СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы на тему" Почему «Человек в футляре»?" (10 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему" Почему «Человек в футляре»?" (10 класс)»

Технологическая карта урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»


Учебный предмет

Литература

Класс

10

Тема урока

Почему «Человек в футляре»?

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

1) обучающие: раскрытие идейно-художественного своеобразия рассказа «Человек в футляре»; создание условий для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, способов создания комического;

2) воспитывающие: формирование интереса к творчеству А. П.Чехова; воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позицию, любви и уважения к литературе;

3) развивающие: совершенствование умения анализа и интерпретации эпического произведения как художественного целого, умения работать с разными источниками информации, коммуникативно-речевых навыков, навыков осмысленного чтения, умения аргументировать свою точку зрения; развитие рефлексивной деятельности

Основные термины и понятия

Юмор, ирония, сатира, фарс, анекдот, сюжет, композиция, деталь, жанр, ремарка

Образовательные ресурсы

Учебник под ред. В. Я. Коровиной, 10 класс





Планируемые результаты

Предметные результаты

  • Умение анализировать произведение: понимать и определять тему, идею, характеризовать и сопоставлять героев, выявлять пафос (определять способы создания комического);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

  • осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Личностные результаты

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе


Метапредметные результаты

  • Умение понимать проблемы;

  • умение подбирать аргументы для подтверждения позиции;

  • умение формулировать выводы;

  • умение организовывать и оценивать собственную деятельность;

  • умение работать с разными источниками информации;


  • способность к самооценке и самокоррекции






ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формируемые предметные результаты

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.


Мультимедий-ная презента-ция

1. Приветствие учащихся; проверка их готовности к уроку; проверка отсутствующих.


2. Слово учителя.

– Сегодня мы продолжим изучать творчество великого писателя-сатирика и писателя-юмориста А. П. Чехова. На уроке мы будем анализировать его произведение: характеризовать героев, сравнивать их; вы будете отвечать на вопросы, подтверждая свои ответы словами из текста, оформлять полученную информацию графически. В конце урока вам предстоит оценить свою деятельность.

3. Работа с эпиграфами.

– Посмотрите на экран. Продолжите высказывания философов.

«Быть рабом страха – самый худший вид … ». (Б. Шоу);

«Из ничего не выйдет…». (Лукреций);

«Кто в вечном страхе живет, того не сочту я… ». (Гораций);


«Нет ничего страшнее … ». (Ф. Бэкон).

– Какая мысль объединяет все эти высказывания?

– А. П. Чехова волновала эта проблема, и она нашла отражение в рассказе «Человек в футляре», с которым вы знакомились дома.

Ф, И

1. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


2. Слушают и осмысливают сказанное.







3. Продолжают высказывания философов.

«Быть рабом страха – самый худший вид рабства». (Б.Шоу);

«Из ничего не выйдет ничего». (Лукреций);

«Кто в вечном страхе живет, того не сочту я свободным». (Гораций);

«Нет ничего страшнее самого страха». (Ф. Бэкон).

– Все эти высказывания объединяет мысль о страхе, об отрицательном влиянии страха на человека, на его внутренний мир и внутреннюю свободу.

Р: умение организовывать собственную деятельность


Л: мотивация к учебной деятельности


П: умение понимать проблемы





Этап 2. Актуализация ранее полученных знаний. Формулировка темы и целей урока 2 мин.



1. Беседа.

– Какие рассказы А. П. Чехова вам известны?




– В чем особенность их пафоса?


– Какие формы комического вам известны?

2. Сообщение темы урока, формулировка целей урока.

– Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке?


– Тема нашего урока «Почему "Человек в футляре"?».

Сформулируйте цели, которых вы хотели бы достичь на уроке.

Ф, И










И

1. Отвечают на вопросы.

– «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Тоска», «Смерть чиновника», «Размазня», «Злоумышленник».

– Все эти рассказы юмористические.

– Юмор и сатира.


2. Высказывают предположения.

– На уроке мы выявим идейно-художественное своеобразие рассказа «Человек в футляре».


Формулируют цели урока.

– Раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа «Человек в футляре»; выявить авторскую позицию и свое отношение к ней; определить способы создания комического в рассказе.

Р: умение организовывать собственную деятельность;

умение формулировать цель и ставить учебные задачи

Этап 3. Открытие новых знаний. Работа с текстом – 23 мин.

  • Осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

  • умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

  • умение анализировать произведение: определять его принадлеж-ность к одному из литературных родов и жанров; понимать и определять тему, идею, характеризо-вать, сопоставлять героев, определять способы создания комического;

  • владение элементарной литературовед-ческой терминологией при анализе литературного произведения

Мультимедий-ная презентация, учебник

1. Словарная работа.

– В тексте встретились слова, значение которых необходимо объяснить. В этом нам помогут гипертекстовые комментарии.

Атавизм – появление у данной особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших.

Антропос – греческое слово, человек.

Разбитной – бойкий, веселый и ловкий.

Малороссы – жители Украины.

Подбочениться – выпрямившись, упереться руками в бока.

Хутор – малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств.

Полог – занавеска, закрывающая кровать.

Чуб – прядь мужских волос, вихор.

Фискал – 1. В эпоху Петра I – должностное лицо, надзиравшее за законностью действий правительственных учреждений и лиц, главным образом в области финансовой и судебной.

2. перен. Доносчик, ябедник.

Чинодрал – чиновник, бюрократ.

Благочиние – часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга.

Пасквилянт – человек, распространяющий оскорбительные мнения о других.

Манкировать – пренебречь, небрежно отнестись к кому-чему-нибудь.

Винт – карточная игра.

Сутяга – человек, которым владеет страсть к отстаиванию своих прав и того, что кажется ему правильным и справедливым.

Передняя – нежилое, ближайшее к входу помещение в квартире, прихожая.

Циркуляр – письменное распоряжение вышестоящего органа, сообщаемое нижестоящим подведомственным органам.

Денщик – в русской армии и флоте до 1917 года солдат, состоявший при офицере или чиновнике в качестве казённой прислуги.

Скоромное – молочная и мясная пища, запрещаемая церковными правилами.


2. Беседа.

– Как построен рассказ?


– Кто является рассказчиками в произведении?


– Кого мы можем назвать главным героя рассказа?

3. Сопоставительный анализ образов Беликова и Коваленко.

– Кому Беликов противопоставлен в рассказе?

– Давайте сопоставим образ Беликова с образом Коваленко. Зачитайте портрет Беликова и портрет Коваленко.





– Одинакова ли речевая характеристика героев и их манера держаться? Докажите свою точку зрения примерами из текста.


















– Какие черты характера проявляется Беликов, а какие – Коваленко?







– Отношение героев друг к другу завершает художественный портрет двух учителей. Как относится Беликов к Коваленко, и как относится Коваленко к Беликову?













4. Беседа.

– В чем причина смерти Беликова?



– В чем особенность художественного времени рассказа?


– В чем особенность развития сюжета рассказа?



– Прав ли был А. П. Чехов, называя Беликова футлярным человеком? Докажите свою точку зрения.





















– С какой целью А. П. Чехов вводит в повествование историю Мавры?



– Кто еще из героев рассказа демонстрирует футлярность мышления?













5. Слово учителя.

– Беликов в рассказе «Человек в футляре» – это лишь крайняя форма выражения идеи футлярности, на самом деле она как бы волнами расходится по всем героям произведения.

Ф, И






















































Ф










Ф












































Ф




















































Ф



1. Читают и осмысливают лексическое значение слов.















































2. Отвечают на вопросы.

– Рассказ в рассказе (рамочная композиция).

– Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.

– Главный герой – учитель греческого языка Беликов.

3. Сопоставляют образы героев.

– Беликов противопоставлен Коваленко.

– Автор создает образ «молодого, высокого, смуглого, с громадными руками», говорящего басом учителя географии и истории, на фоне которого Беликов, прячущийся в футляр, со «своими темными очками на бледном, маленьком лице как у хорька», выглядит жалко и убого.

– Речь Беликова вычурно учтивая и чрезмерно вежливая, обусловленная страхом «как бы чего не вышло»: «меня обманывает зрение», «разве прилично?», «позвольте, что же это такое», «да как же можно?», «считаю долгом», «уверить вас», «предостеречь вас», «я имею кое-что сказать вам» , «воспитатель юношества» , «манкируете». Беликов тщательно сдерживает свою мысль и облекает ее в речевые клише. Речь Коваленко же отличается экспрессивностью, свободой выражения чувств и собственного мнения, открытостью. В диалогах он держит себя раскованно, уверен в правоте своих свободных взглядов. В репликах героя нередким являются просторечные слова: «переваривать этого фискала», «мерзкая рожа», «поганая» атмосфера», «чинодралы», «управа благочиния», «кислятиной воняет, как в полицейской будке», «пошлю к чертям собачьим».

