодействии с водой происходит гашение извести, при этом выделяется много тепла:

СаО + H2O = Са(ОН)2

Гидроксид кальция Са(ОН)2 – гашёная известь. Раствор гидроксида кальция – известковая вода. Известковая вода поглощает углекислый газ, происходит помутнение вследствие образования нерастворимого карбоната кальция:

Са(ОН)2 + СO2 = СаСO3↓ + H2O

При пропускании избытка углекислого газа помутнение исчезает, образуется растворимый в воде гидрокарбонат кальция:

СаСO3 + H2O + СO2 = Са(НСO3)2

Сульфат кальция двухводный CaSO4 • 2Н2О – гипс, а другой кристаллогидрат сульфата кальция – 2CaSO4 • H2O – алебастр. Гипс и алебастр используются в строительстве, медицине и для изготовления декоративных изделий.

Карбонат кальция СаСО3 – это мел, мрамор, известняк, кальцит (исландский шпат).

Ортофосфат кальция Са3(РO4)2 – фосфорит, фосфоритная мука. Используется как фосфорное удобрение.

Чистый безводный хлорид кальция СаCl2 чрезвычайно гигроскопичен, поэтому широко применяется в лаборатории как осушитель в виде гранул. В медицине используется 10%-й раствор хлорида кальция. Ионы Са2+ способствуют хорошей сворачиваемости крови.

Карбид кальция СаС2 используется для получения ацетилена:

СаС2 + 2H2O = Са(ОН)2 + C2H2

Его получают в электропечах при нагревании с углём:

 СОЕДИНЕНИЯ КАЛЬЦИЯ И МАГНИЯ

Соединения кальция и магния широко распространены в природе. Наличие ионов Са2+ и Mg2+ в природных водах обусловливает особые свойства воды, которые называют её жёсткостью. В жёсткой воде не мылится мыло (вследствие образования нерастворимых солей кальция и магния – стеаратов кальция и магния), при нагревании жёсткой воды образуется накипь и т. д.

Временная жёсткость воды обусловлена присутствием в качестве катионов – ионов кальция и магния, а в качестве анионов – гидрокарбонат-ионов. Такую жёсткость воды можно устранить даже кипячением: 

Так ионы кальция оказываются связанными с карбонат-ионами в осадке – карбонате кальция. Концентрация ионов кальция в растворе заметно уменьшается, вода становится мягкой.

Другой способ перевода ионов кальция в осадок – добавление к жёсткой воде известковой воды, в этом случае кислая соль переходит в среднюю:

Са(НСО3)2 + Са(ОН)2 = 2CaCO3↓ + 2H2O

Можно умягчать воду с помощью реакций ионного обмена. При взаимодействии жёсткой воды с раствором соды образуется осадок карбоната кальция:

Са(НСO3)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaHCO3

Постоянная жёсткость воды обусловлена наличием ионов кальция и магния – в качестве катионов и дигидрофосфат-ионов, хлорид-ионов, нитрат-ионов и др. – в качестве анионов. С таким видом жёсткости воды можно справиться только благодаря реакциям ионного обмена. Надо подобрать такие реакции ионного обмена, в результате которых ионы магния и кальция будут переведены в осадок. Например:

3MgCl2 + 2Na3PO4 = Mg3(PO4)2↓ + 6NaCl

 

IV. Обобщение и систематизация знаний:

Задание 1. Составьте уравнения реакций для осуществления следующих превращений:

Ca - CaO - Ca(OH)2 - CaCO3 - CaO - CaCl2 - Ca3(PO4)2

Уравнение последней реакции запишите не только в молекулярном, но и в ионном виде.

 

Задание 2. Дайте характеристику КАЛЬЦИЮ по плану:

1. Положение в ПСХЭ
2. Строение атома
3. Физические свойства
4. Получение
5. Химические свойства (запишите УХР кальция с кислородом, серой, соляной кислотой, водой, водородом, хлором)
6. Применение кальция.

V. Домашнее задание:

1. учить конспект,

2. Используя дополнительные источники и учебник, заполните таблицу «Соединения кальция»

Название вещества

Химическая формула

Физические свойства

Практическое значение

Гашёная известь

 

 

 

Негашёная известь

 

 

 

Известковое молоко

 

 

 

Известковая вода

 

 

 

Гипс природный

 

 

 

Жжёный гипс

 

 

 


VI. Подведение итогов. Выставление оценок





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя