СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 6 классе с презентацией "Халифат и завоевания арабов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории в 6 классе с презентацией "Халифат и завоевания арабов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 6 классе с презентацией "Халифат и завоевания арабов"»

Конспект урока истории в 6 классе с презентацией "Халифат и завоевания арабов"



Цели:
1. Сформировать у учащихся представление об истории арабских завоеваний и особенностях Арабского халифата в сравнении со странами средневековой Европы;
2. Способствовать развитию у учащихся умения анализировать исторические факты, определять причины и следствия исторических событий, давать собственную оценку историческим личностям и их деятельности.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся по прошлой теме.
2. Совместно с учащимися сформулировать тему урока.
3. Совместно с учащимися изучить вопросы основной части урока.
4. Совместно с учащимися подвести итоги урока.
Используемые шрифты:
Обычный: слова учителя на уроке.
Обычный со знаком «-» в начале предложения: вопросы учителя учащимся.
Курсив: авторские комментарии к тексту.
Курсив со знаком «-» в начале предложения: примерные ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал для письменной записи на уроке.

Ход урока

Актуализация опорных знаний и определение темы урока
Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение темы «Арабы в VI-XI веках». Вспомним, о чем мы говорили на последнем занятии, после чего перейдем к изучению нового материала.
Вопросы:
- Расселение, природные условия и занятия арабов.
- Что способствовало объединению арабских племен?
- Как возникло арабское государство?
- Основные положения ислама.
- Что вам нравится, не нравится в исламе?
Среди основных положений исламского учения есть одно важное предписание, о котором мы не говорили на прошлом уроке, не сказано о нем и в школьном учебнике. Между тем оно является обязательным для каждого правоверного мусульманина и без него представление об исламе будет неполным.
В предании о жизни пророка Мухаммеда «Сборник достоверных хадисов имама аль-Бухари» один из хадисов гласит: «Однажды пророка спросили: "Какое дело Аллах любит больше всего?" Он ответил: "Молитву, совершенную вовремя". Его спросили снова: "А после этого?" Он ответил: "Проявление почтительности к родителям". Его спросили снова: "А после этого?" Он ответил: "Джихад на пути Аллаха"». (Сахих аль-Бухари. Хадис № 527)
- Кто слышал это слово раньше и может сказать, что оно значит?
Слово «джихад» часто используется в средствах массовой информации, поэтому очень вероятно, что кто-то из учащихся слышал о нем и, может быть, даже знает его значение.

РЕКЛАМА

armanibeauty.com.ru

Слово «джихад» переводится с арабского как «усилие», «рвение». В исламе выделяют четыре формы джихада: джихад сердца, джихад языка, джихад руки и джихад меча. Последний джихад означает вооруженную борьбу за распространение веры. Каждый мусульманин обязан бороться с врагами ислама и если будет нужно погибнуть в этой борьбе. Павший в войне с «неверными» становится шахидом – мучеником во имя Аллаха, который после смерти сразу попадает в рай.
Запись в тетради:
Джихад – отдача всех сил во имя торжества ислама. В своем крайнем проявлении – священная война с «неверными».
- Наверное, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему занятия.
Учащиеся формулируют тему урока, учитель называет окончательный вариант.
В VII-VIII веках под знаменем джихада арабы завоевали огромные территории и основали одну их крупнейших в истории человечества империй – арабский халифат. О том, как у них это получилось и что представляло собой новое государство, мы узнаем сегодня на уроке, а в качестве проблемного задания я предлагаю вам подумать над следующим вопросом: может ли религия определять общественное развитие?
Записывается тема урока и проблемный вопрос:
Халифат и завоевания арабов.
Проблемный вопрос: «Может ли религия определять общественное развитие?»

