СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конпект урока 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"»

МБОУ Ново –Удинская СОШ



Конспект открытого урока литературы в 5 классе


Тема:

Добро и зло

в сказке К. Г. Паустовского

«Тёплый хлеб»




Разработала: учитель русского языка

и литературы Бузикова В.С.


26.02.2020 год


Пояснительная записка


Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь

познания.

Сенека

Сегодня речь идет о создании «Нашей новой школы», об изменениях в системе образования, методике преподавания. В связи с требованиями ФГОС общего образования мы говорим о современных требованиях к уроку русского языка и литературы. Инновационное развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития; учащийся действует как субъект собственной УД; нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Представлен открытый урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок «открытия» новых знаний, который включает в себя деятельностную цель (формирование у учащихся умений реализации новых способов действия) и содержательную цель (расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов).

Урок пройдет в классе среднего уровня. Ребята активные, любознательные.

На уроке опиралась на принципы деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Использовала исследовательскую деятельность (повторяли, вспоминали, читали, пересказывали), поисковую (доказывали, объясняли, оценивали, сравнивали). Обучающиеся получили домашнее задание оптимального объема, дифференцированное, доступное, с правом выбора.









Предмет - литература

Класс 5

Автор УМК под редакцией В.Я. Коровиной

Тема урока: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Название раздела: Русская литература XX века

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный; наглядный; методы проблемного обучения; практический; творческий; частично-поисковый.

Формы и способы организации деятельности на уроке:  инсценировка,  работа с текстом, выборочное чтение, устная, работа с учебником и в тетради, сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися, групповая



Цели и задачи урока:

Образовательная цель: создать предпосылки для совершенствования анализа

художественного произведения.

Задачи:

  • развивать умение выделять главное и существенное методом «вслед за автором»;

  • закрепить умение выстраивать цепь событий методом «пристального взгляда»;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения.


Развивающая цель: создать условия для развития памяти, мышления и устной речи учащихся, а также обогащения их словарного запаса.

Задачи:

  • продолжить работу над развитием умения аргументировать свою точку зрения;

  • развивать умение анализировать, обобщать выявлять причинно-следственные связи;

  • развивать умение применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения.


Воспитательная цель: способствовать формированию нравственных качеств личности: доброты, чуткости, ответственности за свои поступки через восприятие художественного произведения.

Задачи:

  • способствовать формированию «ценностей, которым нет цены» через погружение в текст художественного произведения;

  • формирование представлений о добре, как высшей ценности человека, путём противопоставления злу.

  • учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;

  • установить психологический и эмоциональный контакт с детьми путём создания комфортного микроклимата во избежание излишней тревожности учащихся.



Цель деятельности учителя: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.


Планируемые результаты изучения темы:

Предметные УУД: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Метапредметные УУД:

Личностные: уменее нравственно – этически оценивать прочитанное; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, планирует учебное сотрудничества с учителем, сверстниками.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.




Проблема:

Насколько важно проявлять сострадание, милосердие, делать добро?


Ожидаемый результат.

Научатся слушать и понимать смысл произведения, вдумчиво читать.

Этапы урока:

  1. Вызов

  2. Осмысление содержания

  3. Рефлексия

  4. Оборудование: учебник литературы для 5 класса, автор – Коровина В. Я.; портрет К. Г.Паустовского; для инсценирования – звуки метели (воспроизведение на музыкальном центре), презентация, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, свежеиспеченный хлеб.

  5. Словарная работа: добро, зло, теплый.


Этапы урока/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Время

Организационный настрой (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: настроить учащихся на работу, создать атмосферу комфорта и доброжелательности.

-Здравствуйте, ребята. Я рада встречи и знакомству с вами! Я, Бузикова В.С. Учитель русского языка и литературы.( СЛАЙД 1)

- Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Наши глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные. Нам сразу становится тепло на душе, хочется творить добро.

Обучающиеся готовятся к уроку Обучающиеся настраиваются на урок.




Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: мобилизация сил и энергии

Регулятивные УУД: прогнозирование предстоящей работы, умение сосредотачиваться на уроке. Включаться в рабочую деятельность.




1, 5 минута.

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задача этапа: проверка знаний учащихся по домашнему заданию

Знание текста.(СЛАЙД 2)

Звучит отрывок из произведения «Теплый хлеб» (описание природы, звучит музыка).

«…За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь».

Отрывки из какого произведения вы прослушали?

- А кто автор этой сказки?

- Понравилась ли вам сказка, когда вы ее читали дома?

-Все ли познакомились с произведением? (поднимите руки)

Молодцы!

- Есть желающие проверить себя хорошо ли вы знаете сказку, нужно проити задания. Подсказкой будет текст? (индивидуальная работа).


.

Прислушиваются к музыке.

Вслушиваются в текст.

Смотрят на слайд № 2









Слушают ответы одноклассников.



Регулятивные УУД: умение активизировать вербальную память.

Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: развиваем умение строить речевое высказывание.