– Беликов – робкий, забитый, скромный «маленький человек», не приспособленный к жизни, испытывающий страх перед ней и потому стремящийся загнать в футляр окружающих. Коваленко – личность незаурядная, развитая, сильная духом и не испытывающая страха перед жизнью.

– Отношение Коваленко к Беликову искреннее, не ограниченное циркулярами или общественным мнением – «возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог», что проявилось в грубой лексике в адрес учителя, издевательских насмешках, смехе и передразнивании, а в финале произведения – в выталкивании его вниз по лестнице. Отношение Беликова к Коваленко – вычурно учтивое, как предписано циркуляром относиться к коллеге по работе: и в гости он к нему приходил, чтобы посидеть, и выражался максимально благонравно, хотя поведение Коваленко не соответствовало требованиям.

4. Отвечают на вопросы.

– Беликов умер от страха жизни, которая не позволяла ему всегда находиться в созданном футляре.

– «Вложенный» рассказ повествует о долгих пятнадцати годах жизни учителя и города в целом.

– Отсутствие динамичного сюжета: свадьба не состоялась, новая семья не появилась, страхи не преодолены.

– Беликов, действительно, футлярный человек. Футляр проявляется: 1) во внешности: калоши, теплое пальто на вате, зонтик в чехле, часы в чехле, перочинный нож в чехольчике, лицо в «чехле» из поднятого воротника, черных очков и ваты в ушах; домашний халат и колпак; 2) в речевой характеристике: «Как бы чего не вышло»; если не разрешено циркуляром, значит, нельзя; 3) в образе жизни: вызывающее наслаждение преподавание мертвых языков, коляска с поднятым верхом, спальня точно ящик, закрытые ставнями окна, двери на задвижках, кровать под пологом, сон с головой под одеялом, посты, отсутствие женской прислуги; 4) в поступках: формульный распорядок дня, нарушить который не представляется возможным. Какие-либо отступления от жизненного клише: свадьба, езда на велосипеде, насмешка – воспринимаются как недопустимые. Беликов стремится даже свою мысль запрятать в футляр, настолько сильно его желание окружить себя оболочкой.

– Мавра – тоже футлярный человек, обрекла себя на добровольное отшельничество.

– Футлярным мы можем назвать учителя Буркина, который прячется под свою «бурку» в ситуации необходимости решительного мнения. Его фраза «Давайте спать» переиначенное беликовское «Как бы чего не вышло». Обрекает свою жизнь в футляр народ мыслящий – учителя гимназии, которые «подчинились же, терпели»; дамы, боявшиеся устраивать домашние спектакли; духовенство, боявшееся доносов. Боялись все и потакали «человеку в футляре», позволяя ему внедрять формулу застоя – результата общественной и политической реакции.


5. Слушают и осмысливают сказанное.




Л: Совершенство-вание духовно-нравственных качеств личности


П: Умение работать с разными источниками информации;

умение подбирать аргументы для подтверждения позиции;

умение формулировать выводы


Р: умение организовывать собственную деятельность

Этап 4. Обобщение. Рефлексия – 15 мин.

  • Умение анализиро-вать произведе-ние: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и определять тему, идею, характеризо-вать и сопоставлять героев, определять способы создания комического;

  • владение элементарной литературо-ведческой терминоло-гией при анализе литератур-ного произведе-ния;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней


1. Составление кластера.

Составление кластера «А. П. Чехов "Человек в футляре"». Выделение элементов содержания (тема, образы героев, пафос (юмор, ирония, сатира)) и элементов формы (жанр, композиция).











Создание речевого высказывания. Создайте по кластеру речевое высказывание на тему «Идейно-художественное своеобразие рассказе А. П Чехова "Человек в футляре"»


2. Стратегия «Письмо по кругу».

– Ответьте на вопрос, поставленный в формулировке темы урока «Почему "Человек в футляре"?»

Запишите свои ответы на листке и передавайте его каждому члену группы. После этого прочитайте все записи.

3. Беседа.

– В какой степени вам удалось достичь поставленных в начале урока целей?

