Организационный настрой (мотивация к учебной деятельности) Задача этапа: настроить учащихся на работу, создать атмосферу комфорта и доброжелательности. | -Здравствуйте, ребята. Я рада встречи и знакомству с вами! Я, Бузикова В.С. Учитель русского языка и литературы.( СЛАЙД 1) - Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Наши глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные. Нам сразу становится тепло на душе, хочется творить добро. | Обучающиеся готовятся к уроку Обучающиеся настраиваются на урок. | Личностные: внимание, уважение к сверстникам; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: мобилизация сил и энергии Регулятивные УУД: прогнозирование предстоящей работы, умение сосредотачиваться на уроке. Включаться в рабочую деятельность. | 1, 5 минута. |
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Задача этапа: проверка знаний учащихся по домашнему заданию | Знание текста.(СЛАЙД 2) Звучит отрывок из произведения «Теплый хлеб» (описание природы, звучит музыка). «…За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда. Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь». Отрывки из какого произведения вы прослушали? - А кто автор этой сказки? - Понравилась ли вам сказка, когда вы ее читали дома? -Все ли познакомились с произведением? (поднимите руки) Молодцы! - Есть желающие проверить себя хорошо ли вы знаете сказку, нужно проити задания. Подсказкой будет текст? (индивидуальная работа). | . Прислушиваются к музыке. Вслушиваются в текст. Смотрят на слайд № 2 Слушают ответы одноклассников. | Регулятивные УУД: умение активизировать вербальную память. Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: развиваем умение строить речевое высказывание. | |
Формулировка темы урока и постановка цели урока (целеполагание, мотивация) Задача этапа: подвести учащихся к самостоятельному определению темы и цели урока | 1.Стадия вызова. - Начать наш урок хочу с восточной притчи. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Как вы поняли, о чем эта притча. - Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей). -Давайте по словарю дадим определение слову зло. .(СЛАЙД 3) Подберите антоним к слову зло. (Добро) -Давайте дадим определение слову добро (СЛАЙД 4). Теперь мы хорошо знаем с вами что это такое. Рисунки на ватмане. Приём «Цветовые ассоциации» Мы с вами делали опережающее задание- рисовали добро и зло . Посмотрите на картинки и скажите, в чем их отличие? - Какие краски и цвета вы использовали, изображая их? -Верно. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (о добре и зле),на примере какого произведения? (Теплый хлеб). (Слайд 5) ТЕМА: - Запишите число и тему урока. «Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» -Как вы думаете, какая цель стоит перед нами, чему мы должны с вами научиться? (Слайд 6) ЦЕЛЬ: 1.Уяснить смысл понятий добро и зло. 2.Учиться выделять детали, необходимые для характеристики героя и их поступков через работу над содержанием сказки. 3. Учиться пониманию того, что счастье человека заключается в труде, взаимной выручке, доброте (Слайд 7) Эпиграф - Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться». Как вы понимаете эти слова? - Запишите эпиграф в тетрадь | Слушают. Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь. Формулируют цель урока. Запись эпиграфа Доказывают, приводят аргументы | Регулятивные УУД: умение мотивировать свои ответы, формулировать определения , определять тему урока. Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. | 5 минут |
Основной этап Задача этапа: поиск новых знаний учащимися путем сопоставления, рассуждения, анализа | 2. Стадия осмысления. - Задумал Константин Паустовский «Теплый хлеб» как небольшую сказку, но в ней заложены извечные ценности. О них мы сегодня и будем говорить на уроке. Сказка написана через 9 лет после победы в В.О. войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. - Сказка называется «Теплый хлеб». (Слайд 8) Как вы понимаете значение слова «хлеб»? (Это житейская необходимость, потребность, главная пища, очень ценный продукт, к которому относятся с уважением). - (Слайд 9) Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб». Прием «Корзина идей» - Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.)- - Как называются такие слова, которые являются не просто определением, а неким образом? (Эпитеты.) -Где происходят события? (В деревне Бережки) -Что вы можете сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ -Кто главный герой сказки? ( Филька). (Слайд 10) - Каким его описывает автор в начале сказки. Зачитайте -Что можете рассказать о главном герое? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!».) - А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? -А как зовут Фильку в деревне ? Почему? Ну тебя»? (Это его любимое выражение и его формула жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться от всех.) -И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой? А где его родители? Почему они только вдвоём? (Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить). -Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? (Вывод: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят) -А вы знаете, что обозначает имя Филипп? Филипп – греч. – любитель лошадей. ( ЩЕЛЧЕК ) Соответствует ли имя мальчика его поступкам? - Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Послушайте, пожалуйста, как сам автор описывает тот зимний день (СЛАЙД 11.ВИДЕО 1.) - Какое настроение у вас вызвал пейзаж? (Ответ: Тихая, спокойная обычная зима) -Но вдруг спокойствие нарушается, что же стряслось?( СЛАЙД 12.ВИДЕО 2) - Какие плохие поступки он совершил? Давайте попробуем представить себе картину происходящего и найдём ключевые слова и выражения, помогающие понять, что Филька совершил зло. ( РАБ.С УЧЕБНИКОМ) ПОДБОР СЛОВ) Обзывал ( коня) «ДЬЯВОЛОМ»; Ударил по губам; Кинул хлеб на землю;Не поделился с голодным и нуждающимся. (СЛАЙД 13) (Подвести детей к выводу: Произошло злое, жестокое дело!) ( СЛАЙД 14.ВИДЕО 3.Природа злится) -Итак, Филька совершил злой поступок. Как изменилось настроение природы? (Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек — часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.) Случилось ЗЛО!! | Слушают Ответы детей, ищут слова в толковом словаре. Отвечают. Работают по учебнику, ищут нужный отрывок, зачитывают. Отвечают на вопросы, с опорой на текст Высказывают свою точку зрения. Использование книги имен, поиск нужного имени. Соотносят. Просмотр кадра из фильма. Отвечают Работа по учебнику. Просмотр кадра из фильма. Отвечают | Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать, сопоставлять. Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию наглядных материалов Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. Познавательные УУД: умение ориентироваться на учебник. Давать ответы, обоснованные текстом, умение извлекать информацию наглядных материалов, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать, Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. Логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация Логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство) | 10 минут |
