СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Движения Земной коры. Вулканизм

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Движения Земной коры. Вулканизм»

Технологическая карта урока "Движения земной коры. Вулканизм"


Предмет

География

Класс

5

УМК

География. 5 – 6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И.Алексеев и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020

Тема урока

Движения земной коры. Вулканизм

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

обучающая – сформировать у учащихся представление о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, природных явлениях и последствиях, формирующихся в результате их перемещения (вулканизм).

развивающая – развитие воображения посредством использования технологии творческих мастерских; развитие познавательного интереса учащихся к географии на основе фактического материала описательного и занимательного характера в сочетании с использованием моделей и иллюстраций; продолжить формирование мировоззренческой идеи о строении мира.

воспитывающая – воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.

Задачи

обучающие: способствовать формированию знаний о причинах и формах проявления разных видов движений в земной коре; представлений об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах, вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения; способствовать формированию понятий: «медленные вертикальные и горизонтальные движения», «очаг», «эпицентр» землетрясения, «сейсмические пояса Земли», «кратер», «жерло вулкана», «действующий вулкан» и «потухший вулкан», «гейзер»;

развивающие: продолжить обучение работе с различными источниками географической информации; способствовать развитию умения отбирать главное и существенное из текста, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, предъявлению и обобщению информации;

воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; содействовать формированию географического мышления и географической культуры.

Планируемые результаты: личностные

Обладать ответственным отношением к учебе, на основе формирования познавательных мотивов, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

Метапредметные

Формировать действия целеполагания, умение отбора информации, ее преобразование

Предметные

Знать определения понятий "вулкан, очаг, жерло, кратер, гейзер", виды вулканов, закономерности распространения вулканов; объяснять процесс извержения вулкана. Определять на карте местоположения вулканов и наносить их на контурную карту

Используемые приемы

приемы Критического мышления - кластер, "Логические поисковые задания", "Верно-неверно ", Что я знаю","Фишбоун"

Формы деятельности

Индивидуальная, групповая

Оборудование

Электронное приложение к учебнику, видеофрагменты «извержение вулканов», «вулканы», физическая карта мира, физическая карта полушарий, физическая карта России.

Ход урока

Деятельность учителя



Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

этап урока

Приветствие учащихся.

Приглашаю совершить путешествие в глубины литосферы.

Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Проверка готовность к уроку.

Работа с журналом, проверка посещаемости.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Р: настраивается на урок;

К: уважительное отношение к

учителю и одноклассникам;

П: выделяет информацию из слов

учителя

2.Актулизация знаний

Учитель предлагает повторить материал по теме: "Движения земной коры. Землетрясения".

Ребята ответьте на вопрос, "Какие виды движения земной коры вы знаете?"



Прием "Логические поисковые задания"

Учитель на интерактивную доску выводит задания, используя образовательную платформу uchi.ru (Приложение 1)



Прием "Верно – неверно"

Учитель раздает учащимся листочки с верными и неверными утверждениями по теме: "Землетрясения"

(Приложение 2)





Отвечают на вопрос





Учащиеся выходят к доске и выполняют задания





Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак « - » там, где, по их мнению, оно неверно.

Затем обмениваются работой и проводят самопроверку.


Р: осознанно выбирает наиболее эффективные способы выполнения задания;

К: организует учебное сотрудничество с одноклассниками
























3.Целеполагание

Ребята, мы с вами узнали, что одним из видов движения земной коры являются землетрясения, но есть еще один вид движения земной коры, а какой вы мне скажите, посмотрев видеофрагмент (извержение вулканов)

Какой вид движения земной коры был продемонстрирован?



Как вы считаете, что мы будем разбирать сегодня на уроке?





Прием "Что я знаю"

А сейчас, скажите мне, что вы знаете о вулканах.







Ребята, исходя из того, что вы назвали, какие цели мы поставим на наш урок











Отвечают на вопрос.





Называют тему, записывают ее в тетрадь





Обсуждают свои знания, а затем называют свои идеи учителю, а он записывает их на доске





Называют цели урока






Р: умение формулировать цель урока;

К: добывает недостающую информацию с помощью разных источников информации;

П: выделяет признаки понятий, делает выводы, сравнивает, анализирует

4. Этап усвоения

новых знаний.


Ребята, посмотрите на фотографии вулканов (электронное приложение к учебнику "География 5-6 классы под редакцией А.И. Алексеева") и попробуйте дать определение понятию вулкан.



А теперь, давайте посмотрим на определение в учебнике (параграф 21) и разберем, какие неточности были в ваших определениях.



Почему на Земле происходят извержения вулканов?

Чтобы ответить на этот вопрос вы сейчас посмотрите видеофрагмент "Вулканы".



Ребята, а как, вы это поняли, мы сейчас проверим.

На доске в перепутанном порядке расположены предложения, в которых указана последовательность процесса извержения вулкана. Учащиеся должны восстановить нарушенную последовательность



Ребята, когда вы просматривали видеофрагмент, вы увидели внутреннее строение вулкана.

На рисунке подпишите части вулкана (жерло, очаг магмы, кратер, лавовый поток, вулканический пепел)













Оказывается, вулканы на Земле не одинаковые, они различаются по своей активности.

Работая с текстом 21 параграфа и картой атласа, составьте кластер "Виды вулканов"



А теперь давайте выясним, какие закономерности наблюдаются в расположении вулканов













В каких странах расположены вулканы?

