Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г.Тайшета
Конспект урока литературы 7 класс
«Если ты умеешь любить, ты Человек!»
( по рассказу А.Платонова «Юшка» с использованием кейс-технологии).
Грамзина Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
10.03.2020.
Конспект урока литературы.
1.Тема: Если ты умеешь любить, ты человек! (По рассказу А.Платонова «Юшка» с использованием кейс-технологии)
2.Урок №50
3. Цель: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому и прежде всего любви к людям, с опорой на жизненный опыт учащихся.
4.Задачи урока:
обучающие:
углубить представление о творчестве Платонова;
способствовать формированию навыков анализа литературного произведения; познакомить с основой рассказа; с противоречием между видимостью и сущностью героя.
выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
развивающие:
развитие у учащихся таких человеческих качеств, как доброта,
внимательное отношение друг к другу, забота о близком человеке;
развивать воображение, умение обобщать, сравнивать, выделять главное в тексте и делать выводы;
развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
воспитывающие:
на примере литературного образа воспитывать собственные внутренние качества: милосердие, сострадание, доброта;
помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;
Тип урока: открытие новых знаний.
Образовательная технологии: кейс-технология
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Продолжительность урока: 40 минут.
Оборудование: Литература. 7 класс. Учеб. – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2./ Авт. – сост. В.Я. Коровина. – 10-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2003. ; раздаточный материал ; Толковый словарь, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя Приемы и методы работы | Деятельность ученика, формы работы | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Время (в мин.) |
1. | I.Мотивация к деятельности | Взаимные приветствия учащихся и учителя. Проверка подготовленности учащихся к уроку. Сообщение темы и целей урока. Проговаривает эпиграф (слова Б.Пастернака) | Записывают слова, сопоставляют с темой и целями урока | Анализируют слова Б.Пастернака и дают первичный портрет Юшки | 2мин |
2. | II.Игра «Ассоциации» | Предлагает учащимся слова для ассоциаций(блаженный, юродивый, невзрачный, кроткий), для сопоставления с главным героем | Записывают ассоциации в тетрадь | Доказывают друг другу в парах свои версии (например, Юшка-это подорожник, его топчут, а он все равно несет людям пользу) | 6мин |
3. | III.Работа с кейсами | Выдает кейсы (приложения 1-5) каждой группе, контролирует работу групп, оказывает помощь Работа с учебником. | Каждая группа получает кейс с заданием (1.Дети и Юшка. 2.Отношение Юшки к работе. 3.Юшка и природа.4.Взрослые и Юшка.5.Юшка и приемная дочь.) | Готовят выступление от каждой группы. | 7мин |
4. | IV.Вывод по результатам работы с кейсами | Слушает, комментирует выступления учащихся, оценивает работу группы. | От группы выступает один человек ,остальные добавляют. | Руководитель группы оценивает результаты работы каждого члена группы | 6мин |
5. | V.Физкультминутка | Включает музыку (симфония №6) | Выполняют упражнения для глаз | | 2мин |
6. | VI.Работа с кластерами | Предлагает слова для кластера Индивидуальная работа. | Получают слова:1-3 группы-терзать, 4-5-кротость | Используя словарь С.Ожегова, составляют в тетрадях кластер | 4мин |
7. | VII.Творческая работа в парах «Сердце Юшки глазами детей» | Каждой паре выдает маленькие сердечки-частицы «сердца» Юшки, предлагает написать эпитет, который характеризует «сердце» Юшки | Обсуждают в паре | Подписывают «сердце» и прикрепляют на доску | 4мин |
8. | VIII.Упражнение «Исцеляющий свет нашего сердца» | Предлагает учащимся повернуться друг к другу лицом и положить руку на ладонь соседа закрыть глаза и пожелать мысленно друг другу и всем людям на Земле тепла, здоровья, любви. | Встают и под произведение Л.Бетховена «Музыка ангелов» выполняют задание учителя | Учащиеся мысленно желают всем добра | 3мин |
9. | IX.Рефлексия | О чем заставил задуматься рассказ? Что он дал мне для будущей жизни? | Обдумывают ответ | Рассуждают над высказываниями одноклассников | 3мин |
10. | X.Постановка домашнего задания | Информирует о дифференцированном домашнем задании, разъясняет методику выполнения. | Написать мини-рассуждение: Учитесь отдавать любовь легко Без жалоб, без стеснений, без упрека. Чтобы внутри все пело и цвело И чтоб снаружи радовало око. | Записывают слова для рассуждения. | 3мин |
Приложение№1.
Кейс№1. «Дети и Юшка». Найти в тексте фрагменты, характеризующие чувства и состояния героев (детей и Юшки). Прочитайте эпизод по ролям. Как себя ведут дети и Юшка в этом психологическом поединке? (выбрать нужное).
Приложение №2.
Кейс №2.«Отношение Юшки к работе». Найти в тексте фразы, с помощью которых мы узнаем об отношении к труду Юшки. Выбрать из текста предложения, которые характеризуют отношение Юшки к труду (запишите в тетрадях).
Приложение №3.
Кейс №3.«Юшка и природа». Как Юшка чувствует себя наедине с природой? Найдите в тексте описание чувств и состояний Юшки. Выберите из текста предложения, которые характеризуют отношение Юшки к природе. Как часто бывал Юшка наедине с природой? Как Юшка чувствует себя на природе? Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты?
Приложение №4.
Кейс №4. «Взрослые и Юшка». Расскажите, опираясь на текст, как относились взрослые к Юшке. Выберите из текста предложения, которые характеризуют отношения между Юшкой и взрослыми. Какие чувства вызывают у вас взрослые из рассказа Платонова «Юшка»? Почему? Найдите слова Юшки, процитируйте. Почему Юшка впервые в жизни «осерчал», а не разгневался на «веселого прохожего»? Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым прохожим»?
Приложение №5.
Кейс №5.« Юшка и приемная дочь». Как мы узнаем о том, что у Юшки есть приемная дочь? Подтвердите цитатами из текста. Что общего между Юшкой и его приемной дочерью? Народная мудрость гласит: «Добрые умирают, а дела их живут». Как вы понимаете смысл этой пословицы?