Конспект урок на тему: «Территория и население и хозяйство московского княжества в начале 16 века»
7 класс
дата:____________
Цель: познакомить с территорией и хозяйством России в начале XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в.
Развивать у учащихся метапредметную компетентность, умение выделять цели и результаты своей деятельности;
Воспитывать уважительное отношение к истории российского народа;
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: зона рискованного земледелия, казачество, озимые, политика, реформа, слобода, ярмарка, яровые; описывать структуру российского общества в начале XVI в.; выявлять особенности развития России в начале XVI в.; анализировать структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в.; приводить примеры видов хозяйственной деятельности населения России; сравнивать подсечно-огневую систему земледелия с трехпольем; характеризовать роль общины в жизни крестьян; анализировать изменения, произошедшие в жизни русских городов; характеризовать роль казачества в защите границ Российского государства; метапредметные УУД— 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность решения учебной задачи;
Оборудование: учебник, конспект урока, тетрадь;
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Организационный момент( приветствие учителем учащихся,проверка отсутсвующих)
2. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке мы с вами исследовали эпоху Великих географических открытий, определили степень участия России в этом процессе. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Ответьте на вопросы
- Какие предпосылки имели Великие географические открытия?
- Расскажите о положительных и отрицательных последствиях Великих географических открытий
Назовите русских первопроходцев (путешественников) и их достижения.
Изложение нового материала
Мотивационно – целевой этап
Известному российскому историку XIX в. С.М. Соловьеву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природы была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Справедливо ли это утверждение? Попробуем выяснить это на нашем уроке.
Тема урока: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.»
Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть на уроке?
План урока
1.Земледелие. Крестьянство.
2.Казачество
3.Горожане. Ремесло и ремесленники. Городское самоуправление.
4.Торговля и купечество.
5.Денежная система.
Учитель: Сегодня у нас свами не совсем обычный урок .Мы сегодня с вами попробуем быть исследователями .Мы составим с вами картину из ваших докладов общее мнение и ответим на главный вопрос урока
Проблема урока: Каким было население и хозяйская деятельность в Московском княжестве в 16 веке?
Задания для работы на уроке
(класс делится по 2 человека и вытягиваю методом жребия свое задание)
Задание для всех групп записать понятия относящие к вашему заданию.
На выполнение задания дается 25 минут.
Учащийся демонстрируют результаты своей работы
1.Земледелие, крестьянство
В XVI веке Российское государство значительно расшири¬ло свои рубежи. Были освоены новые земли. В начале XVI века населе¬ние России составляло около 6 миллионов человек.
Как и в прежние времена, главным занятием россиян оставалось па¬шенное земледелие. Ранее на просторах северо-восточной и северной Руси господствовала подсечно-огневая система.
2.Казачество
В XVI веке, в связи с наступлением на личные права крестьян, продолжала увеличиваться численность казачества. Возникали общины волж¬ских, донских, терских и яицких вольных казаков, состоявшие главным образом из беглых крестьян. Ос¬нову хозяйственной жизни казачества составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, а также скотоводство. Важнейшим источником суще-ствования была также военная добыча. В то же вре¬мя казаки охотно принимали и «жалованье» деньга-ми, хлебом и боеприпасами от государства, заинтере¬сованного в охране своих рубежей от набегов крым¬ских и казанских татар.
Все казаки считались свободными и равноправны¬ми. В общинах существовало самоуправление. Наибо¬лее важные дела обсуждались на «кругу» (казачьем сходе). Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины.
В первой половине XVI века казацкие поселения, расположенные на лесистых островах в низовьях Днепра, за его порогами, объединились в своеобраз¬ную казацкую республику — Запорожскую Сечь. - показать на карте
3)Города и горожане .Ремесло.
В начале XVI века на огромных просторах Российского государства было разбросано около 130 городов и городков. С конца XV века наблюдался быстрый рост числа горожан, а города переживали свой расцвет. Но доля городского населения была невелика. Россия значительно уступала по этому показателю развитым странам Западной и Центральной Европы.
С формированием единого государства изменилось значение русских городов. Многие города уже не были столицами независимых княжеств, но при этом усиливалось их значение как центров ремесла и торговли.
? Крупными торговыми городами были ?( Псков, Архангельск, Холмогоры, Ярославль, Костро¬ма, Тверь, Серпухов, Тула, Смоленск, Нижний Новго¬род и др)
Значительную роль в жизни страны продол¬жал играть Новгород, но все больше и больше возрас-тало политическое и хозяйственное значение Москвы. Иностранцы сравнивали русскую столицу с крупней¬шими городами Западной Европы. Современники счи¬тали, что в Москве проживало примерно 100 тысяч че¬ловек, тогда как в Новгороде — всего 25-30 тысяч.
Основную часть городского населения составляли ремесленники, которые платили налоги и несли раз-личные повинности в пользу государства — так назы¬ваемые «черные» горожане, а также купцы. В горо¬дах размещались и княжеские наместники. Они воз¬главляли городское управление, судили «черных»
горожан, следили за крепостными сооружениями, правильным сбором торговых пошлин. В городских усадьбах проживали бояре, а также различные кате¬гории служилых людей.
? какие ремесла были наиболее распространены в русских городах (самостоятельная работа с учебником с 17)
4.)Городское самоуправление и купеческие организации. Торговля.
(самостоятельная работа с учебником с 17-18)
?-Кого на Руси называли гостями (купцов)
5) Денежная реформа
Рост торговых связей между раз¬личными территориями страны, а также расширение внешней торговли настоятельно требовали изменений в области денежного обращения.
До конца XV — начала XVI века на Руси сущест¬вовала система с двумя основными денежными еди-ницами: новгородским и московским рублем. Рост товарооборота требовал все больше денег, но в стране был очень мал запас драгоценных металлов. В горо¬дах появилось большое количество фальшивомонет¬чиков. И хотя виновных жестоко преследовали, отру¬бали им руки, лили олово в горло, ничего не помога¬ло. В 1535—1538 годах все старые монеты были за¬прещены. Вводилась единая для всей России денеж¬ная единица — московский рубль. Появилась также монета, равная одной сотой рубля, с изображением всадника с копьем, получившая название копейки. В 1534 году в Москве был основан первый в России казенный Монетный двор, где изготавливались моне¬ты для всей страны.
Закрепление пройденного материала
Учитель: Итак, давайте с вами подытожим наши результаты и ответим на наш проблемный вопрос
1.Каким было развитие хозяйственной жизни населения Московского царства в 16 веке?
2.Какие были самый крупные города Моск.царства?
3.Кого называли купцами?
4.В каком году был основан первый монетный двор?
Рефлексия:
Я усвоил сегодня на уроке………….Я считаю, что………….
Подведение итогов выставление оценок за урок
Домашнее задание:
Проработать парг.2,с.20 рубрика «думаем,сварниваем»