Учащимся 1 ряда раздаются карточки с названиями вулканов, 2 и 3 рядов с названиями стран или материков на которых находятся вулканы. Общаясь друг с другом, перемещаясь по классу, они должны найти свои пары.



Есть ли вулканы на территории Республики Мордовия?



Где на территории России расположены вулканы? Назовите и покажите их





Для чего изучают вулканы? Люди, какой профессии занимаются изучением вулканов? Как называют науку, изучающую вулканы?













В районах извержения вулканов можно наблюдать…

А что, скажите мне после того, как посмотрите видеофрагмент «Гейзер»



Где на территории России можно увидеть гейзеры?







Работают с электронным приложением и дают определение понятию вулкан





Работают с учебником











Смотрят видеофрагмент



Работают у доски, расставляют в правильном порядке предложения









Получают рисунок, на котором подписывают внутренние части вулкана и проверяют по

рис. 48 учебника (стр. 71)

Затем проговаривают, что такое жерло, очаг магмы, кратер, лавовый поток вулкана

Работают с учебником и

составляют кластер "Виды вулканов"

(Приложение 3)



Работают с картой на стр. 70 учебника и называют закономерности расположения вулканов по Земле









Работают с политической картой атласа и картой учебника на

стр. 70.

Учащиеся находят свои пары

(страну, в которой находится вулкан или материк)



Отвечают на вопрос





Называют и показывают по физической карте вулканы России



Разбираются в проблеме, используя прием "Фишбоун"

(приложение 4)

Отвечают на вопросы (профессия – вулканолог, наука – вулканология)

(разбирают особенности этой науки)





Называют процесс





Отвечают на вопрос

Р: сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки самостоятельно;

К: добывает недостающую информацию с помощью учебника и других источников информации; П: выделяет признаки понятий, делает выводы, сравнивает, анализируют

















































К: добывает недостающую информацию с помощью учебника и других источников информации

П: овладевает основами картографической грамотности, находит и преобразовывает информацию

К: организует сотрудничество одноклассниками

















П: овладевает основами картографической грамотности, находит и преобразовывает информацию

Р: осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения проблемы;

К: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками






















5. Этап закрепления

знаний

Чтобы закрепить полученные знания, выполните следующие задания

1.На контурной карте обозначьте и подпишите вулканы: Кракатау, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Везувий, Гекла, Килиманджаро, Эльбрус, Этна, Фудзияма, Чимборасо, Камерун

(звездочка красного цвета – действующие вулканы)

звездочка черного цвета – потухшие вулканы

2.Соедините понятие и объяснения (приложение 5)








Работают в контурных картах













Выполняют задание. После выполнения, осуществляют самопроверку и разбор ответов

Р: осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения;

К: организует учебное сотрудничество с одноклассниками;

П: умеет определять понятия и делать разъяснения




6. Этап информирования учащихся о домашнем задании

Задает домашнее задание и комментирует его. Предлагается выполнить домашнее задание по своим силам.

1.Параграф 21.

2.Задания.

Задание 6 стр. 73 - на оценку «3».

Составьте синквейн на тему «Вулкан» - на оценку «4».

Разработать правила поведения во время извержения вулкана - на оценку «5»

Записывают домашнее задание в дневниках.

Выбирают задание по своим возможностям.

Р: планирует свою деятельность;

К: организует сотрудничество с учителем

7. Рефлексия

Раздает учащимся листочки с не завершенными предложениями, которые учащиеся должны завершить.













Разбирает ответы учащихся и подводится

итог урока

Дополните предложения

Сегодня я узнал…….

Было интересно…….

Было трудно…………

Я приобрел………….

Я научился………….

Урок дал мне для жизни…….

Мне захотелось………………

Как бы я оценил свою работу на уроке……


Р: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

К: высказывает оценочные суждения;

П: отмечает наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока




























































Приложение 1. Прием "Логические поисковые задания"















Приложение 2. Прием "Верно – неверно"

Утверждения

1.Землетрясение – резкие внутренние толчки и колебания земной поверхности 7.В Японии, США, Перу, России, Чили не часто бывают землетрясения

2.Очаг землетрясения образуется в результате разрыва и смещения горных пород 8.Опасными районами в России являются г.Кавказ, г.Крым, г.Саяны

3.Чем глубже очаг, тем на меньшую площадь распространяется землетрясение 9.Сила землетрясений измеряется в 10-ти бальной шкале

4.Эпицентр располагается под очагом землетрясения 10.Чем выше бал, тем слабее землетрясение

5.Самые сильные землетрясения возникают на границах литосферных плит 11.Сейсмограф – это прибор для определения землетрясения

6.Землетрясени возникают в результате движений в земной коре или верхней мантии

Приложение 5 Приложение 3. Прием "Кластер"

1.Кратер

А.Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

2.Жерло

Б.Углубление в верхней части вулкана

3.Очаг магмы

В.Конусообразная гора, образованная застывшей лавой

4.Лава

Г.Самый высокий действующий вулкан России

5.Гейзер

Д.Вулкан, извержения которого прекратились

6.Вулкан

Е.Канал, по которому поднимается магма

7.Вулканические бомбы

Ж.Магма, излившаяся на поверхность

8.Действующий вулкан

З.Вулкан, извержения которого повторяются

9.Потухший вулкан

И.Фонтанирующий горячий источник

10.Ключевская Сопка

К.Расплавленная мантия в глубинах Земли



Приложение 4.Прием "Фишбоун". Учащимся дается текст, работая с которым они дают ответы на проблему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!