Организационный момент Приветствие Проблема | Приветствие: «Добрый день. У нас сегодня очень интересная и полезная тема. Начать урок я хочу со стихотворения, которое мне очень понравилось» Чтение стихотворения Кто всех преданней на свете, Кто с тобою каждый миг? Только твой, на всей планете Не найдешь друзей таких. Чувствует твои печали, Радость, счастье и любовь, Не смыкая глаз, всю жизнь Кто гоняет твою кровь? Отвечают (сердце) Наше сердце с одной стороны - уникальный орган, а с другой – самый уязвимый. Среди многих причин преждевременной смерти жителей нашей планеты основной причиной являются заболевания сердечно - сосудистой системы. На сегодняшний день-это проблема всего человечества. Ежегодно от болезней сердца умирают около 17 миллионов человек, что составляет примерно 29 % всех случаев смерти. На сегодняшнем уроке мы познакомиться с основными заболеваниями сердечно - сосудистой системы, изучим причины и факторы риска, а также профилактику этих заболеваний. Подумать только!(рассказ учащегося с презентацией) за 1 минуту оно перекачивает около 6 литров крови. Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет перекачивает огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 млн. железнодорожных цистерн. И эта работа выполняется органом, масса которого 300грамм. При одном ударе совершается работа, с помощью которой можно поднять груз в 200 г на высоту 1 м. За 1 мин сердце подняло бы этот груз на 70 м, т. е на высоту 20 этажного дома В сутки сердце делает 100 тысяч ударов, за год – почти 40 миллионов ударов, а за 70 лет 25 млрд. Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 ч удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета (240м), а за месяц на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848 м)! Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми! Итак, тема нашего урока – Мы узнаем, какие причины вызывают сердечно-сосудистые заболевания, научимся оказывать первую помощь… учитель: Какие же заболевания сердечно-сосудистой системы являются самыми распространёнными?(беседа) | Запись темы в тетрадь Мы сегодня работаем в группах, каждая группа работает над определенной проблемой, а руководят ими специалисты в области медицины. Давайте познакомимся Специалисты встают и представляются: 1 группа под руководством врача-Нарколога – врача, который спасает людей от разных зависимостей. Если хочешь долго жить, Умей не пить и не курить! Здоровый образ жизни моден, От куренья стань свободен. 2 группа под руководством врача – Кардиолога (врач, занимающийся лечением заболеваний сердца) И каждый час, и каждую минуту О чьих-то судьбах вечная забота. Кусочек сердца отдавать кому-то Такая, брат, у нас с тобой работа. 3 группа – под руководством Врача скорой помощи По первому зову примчатся они, Врачи, санитары дежурят все дни. Важна их работа и ночью, и днём, В любую погоду к себе их зовём. 4 группа – под руководством Врача лечебной физкультуры Великая мудрость звучит в словах Горация «Если не бегаешь пока здоров, придется побегать, когда заболеешь» Я напоминаю руководителям, что в конце урока они подводят итоги работы своей группы, участие каждого на уроке. |
Объяснение учителя и фронтальная беседа | Я предлагаю рассмотреть другие факторы: 2) экология города Угарный газ - ослабляется сердцебиение Оксиды азота – ишемическая болезнь Свинец – малокровие, гипертония 3) особенности ДВ климата внезапные и резкие перепады погоды – ухудшение самочувствия у 60% гипертоников, в зависимости от сезонов изменяется формула крови – летом эритроцитов на 4% меньше, чем зимой 5) питание - Расскажите, какое питание является здоровым для сосудов и сердца? 4) стрессы - Как вы понимаете смысл этого лозунга? Ухудшение экономической, социальной, криминогенной обстановки в стране сопровождается увеличением стрессов. А они ведут к быстрому росту сердечно-сосудистых заболеваний и особенно к увеличению смертности от ишемической болезни сердца. 6) гиподинамия Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности. Работа с учебником: найдите в тексте учебника статью «Гиподинамия». Что это такое и к каким последствиям она приводит? Почему сейчас эта проблема наиболее актуальна? Я думаю, что сейчас самым уместным действием будет небольшая физкультурная зарядка! А теперь заполните схему «Факторы риска для ССС» и проверьте правильность ее заполнения. | Запись лозунгов и заболеваний в тетрадь. Фронтальная беседа Работа с учебником Ответы на вопросы Делают зарядку с врачом ЛФК Заполнение схемы |
Объяснение учителя | Итак, мы знаем , что подвергает опаснос-ти наше сердце, к каким заболеваниям это приводит. Но мало что-то знать, надо что-то делать! Выход есть – тренировка сердца. Что это такое, какой эффект она дает? Объяснение по слайду: При любой физнагрузки организм требует повышенного количества кислорода. Как в этом случае реагирует наше сердце? Рассмотрим два случая. | Ответы на вопросы: 1) к каким последствиям приводит первый способ удовлетворения потребностей? 2) Что-то происходит с сердцем во втором случае? 3) Будет ли внешне отличаться тренированное сердце от нетренированного? 4)Всегда ли размер сердца говорит о его тренированности? |
| В начале урока мы поставили проблемный вопрос: «Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми?» Мы услышали сегодня достаточно информации и рекомендаций. Ваша задача – показать, какие знания вы получили. Подведение итогов (по группам) | Ответ на проблемный вопрос Работа по группам с тестами: 1 группа – «Тренировка сердца» 2 группа – «Заболевания сердца» 3 группа – «Первая помощь» 4 группа – «Вредные привычки» Проверка правильности выполнения задания. Выставление оценок за урок |
Заключение и дача ДЗ | В начале урока я привела тяжелую статистику. Но уверена, что знания, полученные вами на уроках, и умения, которыми вы овладели, позволят вам укрепить свое сердце, не подвергнуть его ненужным испытаниям! И хотела бы продолжить стихотворение, которое прочитала в начале урока Удели ему вниманье, Обеспечь здоровый сон, Полноценное питанье, Жизнь без бед и без тревог, Физкультурой занимайся, И как малое дитя Отводи его в больницу На осмотр у врача. Жить в гармонии желаю С сердцем вашим 200 лет, Без болезней, неудач, Грусти, слез и разных бед! Большое спасибо за урок, мне, как всегда, было приятно работать с вами! | Параграф. Проведите исследование: изучите свою двигательную активность за сутки. Сделайте выводы |