СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение 4 класс В.Гюго отрывок "Казетта"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся знакомятся с творчеством великого французского писателя В.Гюго "Отверженные" отрывок "Казетта"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение 4 класс В.Гюго отрывок "Казетта"»

МБОУ «Покровская ООШ» учитель начальных классов Проскурина В.П.


Тема урока: Виктор Гюго. «Козетта (отрывок «Отверженные»)».

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.

Предметные задачи урока: -познакомить учащихся с творчеством великого французского писателя В.Гюго; начать знакомство с отрывком из романа «Отверженные» -«Козетта»;

- развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать сострадание и милосердие.

Ход урока

I. Орг.момент.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому – то, кому – то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

-Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.

II. Актуализация знаний.

Окунёмся немного в историю.

- В каком веке мы живём? (XXI)

-Какой у нас сейчас год? (2019)

-Молодцы! А мы с вами поговорим о XIX веке.

- В конце XIX века шло резкое разделение людей на бедных и богатых во всем мире. Богатые имели всё, а бедные - ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ. Они работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах (чистили обувь, побирались). У тех и других были дети. Их отличало, то, что детям бедных, чтобы хоть как-то прожить, надо было работать. Но и те и другие дети. И те и другие любят мечтать.

-Как вы думаете, о чём мечтали бедные дети?

- О чем мечтали богатые?

Рассказов о жизни детей того времени много.

III. Изучение нового материала.


-Какое произведение вы читали дома?

-Назовите автора.

-В какой стране жил В.Гюго?

 -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Какие задачи мы поставить на нашем уроке?

(Умение работать с текстом, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, раскрыть идею автора).

3.Работа над эпиграфом урока

Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание: « Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать творчество великого французского писателя - Виктора Гюго, автора известного романа о жизни простого французского народа, о безработных бедняках и голодных детях - «Отверженные». Поскольку роман очень большой, то мы будем знакомиться только с отрывком из этого романа, который расскажет нам о жизни маленькой девочки .

4.Звучит песня из мюзикла «Козетта».

- Это песня грустная или веселая?

- Может кто-то слышал или узнали героиню, роль которой исполняет актриса.

- Вы видите иллюстрацию известного художника С. Михайлова к роману «Отверженные». На иллюстрации ,изображена Козетта. Прежде чем мы приступим к изучению произведения посмотрите на иллюстрацию и запишите какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту девочку?

5 . Работа в группе: (листы, на листах написать эпитеты)

 (Беззащитная, хрупкая, слабая, потухшие глаза,  изможденная ,бедная ,убогая , в лохмотьях, страдание ,плакать, сгорбилась, маленькая) 

- Действие происходит в 19 веке. Поэтому в тексте Вам встретились незнакомые слова (смысл которых для большинства неясен).

6. Словарная работа 

• Трактир - ресторан – гостиница низшего разряда. 
• Ставни - деревянные створки для прикрытия окон. 
• Лавка - небольшой магазин. 
• Мрак - отсутствие света, тьма. 
• Каштан - дерево из семьи буковых со съедобными коричневыми плодами; сам плод. 
• Гримаса - намеренное или невольное искажение черт лица. 
• Су - монета в пять сантимов.

Сантим - самая мелкая французская монета. 

IV. Работа над произведением.

Исследовательская работа

1.- Назовите жанр произведения. (рассказ)

-Почему?

-Где и когда происходило событие?

-Назовите причину , по которой девочка попала к чужим людям.

- Подберите подходящие слова:

а) оставила
б) бросила

в) вынуждена была оставить

2) Чтение первой части 
- Сейчас мы с вами поработаем с текстом и проверим правильность ваших догадок, связанных с образом Козетты. (Чтение первой части.) 
-Как автор назвал хозяйку, хозяина, Козетту?

- О каком отношении автора к героям говорят эти слова?

-Как звали дочерей Тернадье? Как относилась мать к родным дочерям, к Козетте?

- Назовите имя матери Козетты.

- В каком городке находился трактир Тенардье?

- Как жилось Козетте у Тенардье? 

3) Физминутка.
4) Чтение 2-ой части.

-Как жилось Козетте у Тенардье? 

Работа в парах.

1. Описание внешнего вида Тенардье. Описание характера Тенардье.

2. Отношение Тенардье к Козетте (как одевали, кормили, называли девочку, место отдыха и сна ребёнка).

3.Занятия Козетты в доме Тенардье.

4. Зачеркнуть лишние слова в характеристике Тенардье.

Работа в рабочей тетради.

- Как Козетта помогала себе выйти из состояния страха-ужаса-паники?

-Для чего автор даёт описание любования куклой Козетты?

V. Составление отзыва о рассказе по плану.

1. Я прочитал рассказ…

2. В нем говорится о…

3. Главными героями являются…

4. Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором …

5. особенно понравился эпизод, в котором…

6. главная мысль рассказа заключается в том, что…

7. Автор хотел сказать читателю…

- Как вы думаете, почему не приехала мама?

- Как бы вам хотелось закончить рассказ?

- Какие чувства вы испытывали к Козетте, мадам Тернадье?

Выберите слова: доброе, злость, сочувствие, желание помочь, радость,презрение.

VI. Заключительная часть .

- Какие права девочки были нарушены Тенардье, согласно Декларации прав ребёнка?

- Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. 
Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. 
Статья 4: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии… 
Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию. 
Статья 24: Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Я вновь возвращаю Вас к Эпиграфу о жизни и творчестве талантливого писателя к его собственному высказыванию: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».

В.Гюго защищал малых и обездоленных, безработных , заботился о бедняках и голодных детях.

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? 
- Понравилось ли вам произведение? Почему? 
- Какие чувства вы испытываете к этому литературному герою?

- Возьмите сердечки и на них напишите свои пожелания Козетте, прикрепите на доску.


С помощью фразы из рефлексивного экрана ребятам предлагается подвести итог урока. 
1. Сегодня я узнал… 
2. Было интересно… 
4. Я понял, что… 
5. Теперь я могу… 
6. Я почувствовал, что… 
7. У меня получилось … 
8. Меня удивило… 
9. Урок дал мне для жизни… 
10. Мне захотелось…

Ученики выбирают фразу и заканчивают предложение.


8. Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!