СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения. Л. Каминский. "Сочинение".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Л. Каминский. "Сочинение".»

ТЕМА: Л. Каминский. «Сочинение». Анализ рассказа.

ТИП УРОКА: освоение новых знаний и способов действий

ЦЕЛЬ: формирование умения осваивать художественную идею произведения и расширение представлений о нравственных качествах человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:

  1. - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

  2. - выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, от его типа и стиля;

  3. - произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи.

Познавательные УУД:

  1. - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

  2. - находить в тексте ответ на заданный вопрос;

  3. - на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты.

Коммуникативные УУД:

  1. - реализовывать потребность в общении со сверстниками;

  2. - адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

  3. - уважать мнение собеседников;

  4. - участвовать в выразительном чтении по ролям.

Личностные УУД:

  1. - интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

  2. - умение выделять поступок как проявление характера героя;

  3. - эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

  4. - чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

Предметные результаты:

  1. - ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев.

  2. - формулирование простых выводов, соотношение поступков героев с нравственными нормами.

  3. – объяснение значения слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.


РЕСУРСЫ:

Основные: «Литературное чтение», 3 класс, 1 часть.

Дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.

ХОД УРОКА

Этап урока

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие

Проверка готовности

Поприветствуйте гостей.

Тихо, красиво садитесь.


Проверьте свою готовность к уроку. Вам понадобятся учебник, ручка и карандаш, дневник, лист с заданиями теста.

У кого всё готово, покажите правильной осанкой.


Приветствуют гостей.

Садятся.

Проверяют готовность.


Демонстрируют правильную посадку за партой.

Р1

Л4

МОТИВАЦИЯ

К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.

Вдохните в себя красоту дня, тепло солнечных лучей, доброту людей.

Распахнём своё сердце для добра – подарим друг – другу радость.


Слушают.

Выполняют советы учителя.


Р1

Л4

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Фронтальный опрос





Выборочное чтение





Индивидуальный опрос

















ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Сообщение темы и задач урока

СЛАЙД 2

Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

Какие произведения из этого раздела мы уже прочитали?

Чем похожи эти рассказы?



Чему учат эти произведения?


Откройте текст «Не надо врать», найдите и зачитайте, какие слова отца Котька запомнил на всю жизнь.

Я бы хотела, чтобы и вы их не забывали.


Послушайте стихи, которые прочитают вам одноклассники.

1 ученик

Хоть мама ещё не вернулась с работы,

Нетрудно узнать её думы-заботы:

«Вернусь – хорошо бы пошить, почитать,

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь весёлое чудо:

Ковёр засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

- Да это как в сказке!

Волшебник ты мой!

2 ученик

Мама усталой приходит домой.

Ну как же ей не помочь?

Себе говорю я:

«Посуду помой

И вынеси мусор прочь,

Постель застели, - я себе говорю, -

Обед на плите разогрей»

И всё потому, что я маму люблю.

Я жду. Пусть приходит скорей.

Чем похожи стихи?

Какой одинаковый заголовок подойдёт к этим произведениям?

Откройте учебник на с.26

Прочитайте название произведения.

Какое значение может иметь слово сочинение?

В словаре С.И. Ожегова приводятся следующие значения:

СЛАЙД 3

Сочинение – литературное или музыкальное произведение;

- вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.


Жизнь дана на добрые дела.

«Огурцы»

«Не надо врать»

Это юмористические рассказы.

В них повествуется о бесчестных поступках детей.

Быть честными, не брать чужого, не врать.






Читают наизусть. Слушают.

















«Помощь маме»



Открывают учебник.

Читают.

Высказывают предположения.

Рассматривают слайд.

Р1-3

К2

П2

П3

Л1-3











Р1-3

К2

П2

П3

Л1-3

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Подготовка к восприятию

А) рассказ учителя о писателе

















Б) демонстрация книги



Первичное чтение текста учителем и сильными учащимися

Проверка первичного восприятия


Словарная работа



Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением










Леонид Давидович Каминский много лет изучал школьные сочинения ребят и на основе детских текстов создавал свои сочинения: стихи и рассказы.