Изучение нового материала
1. Завоевания арабов

Основатель ислама и единого арабского государства Мухаммед умер в 632 году. После его смерти из числа его сподвижников стали выбирать новых правителей – халифов (то есть «заместителей» пророка). Первых четырех халифов называли праведными: Абу Бакр (632-634), Омар (634-644), Осман (644-656), Али (656-661). Созданное при них государство получило название халифата.
Основными задачами халифов были подавление народных восстаний, которые вспыхивали в разных частях Аравии, и захват новых территорий. На карте вы видите Арабское государство в 630 году. Его границы выделены синим цветом. Собрав огромные силы, арабы начали войну одновременно с Византией и Персией и победили их. Всего за несколько десятилетий они завоевали Палестину, Сирию, Междуречье, Иран и Египет. В начале VIII века арабские захватчики продвинулись на севере до Большого Кавказского хребта, на востоке – проникли в долину Инда, на западе – подчинили всю Северную Африку. В 711 году двадцатитысячная армия мусульман вторглась в Испанию и захватила ее всего за несколько месяцев. Память об этом событии сохранилась в названии Гибралтарского пролива, разделяющего Европу и Азию (Гибралтар, то есть «гора Тарика» – так арабы в честь своего военного вождя Тарика назвали крепость, построенную на юге Пиренейского полуострова). Путь к покорению Европы был открыт, однако здесь удача отвернулась от арабов, обозначив предел их дальнейшим завоеваниям на севере.
- Вспомните кто, когда и в какой битве нанес поражение арабским захватчикам?
- В 732 году франки под руководством Карла Мартелла разгромили арабов в битве при Пуатье.
Благодаря этой победе Галлия осталась свободной. Испанию же христиане отвоевывали у мусульман в течение всего средневековья. Этот процесс, получивший название реконкисты, завершился только в 1492 году, и о нем мы еще будем говорить на отдельном уроке, посвященном истории государств Пиренейского полуострова.
После 750 года в состав халифата вошли острова Корсика, Сардиния, Сицилия и Крит. Они выделены на карте зеленым цветом. В учебнике после параграфа предлагается ответить на интересный вопрос об арабских завоеваниях:
- Сравните карты на с. 18, 52, 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времен Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета?
Учащиеся сравнивают карты, называют версии.
- Как нетрудно заметить, халифат был гораздо крупнее остальных империй. Гораздо интереснее другой вопрос: чем это можно объяснить?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Важнейшей причиной успехов арабских завоевателей был уже отмеченный нами религиозный фанатизм мусульман, нашедший свое отражение в джихаде. К факторам, благоприятствовавшим завоевательным походам арабов, следует отнести слабость их противников и хорошо организованное войско, большую роль в котором играла легкая кавалерия. Наконец, трудно переоценить значение огромной военной добычи: в соответствии с Кораном, ее большая часть выделялась для раздела между воинами.
Запись в тетради:
После смерти Мухаммеда править страной стали халифы (заместители пророка), которые начали завоевания за пределами Аравии. В VII-VIII веках под знаменем джихада арабы завоевали Палестину, Сирию, Междуречье, Иран, Египет, Северную Африку и Испанию. Так возникла огромная империя, получившая название Арабского халифата.
2. Арабский халифат
Устройство созданного арабами огромного государства настолько сильно отличается от порядков, существовавших в европейских странах, что вторую часть урока мы посвятим сравнению этих двух цивилизаций, а результаты нашей работы запишем в таблицу, формат которой вы видите на экране.
Учащиеся чертят таблицу в тетрадях и под руководством учителя заполняют ее по мере поступления информации. Материал для записи отображается на слайдах. Порядок заполнения таблицы следующий. Колонку «Страны Западной Европы» учащиеся заполняют совместно с учителем, отвечая на его вопросы (все вопросы этой колонки относятся к уже изученному материалу: отвечая на них, учащиеся освежают свои знания по пройденным темам, при этом окончательный вариант для записи называет учитель). Факты из колонки «Арабский халифат» учащиеся знать не могут: учитель сам объясняет их и диктует для записи.
- Вопрос первый. Кому принадлежала власть в средневековой Европе?
- В средневековой Европе власть принадлежала крупным феодалам. Короли рассматривались феодалами как «первые среди равных»: формально являясь главами своих государств, фактически они обладали реальной властью только в пределах своих доменов и почти не вмешивались в дела других феодалов.
Иначе решался вопрос о власти в Арабском халифате. Глава государства – халиф – обладал верховной властью не только по форме, но и на самом деле. Конечно, принимая важнейшие государственные решения, он был вынужден считаться с интересами мусульманской элиты, однако последнее слово всегда оставалось за ним.
- Каким было государство в средневековой Европе?
- В средневековой Европе государство было раздробленным. Крупнейшие феодалы фактически были самостоятельными государями в своих землях, не зависевшими от воли короля.
Совершенно по-другому обстояло дело в халифате. Арабское государство было централизованным, то есть управлялось из одного центра. Халифы опирались на мощный и широко разветвленный аппарат чиновников и имели связь с самыми далекими окраинами.
- Кому принадлежала земля в средневековой Европе?
- В средневековой Европе земля принадлежала феодалам. Крепостные крестьяне считались пользователями этой земли, и за право жить на ней выполняли повинности в пользу господ.
В Арабском халифате верховным собственником земли был халиф, то есть государство. Государственную землю занимали крестьяне-общинники, которые платили за ее пользование налоги в казну.
- Как собирали налоги в средневековой Европе?
- В странах средневековой Европы в силу слабости королевской власти не было общегосударственной системы налогообложения. Крестьяне несли повинности (барщину и оброк) не в пользу короля, а в пользу своих феодалов.
По-другому собирали налоги в Арабском халифате. Во-первых, налогообложение было централизованным: доходы, собранные с налогоплательщиков, поступали в казну. Во-вторых, существовали разные виды налогов для мусульман и для представителей других религий. Так, мусульмане платили религиозный налог закят (сороковая часть дохода) и поземельный налог ушр (одна десятая часть с продуктов земледелия). Немусульмане платили подушную подать джизью, которая могла достигать половины всего дохода, и поземельный налог харадж, который значительно превышал размеры ушра.
Подведение итогов, рефлексия
Таковы важнейшие отличительные характеристики Арабского халифата в сравнении со странами Западной Европы. Мы видим, что общественный и государственный строй двух цивилизаций различался коренным образом.
- Как вам кажется, можно ли считать главной причиной этих различий исламский фактор? Вспомните проблемный вопрос нашего занятия и попробуйте ответить на него.
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Общественный строй Арабского халифата и порядок жизни, характерный для стран Западной Европы в Средние века, различался по многим причинам и по многим показателям. Можно ли выявить какой-то отдельный решающий фактор, который обусловил эти различия? Скорее всего, нет: на характер общественного устройства Арабского государства повлиял не какой-то отдельный фактор, а совокупность факторов социального, политического, экономического и духовного порядка. В то же время не подлежит никакому сомнению то, что роль духовного фактора – мусульманской веры – здесь невозможно переоценить. Новая мировая религия действительно стала той движущей силой, которая в огромной степени определила ход исторического развития. Отношения власти и собственности, налоги и государственное устройство, война и мир – обо все этом в той или иной форме говорится в Коране и неудивительно, что мусульмане, для которых каждое слово Корана является священным, организовали халифат в соответствии с предписаниями ислама. Такое государство, в котором общественная жизнь тесно переплетается с религиозной, а правитель страны одновременно является религиозным лидером, называется теократией.
Запись в тетради:
Теократия – форма правления, при которой правитель государства одновременно является религиозным лидером.
Чтобы лучше прочувствовать ту слитность, нераздельность религии и общественной жизни, которая была характерна для Арабского халифата, а также для других исламских государств в последующие времена я предлагаю вам подумать над несколькими непростыми, но интересными вопросами.
Вопрос 1.
Самым известным полководцем пророка Мухаммеда, который не потерпел ни одного поражения и получил за свои победы прозвище «Меч Аллаха» был Халид ибн Аль-Валид. Однажды он собирался напасть на превосходящие его в несколько раз войска противника и предложил им сдаться. На что закономерно получил в ответ вопрос, почему мы, которых больше, должны сдаться вам, которых меньше. На что Халид ибн Аль-Валид сказал следующее: «Вы видите перед собой людей, которые любят смерть больше, чем вы любите жизнь». И враги отступили, потому что столкнулись с чем-то, что было не подвластно их логике…
- Как вы понимаете слова мусульманского полководца?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Слова Халида ибн Аль-Валида стали нарицательными для обозначения джихада – священной войны против «неверных». Павший в войне с «неверными», становится шахидом – мучеником во имя Аллаха, который сразу после смерти попадает в рай.
Вопрос 2.
Каждый мусульманин обязан строго соблюдать законы шариата, помня о том, что все поступки верующего в исламе делятся на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, неодобряемые и запрещенные. К числу последних относится категорический запрет на употребление алкоголя.
- Как вы думаете, почему ислам запрещает пить вино? Только ли для того, чтобы уберечь верующего от необдуманных действий?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
В пьяном виде человек не сможет правильно и с чувством смирения совершить намаз. А молиться верующие должны пять раз в день.
Вопрос 3.
Однажды одного из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда халифа Омара навестил его друг. Навестил в тот момент, когда правитель занимался государственными делами. Увидев своего друга, халиф Омар погасил горящую свечу и зажег другую. Поведение халифа удивило гостя и он воскликнул: «О, глава мусульман, почему ты погасил одну свечу и зажег другую?»
- Что ответил ему халиф?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Халиф Омар ответил другу: «Когда ты пришел, я занимался государственными делами. И жег казенную свечу. А с тобой буду обсуждать личные дела. Не стоит государству платить за нашу беседу, поэтому я зажег свою собственную свечу».
- Как вы думаете, чему учит эта притча?
Учащиеся делятся мнениями, учитель подводит итог обсуждению.
Эта притча говорит о том, что нужно быть честным и скромным человеком, даже в мелочах уметь разделять личное и общественное и не ставить свои интересы выше общественного блага.
После третьего вопроса учитель завершает урок: выставляет отметки тем, кто хорошо работал на уроке и объясняет домашнее задание: § 9 (пункты 5-7), конспект, знать наизусть значение терминов «джихад», «халифат», «теократия», ответить письменно на вопрос № 6 на странице 77: «Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошел его распад?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!