Ф, Г




















Г







И

1. Совместно с учителем заполняют кластер, затем продолжают работать в группе.
– Тема – футлярная жизнь.

Главные герои – Беликов, Михаил Коваленко, Варя Коваленко, каждый образ имеет свои способы создания: портрет, речевую характеристику, поступки. Способы создания юмора – ситуации анекдотического и фарсового плана, детали; способы создания сатиры – авторские ремарки, речевая манера, детали;

Способы создания иронии – название, авторские размышления о футлярной жизни, «говорящие фамилии».


Создают речевое высказывание по кластеру.




2. Отвечают на вопрос письменно.






3. Отвечают на вопросы.

П: умение формулировать выводы


Р: способность к самооценке и самокоррекции;

умение организовывать собственную деятельность;

умение осуществлять рефлексивную деятельность

Этап 5. Домашнее задание – 2 мин.



– Прочитать рассказы А. П. Чехова «Крыжовник», «О любви». Ответить письменно на вопрос: что объединяет эти рассказы с произведением «Человек в футляре»?

И

Записывают домашнее задание, осмысливают заданное.

Р: умение организовывать свою деятельность




Приложение 2. Технологическая карта урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч»


Учебный предмет

Литература

Класс

10

Тема урока

«Его врагом была пошлость». Рассказ А. П. Чехова «Ионыч»

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

1) обучающие: раскрытие идейно-художественного своеобразия рассказа «Ионыч»; создание условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, способов создания комического;

2) воспитывающие: формирование интереса к творчеству А. П.Чехова; воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе;

3) развивающие: совершенствование умения анализа и интерпретации эпического произведения как художественного целого, умения работать с разными источниками информации, коммуникативно-речевых навыков, навыков осмысленного чтения, умения аргументировать свою точку зрения, развитие рефлексивных умений

Основные термины и понятия

Повтор, деталь, сюжет, композиция, характеристика, ситуация, реплика; деградация

Образовательные ресурсы

Учебник под ред. В. Я. Коровиной, 10 класс


Планируемые результаты

Предметные результаты

  • Умение анализировать произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и определять тему, идею, характеризовать, сопоставлять героев, определять способы создания комического;

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

  • осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Личностные результаты

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе


Метапредметные результаты

  • Умение понимать проблемы;

  • умение подбирать аргументы для подтверждения позиции;

  • умение формулировать выводы;

  • умение организовывать собственную деятельность;

  • умение работать с разными источниками информации;

  • способность к самооценке и самокоррекции




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формируемые предметные результаты

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.



















Презентация

1. Приветствие учащихся; проверка их готовности к уроку; проверка отсутствующих.


2. Слово учителя.

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество А. П. Чехова. Вы будете углубленно работать с текстом произведения. Вам предстоит отвечать на вопросы, осуществлять сопоставительный анализ, работать с литературоведческим материалом, представлять информацию графически. В конце урока, как обычно, вам предстоит осуществить рефлексию собственной деятельности.


3. Мотивация.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание Н. В. Гоголя.

И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

– Какой смысл вкладывает писатель в данные слова?

Ф, И

1. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


2. Слушают и осмысливают сказанное.












3. Отвечают на вопрос.

– Люди в погоне за материальным благополучием и сытостью забывают о душе и деградируют.

Р: умение организовывать собственную деятельность


Л: мотивация к учебной деятельности


П: умение понимать проблемы



Этап 2. Актуализация ранее полученных знаний. Формулировка темы и целей урока 5 мин.



1. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были письменно ответить на вопрос: что объединяет рассказы Чехова «Крыжовник» и «О любви» с произведением «Человек в футляре»? Проверим домашнее задание.


2. Сообщение темы урока. Целеполагание.

– Тема сегодняшнего урока «Его врагом была пошлость». Рассказ А. П. Чехова «Ионыч». Какие цели вы поставите перед собой?

Ф, И








Ф, И

1. Читают домашнее задание.








2. Формулируют цели урока.

– Раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа «Ионыч»; выявить авторскую позицию и свое отношение к ней; определить способы создания комического в рассказе.

Р: умение организовывать собственную деятельность;

умение формулировать цели

Этап 3. Открытие новых знаний. Работа с текстом – 25 мин.


  • Осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение анализировать произведение; понимать и определять тему, идею, характеризо-вать, сопоставлять героев, определять способы создания комического;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту

  • умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

  • владение элементарной литературо-ведческой терминологией при анализе литературного произведения


1. Беседа.

– Рассказ «Ионыч» состоит из 5 главок, каждая из которых представляет собой определенный этап жизни главного героя рассказа Старцева. Представьте себе лестницу. Куда может вести лестница? (вверх или вниз)

– А по какой лестнице движется Старцев? Куда он движется: вверх или вниз?


2. Стратегия «Фишбоун».

– Для того чтобы наглядно представить себе путь «вверх по лестнице, ведущей вниз», мы начертим лестницу, в которой над ступеньками будем указывать движение по карьерной лестнице, под ступеньками – движение по духовной лестнице.


3. Проблемные вопросы.

– Почему Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? Каковы причины?


































4. Сопоставительный анализ образа Ионыча с образом Плюшкина.

– Какого героя ранее изученного произведения напоминает Ионыч?

Сравните:

  1. Портреты героев.

  2. Мировоззрение героев.

  3. Отношение к другим людям.

  4. Авторское отношение к героям.

Сделайте вывод: чем близки и чем различаются Плюшкин и Старцев.

Ф, И

1. Отвечают на вопросы.





– Лестница может вести и вверх, и вниз.


– Старцев вверх продвигается по карьерной лестнице, вниз по духовной.


2. Заполняют «лестницу».










3. Отвечают на вопросы.

– Среда, в которой жил Ионыч, окружала каждого мыслящего интеллигента России 80-90 годов, но не все превращались в Ионычей. Ведь герой был способен отличить настоящее искусство от фальшивого, он по-настоящему начитан и образован (с его мещанским происхождением выучиться на врача было крайне трудно), много трудится, испытывает презрение к обществу «картежников, алкоголиков и хрипунов», испытывает чувство любви. Герой как будто хочет противостоять среде. Но делает ли он это? Он поддается влиянию среды, начинает вести замкнутый образ жизни, играет в винт, копит деньги, обзаводится материальными удобствами, создает вокруг себя максимальный материальный комфорт, уходит в свой «футляр», становится раздражителен и груб, бесцеремонен и криклив, а истинно человеческое чувство любви гаснет навсегда. И главная причина такой деградации – он сам.


4. Отвечают на вопросы.

Ионыч напоминает Плюшкина – героя поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

– Оба героя постепенно разрушали в себе человеческие черты, превращаясь в «языческого бога» (Старцев) или в «прореху на человечестве» (Плюшкин). Оба писателя близки в методе сатирической обрисовки героев, однако отношение авторов к своим героям разное: Н. В. Гоголь оставляет надежду на возрождение «мертвой души». В то время как Ионыч абсолютно равнодушно реагирует на упоминание его бывшей любви, А. П. Чехов не оставляет надежду на спасение героя.

Л: совершенство-вание духовно-нравственных качеств личности


П: умение подбирать аргументы для подтверждения позиции;

умение формулировать выводы


Р: умение организовывать собственную деятельность

Этап 4. Обобщение. Рефлексия – 10 мин.


  • Умение осмысливать комический пафос рассказов Чехова


1. Работа с литературоведческим материалом.

– Разделитесь на группы и поработайте с литературно-критической статьей о роли повторов в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Каждая группа получит свой текст с купюрами, в котором необходимо вставить термины или понятия, цитаты из текста на место пропусков.

Группа 1.

Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ____________________, цель его жизни – _______________. С одной стороны, рассказ наполнен ___________ пафосом, так как писатель высмеивает _______________________________, смеется ______________________. Но, с другой стороны – это __________. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает ___________ жизнь дворян.

Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. Повтор ___________ персонажа связан с особенностями его характера. Например, когда жена читает свой роман, Иван Петрович все время повторяет слово ____________. Это слово встречаем в 1-й и 4-й главе. Эта ________ вошла в привычку Ивана Петровича. Иногда повторяющаяся ___________ персонажа сопровождается повтором _______. Когда Пава повторяет ___________ «Умри, несчастная!», он всегда_____________________________________________________________________________.

Повтор ___________ может сопровождать ______________. Старцев и Котик меняются ролями. Вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви – и с тем же отрицательным результатом. Повторяющаяся _________ переходит от одного персонажа к другому. «Ради Бога, умоляю вас, не мучайте меня, пойдемте в сад!» – говорит влюбленный Старцев. В 4-й главе изображается сцена, происходящая через четыре года. Отношения между персонажами меняются. И уже Котик говорит: «_______________________________________».