Писателя часто называли Учителем смеха. Как вы думаете, почему?

СЛАЙД 4 -

Учил детей смеяться с пользой:

- писал юмористические рассказы

СЛАЙД 5-

- учил находить ошибки в сочинениях

- рисовал к ним смешные рисунки

СЛАЙД

- выступал на сцене театра «Эксперимент» в городе Санкт-Петербурге в своём спектакле «Урок смеха»

более 15 лет.

Леонид Давидович любил общаться с детьми. Его часто приглашали на встречи со школьниками, а произведения печатали в детских журналах.

В 1998 году писатель стал дипломантом международной премии «Золотой Остап» в номинации «Юмор для детей».

К сожалению, 10 лет назад Леонида Давидовича не стало. Зато его произведения будут жить ещё множество лет.

СЛАЙД

Рассмотрите изображения книг. Запомните их названия и прочтите на досуге. Это будет время, проведённое с пользой.

Итак, займёмся полезным делом – будем читать рассказ «Сочинение». Я начну, а кто-то продолжит. Следите внимательно.

- Кто является главной героиней произведения?

- Какие чувства вызывает у вас Лена? Нравится ли она вам? Почему?

Давайте составим словесную характеристику героини – выполним задание 3 на с.28

СЛАЙД

Итак, несколько качеств мы выявили. Какие слова предлагаете добавить в этот список?

Выберите из текста предложения, которые Лена написала в своём сочинении. Зачитайте их.

Кто прочёл это сочинение раньше всех?

Что сказала Оля подруге?

Вы согласны с этим мнением?

Как Лена объяснила слово «сочинение»?

Всегда ли можно поставить знак «равно» между словами: фантазия, вымысел, обман?

СЛАЙД


Слушают.




Высказывают предположения.

Рассматривают.





















Следят за чтением по тексту.


Девочка Лена.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

исполнительность

находчивость

лень


Неряшливость, грубость.

Выбирают и зачитывают предложения.

Одноклассница Оля.

Ты всё наврала.




Р1

К3-4

Л1




П1-3

К 1-4




Р3




Р1-3

П1-3

К1-4








Л1-4

ФИЗМИНУТКА

Игра «Расскажи и покажи»

Я проверю, как вы помогаете маме.

Один ученик будет называть действия, а остальные показывать.

Подметаю, мою посуду, поливаю цветы, мою пол…

Называют и изображают действия.



Р1

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Чтение по ролям





Выявление

воспитательной

ценности произведения


Работа по развитию речи

Какие роли нам понадобятся для чтения в лицах?

Кто желает выступить актёром и прочитать свою роль по тексту?

Слова автора будет читать…

Слова мамы …

Слова Лены…

Слова Оли…

Постарайтесь прочитать, передавая характер героев.

На какие раздумья навёл вас этот рассказ писателя? О чём заставил задуматься?


Прочитайте пословицы после текста.

Как вы их понимаете?

Какая из пословиц больше всего подходит к рассказу? Почему вы так решили?

Выбирают роли.

Читают текст по ролям.










Читают пословицы.

Объясняют их смысл и соотносят с содержанием рассказа.

Р1

П1

К5

Л3

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тест. (Резерв)

Теперь положите перед собой лист с тестовыми заданиями, постарайтесь выполнить их самостоятельно.


Выполняют тестовые задания по вариантам

Р1-3

П2

ИНФОРМАЦИЯ

О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Сочинение по теме «Как я помогаю маме»

или задания на с.29

Записывают задание в дневник.

Р1

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Блиц-опрос



Анализ работы и выставление отметок

Подумайте и завершите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а), что…

Мне было интересно…

Для себя я сделал(а) вывод:…

У меня получилось…


– В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за активную работу на уроке.

Отличные отметки сегодня заслужили…

Хорошо работали…

А всем вам, ребята, я хочу пожелать, чтобы вы были настоящими помощниками своих родителей и выросли добрыми и надежными людьми.


Читают и дополняют предложения.







Выставляют отметки.

Р1

П3

К3-4

Л2-3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей