СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гигиена сердечно-сосудистой системы"»

Конспект урока

ФИО учителя: Котелкова Н.В.

Предмет: биология

Класс: 8

Тема урока: Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проектной деятельности.

Цели:

предметные: раскрыть материал о резервах сердца, необходимости постоянного обеспечения сердца кислородом и питательными веществами, о влиянии вредных привычек, гиподинамии, стресса, экологии и питания на кровеносную систему

метапредметные: формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты исследований, анализировать, сравнивать и делать выводы развивать культуру речи, речевой этикет

личностные: пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью, развитие коммуникабельных способностей учащихся. взаимоотношения,.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие



























Проблема




Приветствие: «Добрый день. У нас сегодня очень интересная и полезная тема. Начать урок я хочу со стихотворения, которое мне очень понравилось»

Чтение стихотворения

Кто всех преданней на свете,
Кто с тобою каждый миг?
Только твой, на всей планете
Не найдешь друзей таких.
Чувствует твои печали,
Радость, счастье и любовь,
Не смыкая глаз, всю жизнь
Кто гоняет твою кровь?

Отвечают (сердце)

Наше сердце с одной стороны - уникальный орган, а с другой – самый уязвимый.

Среди многих причин преждевременной смерти жителей нашей планеты основной причиной являются заболевания сердечно - сосудистой системы. На сегодняшний день-это проблема всего человечества.

Ежегодно от болезней сердца умирают около 17 миллионов человек, что составляет примерно 29 %  всех случаев смерти.

На сегодняшнем уроке мы познакомиться с основными заболеваниями сердечно - сосудистой системы, изучим причины и факторы риска, а также профилактику этих заболеваний. 

Подумать только!(рассказ учащегося с презентацией)

  • за 1 минуту оно перекачивает около 6 литров крови.

  • Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет перекачивает огромное количество крови, для перевозки которой потребовался   бы состав из 4 млн. железнодорожных цистерн. И  эта работа выполняется органом, масса которого 300грамм.

  • При одном  ударе совершается работа, с помощью которой можно поднять груз в 200 г на высоту 1 м. За 1 мин сердце подняло бы этот груз на 70 м,  т. е на  высоту  20 этажного дома

  • В сутки сердце делает 100 тысяч ударов,  за год – почти 40 миллионов ударов, а за 70 лет 25 млрд.

  • Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 ч удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета (240м), а за месяц на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848 м)!

Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми!

Итак, тема нашего урока –

Мы узнаем, какие причины вызывают сердечно-сосудистые заболевания, научимся оказывать первую помощь…

учитель:

Какие же заболевания сердечно-сосудистой системы являются самыми распространёнными?(беседа)


Запись темы в тетрадь


Мы сегодня работаем в группах, каждая группа работает над определенной проблемой, а руководят ими специалисты в области медицины. Давайте познакомимся


Специалисты встают и представляются:

1 группа под руководством врача-Нарколога – врача, который спасает людей от разных зависимостей.

Если хочешь долго жить,

Умей не пить и не курить!

Здоровый образ жизни моден,

От куренья стань свободен.

2 группа под руководством врача – Кардиолога (врач, занимающийся лечением заболеваний сердца)

И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа.


3 группа – под руководством Врача скорой помощи

По первому зову примчатся они,

Врачи, санитары дежурят все дни.

Важна их работа и ночью, и днём,

В любую погоду к себе их зовём.

4 группа – под руководством Врача лечебной физкультуры

Великая мудрость звучит в словах Горация «Если не бегаешь пока здоров, придется побегать, когда заболеешь»


Я напоминаю руководителям, что в конце урока они подводят итоги работы своей группы, участие каждого на уроке.


Актуализа-ция знаний

Достанем из тайников памяти ценные знания, которые помогут в усвоении нового материала.

Ответы на вопросы и задания (фронтальная работа)

Объяснение нового материала


вступление

Как сказано было в начале – сердце выполняет колоссальную работу, да еще и человек накладывает дополнительную нагрузку.

- какие причины (факторы) подвергают риску ССС?


Ребята называют факторы риска

Выступление нарколога

Предоставим слово 1 группе, которая работала над проблемой «Влияние вредных привычек» и ее руководителю – Наркологу.

В конце выступлений вам предстоит составить схему «Факторы риска для ССС», чтобы ничего не забыть, записывайте те лозунги со слайдов, которые мы вам представим.