Таким образом, повторами _______ персонажа акцентируется главная мысль. Через четыре года, когда Старцев встречается с Екатериной Ивановной, он два раза повторяет про себя: «_____________________________________________». Эта повторяющаяся _________ подтверждает, что ему уже не нравилось то, как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней: дело в том, что Старцев уже давно духовно умер, и ничто не может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.




















Группа 2.

Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ____________________, цель его жизни – _______________. С одной стороны, рассказ наполнен ___________ пафосом, так как писатель высмеивает _______________________________, смеется ______________________. Но, с другой стороны – это __________. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает ___________ жизнь дворян.

Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. В основе композиции рассказа лежит повтор ________: например, в 1-й главе Туркины весело, с сердечной простотой демонстрируют гостям свои таланты. Вера Иосифовна «____________________________»; Екатерина Ивановна «______________________________________»; «А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты._______________________________________________________».

Вторая ________ в сокращенном виде изображена через четыре года. Изменившийся Старцев показан на фоне сцены, которая повторяет первое посещение Туркиных: «Вера Иосифовна ________________________________ _________________________________». «Потом Екатерина Ивановна _____ _____________________». Неменяющуюся жизнь Старцев видит новыми глазами.

Последняя ________ обобщенно показана в конце рассказа. Уже прошло несколько лет, в эти годы Старцев больше никогда не бывал у Туркиных и почти забыл о них. А Туркины по-прежнему показывают гостям свои таланты.

На сходство последней сцены с прежними указывает повторяющееся наречие «по-прежнему»: «Иван Петрович _______________________________________________________________; Вера Иосифовна ___________________________________________________. А Котик ____________________ ________________». Так Чехов трижды дает описание жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описания.























Группа 3.

Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ____________________, цель его жизни – _______________. С одной стороны, рассказ наполнен ___________ пафосом, так как писатель высмеивает _______________________________, смеется ______________________. Но, с другой стороны – это __________. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает ___________ жизнь дворян.

Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. При описании внешности разных персонажей используется повторяющаяся ____________. В рассказе сначала описана мать, Вера Иосифовна, затем описана Котик: «Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную». Внешнее сходство матери и дочери осознается как сходство внутреннее, причем осознается самой героиней: «Я такая же пианистка, как мама писательница». Одними и теми же словами рисуются персонажи-двойники. Ионыча и кучера Пантелеймона сближает повтор _______: «Он __________________________ . И Пантелеймон тоже ________»; повтор ______________: «Когда он, _________________, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже _________________, сидит на козлах ».

Иногда повтор ____________ персонажа с изменением рисует изменения состояния персонажа. При первом посещении Старцевым Туркиных «он _____________________». С течением времени «у него ________________________________________». Прошло четыре года, Старцев к городским больным «_______________________________________________». Повторы ____________ показывают деградацию Старцева.






















2. Слово учителя.

– Мы с вами убедились, что повтор реплик, повтор ситуаций и повтор характеристик в рассказе А. П. Чехова становится важнейшим способом создания комического.


3. Рефлексия.

– Что вы открыли для себя нового после данного урока?

Ф, Г

1. Вставляют слова в пропуски.









Группа 1.

Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ничем не интересуется, цель его жизни – накопительство. С одной стороны, рассказ наполнен комическим пафосом, так как писатель высмеивает все отрицательные черты семьи Туркиных, смеется над тем, как низко пал Старцев. Но, с другой стороны – это трагедия. Трагична не только судьба Старцева, который превра-тился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает обыва-тельскую пустую жизнь дворян.

Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. Повтор реплики персонажа связан с особенностями его характера. Например, когда жена читает свой роман, Иван Петрович все время повторяет слово «недурственно!». Это слово встречаем в 1-й и 4-й главе. Эта реплика вошла в привычку Ивана Петровича. Иногда повторяющаяся реплика персонажа сопровождается повтором жеста. Когда Пава повторяет реплику «Умри, несчастная!», он всегда становится в позу, поднимает вверх руку и говорит трагическим тоном.