Продолжение основного этапа Задача этапа: поиск новых знаний учащимися путем сопоставления, рассуждения, анализа | - Продолжаем урок. Бабушка догадалась, что злое дело совершил её внук, и она рассказала ему легенду столетней давности. Инсценировка. ( СЛАЙД 15) Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории чем-то похожи? (чтобы задумался над тем, что совершил). -Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, боязливый, ночью побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? Почему? (Переступал через себя) -Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует? - Что советует Панкрат герою? ТЕКСТ В тексте нам встретились не совсем понятные слова, попробуем расшифровать. Приём «Двойной дневник» (СЛАЙД 17) -Что придумал Филька? Как он будет искупать свою вину.(Продолбить лед, позвать людей на помощь) ( СЛАЙД 18) -Получилось у него сделать задуманное? - Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Ученик читает отрывок : в воздухе запахло весной…- Тепло. Ласка, любовь, добро….)(СЛАЙД 19.) -Что произошло?(ДОБРО) -Какой Филька совершил поступок?(Хороший) -Совершая поступок, он думал только о себе?(НЕТ) | Инсценированное представление по сказке( двое обучающихся) Отвечают на вопросы, доказывают, делают выводы. Работа с текстом Работа с приемом, комментируют фразы из текста. Ученик читает отрывок. Отвечают. | Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать, сопоставлять. Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию наглядных материалов Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. Познавательные УУД: умение ориентироваться на учебник. Давать ответы, обоснованные текстом, умение извлекать информацию наглядных материалов, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать, Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. | 10 минут |
Закрепление знаний. Подведение итогов урока Задача этапа: закрепить полученные в ходе урока знания, активизировать вербальную память учащихся, речь. | - Это очень трогательный момент: он обрел не только доверие,помощь людей, но и ….? обретения друга. (СЛАЙД 20.ВИДЕО 4. Обретение друга) И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя». Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром. -Вернемся к эпиграфу (Умел ошибиться – умей и поправиться), согласны ли вы с этими высказываниями? Попробуйте его проанализировать. - Давайте с вами составим формулу доброты (совместно составляем). На доске. ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА Приём «Дерево предсказаний» (СЛАЙД 21) 1.Как сложится судьба героя? Будет ли Филька совершать плохие поступки? 2. Что может Филька рассказать об этом через несколько лет? ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Сердце -Было ли в вашей жизни такое, когда вы совершали зло, или наоборот обижали вас? Возьмите в руки сердечки, сейчас я буду называть обиды, злые поступки, а вы загибайте края сердца: вас обидно обозвали, над вами посмеялись, вас не услышали, не выслушали. Посмотрите, как уменьшилось сердце. Посмотрите на сердце, изменился ли он? Сравните. Почему листы разные? Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное). - Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили: извинились, сказали комплемент, что – то подарили. - Ребята, а сейчас посмотрите на лист, своими словами вы разгладили его, но стал ли он таким, какая был в начале эксперимента? Нет. Почему? (Шрамы остаются на сердце, поэтому не делайте плохого по отношению к другим.) | Просмотр кадра из фильма. Отвечают, комментируют. Составляют формулу доброты, записывают в тетрадь. Предполагают, размышляют о жизни героя в будущем. Совместно с учителем проводят практический опыт. Делают выводы. | Коммуникативные УУД: развиваем умение строить речевые высказывания. Регулятивные УУД: умение делать выводы | 5 минут |
Рефлексия Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке. | 3.Рефлексия. - Удалось ли нам достичь цель, поставленную вначале урока? (Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим) -Что вы узнали для себя сегодня? -Чему нас учит эта сказка? -Пригодятся ли вам эти уроки в жизни? Прием «Незаконченное предложение» Оценивание работы (СЛАЙД 23) -Спасибо всем за работу на уроке, давайте его оценим. (Смайлики: тучки и солнышки на столе у каждого.) Если у нас всё получилось, работа была плодотворной, поднимите своё маленькое солнышко верх, а если вам что-то не понравилось, поднимите тучку. | Делают выводы по уроку, по рядам участвуют в приеме: заканчивают предложения. Работают с сигнальными картами: оценивают свою деятельность и деятельность учителя на уроке. | Регулятивные УУД: развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Умение характеризировать этапы урока , какие больше всего понравились, а какие вызвали затруднение. Личностные: - оценивать результат учебной деятельности. . | 5 минут. |
Домашнее задание. Оценивание Задача этапа: продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время. | ( раздать на листочках) Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит все задания: 1) в тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка; 2) написать письмо Фильке от своего лица; 3) создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение. Оценки за урок Спасибо за урок! (СЛАЙД 25) --Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок | Заслушивают оценки, выбирают и записывают д/з. | Коммуникативные УУД: развиваем умение строить речевые высказывания Регулятивные УУД:умение выбрать для себя посильное задание. | |