Формулировка темы урока и постановка цели урока (целеполагание, мотивация)

Задача этапа: подвести учащихся к самостоятельному определению темы и цели урока

1.Стадия вызова.

- Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли, о чем эта притча.

- Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).

-Давайте по словарю дадим определение слову зло. .(СЛАЙД 3)

Подберите антоним к слову зло. (Добро)

-Давайте дадим определение слову добро (СЛАЙД 4). Теперь мы хорошо знаем с вами что это такое.


Рисунки на ватмане. Приём «Цветовые ассоциации»

Мы с вами делали опережающее задание- рисовали добро и зло . Посмотрите на картинки и скажите, в чем их отличие?

- Какие краски и цвета вы использовали, изображая их?

-Верно. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (о добре и зле),на примере какого произведения? (Теплый хлеб). (Слайд 5) ТЕМА:

- Запишите число и тему урока. «Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

-Как вы думаете, какая цель стоит перед нами, чему мы должны с вами научиться?

(Слайд 6) ЦЕЛЬ:

  • 1.Уяснить смысл понятий добро и зло.

  • 2.Учиться выделять детали, необходимые для характеристики героя и их поступков через работу над содержанием сказки.

  • 3. Учиться пониманию того, что счастье человека заключается в труде, взаимной выручке, доброте


(Слайд 7) Эпиграф


- Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться». Как вы понимаете эти слова?

- Запишите эпиграф в тетрадь




Слушают.











Отвечают на вопросы учителя.












Рассматривают рисунки.


Отвечают на вопросы учителя.




Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь.




Формулируют цель урока.









Запись эпиграфа



Доказывают, приводят аргументы

Регулятивные УУД: умение мотивировать свои ответы, формулировать определения , определять тему урока.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
















5 минут

Основной этап

Задача этапа: поиск новых знаний учащимися путем сопоставления, рассуждения, анализа








2. Стадия осмысления.

- Задумал Константин Паустовский «Теплый хлеб» как небольшую сказку, но в ней заложены извечные ценности. О них мы сегодня и будем говорить на уроке. Сказка написана через 9 лет после победы в В.О. войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

- Сказка называется «Теплый хлеб». (Слайд 8)

Как вы понимаете значение слова «хлеб»? (Это житейская необходимость, потребность, главная пища, очень ценный продукт, к которому относятся с уважением).

- (Слайд 9) Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб».

Прием «Корзина идей»

- Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ?

(Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.)-

- Как называются такие слова, которые являются не просто определением, а неким образом? (Эпитеты.)


-Где происходят события? (В деревне Бережки)

-Что вы можете сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»).

Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.


ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

-Кто главный герой сказки? ( Филька). (Слайд 10)

- Каким его описывает автор в начале сказки. Зачитайте

-Что можете рассказать о главном герое? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!».)

- А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой?

-А как зовут Фильку в деревне ? Почему? Ну тебя»?

(Это его любимое выражение и его формула жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться от всех.)

-И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой? А где его родители? Почему они только вдвоём?

(Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить).

-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки?

(Вывод: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)


-А вы знаете, что обозначает имя Филипп? Филипп – греч. – любитель лошадей.

( ЩЕЛЧЕК )

Соответствует ли имя мальчика его поступкам?

- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Послушайте, пожалуйста, как сам автор описывает тот зимний день (СЛАЙД 11.ВИДЕО 1.)


- Какое настроение у вас вызвал пейзаж? (Ответ: Тихая, спокойная обычная зима)

-Но вдруг спокойствие нарушается, что же стряслось?( СЛАЙД 12.ВИДЕО 2)

- Какие плохие поступки он совершил? Давайте попробуем представить себе картину происходящего и найдём ключевые слова и выражения, помогающие понять, что Филька совершил зло. ( РАБ.С УЧЕБНИКОМ) ПОДБОР СЛОВ) Обзывал ( коня) «ДЬЯВОЛОМ»; Ударил по губам; Кинул хлеб на землю;Не поделился с голодным и нуждающимся. (СЛАЙД 13)

(Подвести детей к выводу: Произошло злое, жестокое дело!)

( СЛАЙД 14.ВИДЕО 3.Природа злится)

-Итак, Филька совершил злой поступок. Как изменилось настроение природы?

(Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек — часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.)

Случилось ЗЛО!!


Слушают











Ответы детей, ищут слова в толковом словаре.






Отвечают.










Работают по учебнику, ищут нужный отрывок, зачитывают.





Отвечают на вопросы, с опорой на текст





Высказывают свою точку зрения.






Использование книги имен, поиск нужного имени. Соотносят.






Просмотр кадра из фильма. Отвечают









Работа по учебнику.



Просмотр кадра из фильма. Отвечают











Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать, сопоставлять.

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию наглядных материалов

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.



Познавательные УУД: умение ориентироваться на учебник. Давать ответы, обоснованные текстом, умение извлекать информацию наглядных материалов, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;


Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать,

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.




























Логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;


познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация


Логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)




10 минут

Физминутка:



МУЗЫКА. «Встаньте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно глазами , используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.»