Повтор реплик может сопровождать сюжетную композицию. Старцев и Котик меняются ролями. Вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви – и с тем же отрицательным результатом. Повторяющаяся реплика переходит от одного персонажа к другому. «Ради Бога, умоляю вас, не мучайте меня, пойдемте в сад!» – говорит влюбленный Старцев. В 4-й главе изображается сцена, происходящая через четыре года. Отношения между персонажами меняются. И уже Котик говорит: «Ради Бога, пойдемте в сад».

Таким образом, повторами реплик персонажа акцентируется главная мысль. Через четыре года, когда Старцев встречается с Екатериной Ивановной, он два раза повторяет про себя: «А хорошо, что я на ней не жнился». Эта повторяющаяся реплика подтверждает, что ему уже не нравилось то, как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней: дело в том, что Старцев уже давно духовно умер, и ничто не может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.


Группа 2.

Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ничем не интересуется, цель его жизни – накопительство. С одной стороны, рассказ наполнен комическим пафосом, так как писатель высмеивает все отрицательные черты семьи Туркиных, смеется над тем, как низко пал Старцев. Но, с другой стороны – это трагедия. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает обывательскую пустую жизнь дворян.

Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. В основе композиции рассказа лежит повтор ситуации: например, в 1-й главе Туркины весело, с сердечной простотой демонстрируют гостям свои таланты. Вера Иосифовна «писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям»; Екатерина Ивановна «играла на рояле»; «А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своем необыкновенном языке».

Вторая ситуация в сокращенном виде изображена через четыре года. Изменившийся Старцев показан на фоне сцены, которая повторяет первое посещение Туркиных: «Вера Иосифовна «читала вслух роман, читала о том, чего никогда не бывает в жизни». «Потом Екатерина Ивановна играла на рояле шумно и долго». Неменяющуюся жизнь Старцев видит новыми глазами.

Последняя ситуация обобщенно показана в конце рассказа. Уже прошло несколько лет, в эти годы Старцев больше никогда не бывал у Туркиных и почти забыл о них. А Туркины по-прежнему показывают гостям свои таланты.

На сходство последней сцены с прежними указывает повторяющееся наречие «по-прежнему»: «Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре». Так Чехов трижды дает описание жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описания.



Группа 3.

Во многих своих рассказах А. П. Чехов показывает образы в развитии. В рассказе «Ионыч» писатель хотел раскрыть образ типичного обывателя, который ничем не интересуется, цель его жизни – накопительство. С одной стороны, рассказ наполнен комическим пафосом, так как писатель высмеивает все отрицательные черты семьи Туркиных, смеется над тем, как низко пал Старцев. Но, с другой стороны – это трагедия. Трагична не только судьба Старцева, который превратился из врача, образованного и интеллигентного человека, просто в Ионыча, но трагична и обстановка, которая царила в России. Антон Павлович Чехов обличает обывательскую пустую жизнь дворян.

Комическую нагрузку в рассказе несет прием повтора. При описании внешности разных персонажей используется повторяющаяся характеристика. В рассказе сначала описана мать, Вера Иосифовна, затем описана Котик: «Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную». Внешнее сходство матери и дочери осознается как сходство внутреннее, причем осознается самой героиней: «Я такая же пианистка, как мама писательница».

Одними и теми же словами рисуются персонажи-двойники. Ионыча и кучера Пантелеймона сближает повтор глагола: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой. И Пантелеймон тоже пополнел»; повтор прилагательного: «Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, сидит на козлах ».

Иногда повтор характеристики персонажа с изменением рисует изменения состояния персонажа. При первом посещении Старцевым Туркиных «он шел пешком, не спеша». С течением времени «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». Прошло четыре года, Старцев к городским больным «уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками». Повторы характеристики показывают деградацию Старцева.


2. Слушают и осмысливают сказанное.






3. Отвечают на вопросы.


П: умение формулировать выводы


Р: умение организовывать собственную деятельность






















































































































































































































































































Р: Способность к самооценке и самокоррекции;

умение организовывать собственную деятельность

умение осуществлять рефлексивную деятельность



Этап 5. Домашнее задание – 2 мин.



– Дать письменный развернутый ответ на вопрос «Каковы способы создания комического в рассказах А. П. Чехова?» При выполнении домашнего задания следует опираться на литературно-критические материалы, с которыми мы работали на уроке, и на кластер, составленный на предыдущем уроке.

И

Слушают и осмысливают сказанное.

Р: Умение организовывать собственную деятельность







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!