Рассказ о 1 )влиянии вредных привычек на ССС (по слайду)

Объяснение учителя и фронтальная беседа

Я предлагаю рассмотреть другие факторы:

2) экология города

Угарный газ - ослабляется сердцебиение

Оксиды азота – ишемическая болезнь

Свинец – малокровие, гипертония

3) особенности ДВ климата

внезапные и резкие перепады погоды – ухудшение самочувствия у 60% гипертоников, в зависимости от сезонов изменяется формула крови – летом эритроцитов на 4% меньше, чем зимой

5) питание

- Расскажите, какое питание является здоровым для сосудов и сердца?

4) стрессы

- Как вы понимаете смысл этого лозунга? Ухудшение экономической, социальной, криминогенной обстановки в стране сопровождается увеличением стрессов. А они ведут к быстрому росту сердечно-сосудистых заболеваний и особенно к увеличению смертности от ишемической болезни сердца.

6) гиподинамия

Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности.

Работа с учебником: найдите в тексте учебника статью «Гиподинамия». Что это такое и к каким последствиям она приводит? Почему сейчас эта проблема наиболее актуальна?

Я думаю, что сейчас самым уместным действием будет небольшая физкультурная зарядка!

А теперь заполните схему «Факторы риска для ССС» и проверьте правильность ее заполнения.

Запись лозунгов и заболеваний в тетрадь.


Фронтальная беседа

















Работа с учебником

Ответы на вопросы



Делают зарядку с врачом ЛФК


Заполнение схемы

Выступление кардиолога и ребят

2 группы

Вы уже услышали ряд заболеваний, которые подстерегают любого, назовите их.

Над этим вопросом работала 2 группа, и мы предоставляем ей слово

1 кардиолог - рассказ о заболеваниях:


2 кардиолог - Рассказ по видеослайду

Выступление врача скорой помощи


Загадки от врача скорой помощи

Рассказ о первой помощи при заболевании стенокардия

Объяснение учителя

Итак, мы знаем , что подвергает опаснос-ти наше сердце, к каким заболеваниям это приводит. Но мало что-то знать, надо что-то делать! Выход есть – тренировка сердца. Что это такое, какой эффект она дает? Объяснение по слайду: При любой физнагрузки организм требует повышенного количества кислорода. Как в этом случае реагирует наше сердце?

Рассмотрим два случая.

Ответы на вопросы:

1) к каким последствиям приводит первый способ удовлетворения потребностей?

2) Что-то происходит с сердцем во втором случае?

3) Будет ли внешне отличаться тренированное сердце от нетренированного?

4)Всегда ли размер сердца говорит о его тренированности?

Исследование «Степень тренированности сердца» 4 группа

За несколько дней до урока мы провели физиологическое исследование и ребята из 4 группы обработали результаты и расскажут, что у них получилось

Рассказывают о цели, ходе и результатах исследования.

Выступление врача ЛФК



Правила тренировки сердца


Закрепление нового материала


В начале урока мы поставили проблемный вопрос: «Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми?»


Мы услышали сегодня достаточно информации и рекомендаций. Ваша задача – показать, какие знания вы получили.


Подведение итогов (по группам)

Ответ на проблемный вопрос

Работа по группам с тестами:

1 группа – «Тренировка сердца»

2 группа – «Заболевания сердца»

3 группа – «Первая помощь»
4 группа – «Вредные привычки»

Проверка правильности выполнения задания. Выставление оценок за урок

Заключение и дача ДЗ

В начале урока я привела тяжелую статистику. Но уверена, что знания, полученные вами на уроках, и умения, которыми вы овладели, позволят вам укрепить свое сердце, не подвергнуть его ненужным испытаниям!

И хотела бы продолжить стихотворение, которое прочитала в начале урока

Удели ему вниманье,
Обеспечь здоровый сон,
Полноценное питанье,
Жизнь без бед и без тревог,
Физкультурой занимайся,
И как малое дитя
Отводи его в больницу
На осмотр у врача.
Жить в гармонии желаю
С сердцем вашим 200 лет,
Без болезней, неудач,
Грусти, слез и разных бед!

Большое спасибо за урок, мне, как всегда, было приятно работать с вами!

Параграф. Проведите исследование: изучите свою двигательную активность за сутки. Сделайте выводы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!