Выполняют

движения. Представляют. Анализируют. Усваивают.



2 минуты

Продолжение основного этапа

Задача этапа: поиск новых знаний учащимися путем сопоставления, рассуждения, анализа



- Продолжаем урок. Бабушка догадалась, что злое дело совершил её внук, и она рассказала ему легенду столетней давности. Инсценировка. ( СЛАЙД 15)

Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории чем-то похожи? (чтобы задумался над тем, что совершил).

 -Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, боязливый, ночью побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? Почему? (Переступал через себя)

-Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?

- Что советует Панкрат герою? ТЕКСТ

В тексте нам встретились не совсем понятные слова, попробуем расшифровать. Приём «Двойной дневник» (СЛАЙД 17)

-Что придумал Филька? Как он будет искупать свою вину.(Продолбить лед, позвать людей на помощь) ( СЛАЙД 18)

-Получилось у него сделать задуманное?

- Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Ученик читает отрывок : в воздухе запахло весной…- Тепло. Ласка, любовь, добро….)(СЛАЙД 19.)

-Что произошло?(ДОБРО)

-Какой Филька совершил поступок?(Хороший)

-Совершая поступок, он думал только о себе?(НЕТ)







Инсценированное представление по сказке( двое обучающихся)


Отвечают на вопросы, доказывают, делают выводы.



Работа с текстом



Работа с приемом, комментируют фразы из текста.





Ученик читает отрывок.


Отвечают.

Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать, сопоставлять.

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию наглядных материалов

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.



Познавательные УУД: умение ориентироваться на учебник. Давать ответы, обоснованные текстом, умение извлекать информацию наглядных материалов, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;


Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать,

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.














10 минут


Закрепление знаний. Подведение итогов урока

Задача этапа: закрепить полученные в ходе урока знания, активизировать вербальную память учащихся, речь.

- Это очень трогательный момент: он обрел не только доверие,помощь людей, но и ….? обретения друга. (СЛАЙД 20.ВИДЕО 4. Обретение друга)

И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя».

Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.


-Вернемся к эпиграфу (Умел ошибиться – умей и поправиться), согласны ли вы с этими высказываниями? Попробуйте его проанализировать.

- Давайте с вами составим формулу доброты (совместно составляем). На доске.

ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА

Приём «Дерево предсказаний» (СЛАЙД 21)

1.Как сложится судьба героя? Будет ли Филька совершать плохие поступки?

2. Что может Филька рассказать об этом через несколько лет?

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Сердце

-Было ли в вашей жизни такое, когда вы совершали зло, или наоборот обижали вас?

Возьмите в руки сердечки, сейчас я буду называть обиды, злые поступки, а вы загибайте края сердца: вас обидно обозвали, над вами посмеялись, вас не услышали, не выслушали.

Посмотрите, как уменьшилось сердце.

Посмотрите на сердце, изменился ли он? Сравните. Почему листы разные? 
Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное). 
- Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили: извинились, сказали комплемент, что – то подарили. 
- Ребята, а сейчас посмотрите на лист, своими словами вы разгладили его, но стал ли он таким, какая был в начале эксперимента? Нет. Почему? (Шрамы остаются на сердце, поэтому не делайте плохого по отношению к другим.)



Просмотр кадра из фильма. Отвечают, комментируют.












Составляют формулу доброты, записывают в тетрадь.






Предполагают, размышляют о жизни героя в будущем.




Совместно с учителем проводят практический опыт. Делают выводы.



Коммуникативные УУД: развиваем умение строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД: умение делать выводы









5 минут

Рефлексия

Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке.

3.Рефлексия.

- Удалось ли нам достичь цель, поставленную вначале урока? (Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим)

-Что вы узнали для себя сегодня?

-Чему нас учит эта сказка?

-Пригодятся ли вам эти уроки в жизни?


Прием «Незаконченное предложение»

Оценивание работы (СЛАЙД 23)

-Спасибо всем за работу на уроке, давайте его оценим. (Смайлики: тучки и солнышки на столе у каждого.) Если у нас всё получилось, работа была плодотворной, поднимите своё маленькое солнышко верх, а если вам что-то не понравилось, поднимите тучку.




Делают выводы по уроку, по рядам участвуют в приеме: заканчивают предложения.



Работают с сигнальными картами: оценивают свою деятельность и деятельность учителя на уроке.

Регулятивные УУД: развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Умение характеризировать этапы урока , какие больше всего понравились, а какие вызвали затруднение.

Личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

.









5 минут.

Домашнее задание. Оценивание

Задача этапа: продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время.

( раздать на листочках) Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит все задания:

1)      в тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка;

2)      написать письмо Фильке от своего лица;

3)      создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.


Оценки за урок

Спасибо за урок! (СЛАЙД 25)

--Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок


Заслушивают оценки, выбирают и записывают д/з.


Коммуникативные УУД: развиваем умение строить речевые высказывания


Регулятивные УУД:умение выбрать для себя посильное задание.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!