Конспект урока литературы на тему "В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина"

Категория: Литература

Урок в 6 классе по литературе

Тема: В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина"»

Урок в 6 классе по литературе

Тема: В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина

Цель:

  1. проанализировать систему образов рассказа,

  2. уделить внимание развитию творческих способностей,

  3. воспитывать культуру использования ИКТ,

  4. воспитывать интерес к истории своей малой родины,

  5. исследовать проблемы социального и нравственного зла.



Ход урока

  1. - Ребята, у каждого человека есть своя малая родина. Для вас это Тюменская область. Мы все любим свою малую родину, гордимся ей, отмечаем важные даты. Скажите, какая значимая дата в этом году наступила для области? (75 лет Тюменской области)

слайд Писатель, актёр, кинорежиссёр, сценарист Василий Макарович Шукши́н родился на Алтае. Это его малая родина, которую он очень любил. Сегодняшний урок особенный для меня, потому что Алтайский край – это и моя малая родина.

Видео

- Не правда ли красивая панорама? Это алтайское село Сростки, малая родина Шукшина. В первых кадрах вы увидели памятник Шукшину на горе Пикет. Позже я ещё вернусь к этому памятнику.

- То, что нам важно, связано у нас с какими-то предметами, символами. Посмотрите, какая у меня закладка в книге с рассказами Шукшина. Она попала сюда не случайно. Скажите, символом чего является берёза? (Это символ родины для русского человека)

- Для Шукшина берёза тоже была символом родины. Посмотрите, как Шукшин через слова своего героя из фильма «Калина красная» выражает свою любовь к родине.

Видео

слайд Тюменская область и Алтайский край разделены тысячами километров. Но имя Шукшина очень тесно связано с нами и сегодня. Его творчество до сих пор живёт на сцене театров.

слайд Например, осенью прошлого года в Театре драмы показали спектакль «Калина красная», где главную роль играла Мария Шукшина, дочь писателя. Театр «Ангажемент» неоднократно ставил спектакли по рассказам Шукшина.

А мы с вами сегодня познакомимся с рассказом Шукшина под названием «Срезал». Проанализируем особенности характеров героев Шукшина. (1 п. – 5 мин.)

  1. Распределение на группы

- Одна группа садится за компьютеры. Вы выполняете индивидуальные задания на компьютере. Вторая группа садится за отдельный стол. Вы все вместе составляете схему. Третья группа остаётся со мной. Каждой группе на работу даётся 10 мин.

3. Индивидуальные задания; групповая работа; беседа по теме урока.

  1. Индивидуальные задания на https://learningapps.org/display?v=pocrmbkr319 (10 мин)

  2. Групповая работа на сайте lucidchart.com (10 мин)

  3. Беседа по тексту произведения (10 мин)

слайд Тема беседы - «Особенности героев В.Шукшина в рассказе «Срезал»

слайд Для начала объясните значение слова «срезал». Если затрудняетесь используйте QR-код для перехода к словарной статье.

Учитель:

- Я раздала вам тексты в файликах. Вы можете на этих текстах делать пометки, подчёркивать, выделять.

- Мы определили значение ключевого слова. Скажите, кто в рассказе сре́зал? (Глеб Капустин)

- Его кто-то поддерживал? (мужики) слайд

Кого Глеб среза́л? (Кандидат, жена кандидата, полковник, два лётчика, врач, корреспондент) слайд

- Получилось две группы людей. Где они живут? (в городе и в деревне) слайд

- Между этими двумя группами людей происходит конфликт (слайд), на котором строится сюжет рассказа. Но это поверхностный конфликт, который мы видим сразу. Проблема в том, что мы пока не видим внутренний конфликт, причину, почему произошли эти события.

- Прочитаем отрывок из текста: «И как-то так повелось, … а потом уж – вместе – к гостю». Кто является зачинщиком конфликта? (Глеб Капустин)

- Как автор описывает своего героя? (текст: «Глеб Капустин – толстогубый…»)

- Больше мы ничего не узнаём про героя. Что необычного вы увидели в построении текста? (Чего здесь много?) (диалоги)

- Автор даёт раскрыться своим персонажам через речь.

- Итак, Глеб приходит в гости к кандидатам. Найдите в тексте фразы и скажите, о чём пытался поговорить Глеб с кандидатами?

- Глеб произносит абсолютно нелогичные, абсурдные фразы.

- Чем оборачивается диалог? Прочитаем отрывок: «Послушайте! – Да мы уж послушали … падать будет не так больно»

- Как ведёт себя Константин Иванович, его жена? (сначала они в недоумении от поведения Глеба, но потом мы видим, что они не опускаются до его уровня, не спорят с ним, а позволяют оставить себя проигравшими)

- Обратите внимание на то, как мужики реагируют на разговор. Прочитаем отрывок: «В голосе мужиков слышалась … нигде не любил ещё».

- Последняя фраза: «Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё» может понять проблему, о которой мы говорили в начале беседы. слайд

слайд От чего исходит внутренний конфликт рассказа? (Глеб завидует состоявшимся людям. От этого он становится жестоким, поэтому унижает других людей. От необразованности и бескультурье в человеке рождается злоба)



После выполнения каждого задания группы меняются.



  1. Рефлексия (5 мин)

Проверка групповой работы по составлению схемы. Учитель открывает работы на своём компьютере и показывает на экране. Работы обсуждаются.


Анализ индивидуальных работ. Учитель спрашивает у класса, какие результаты они получили за работы.

- Ребята, в начале урока мы вспомнили, что этот год особенный для тюменцев. Мы празднуем 75-летие Тюменской области. На Алтае этот год тоже особенный. Дело в том, что в этом году Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 90 лет. В Алтайском крае уже проходят мероприятия в память об этом прекрасном писателе.

Мы говорили про героев Шукшина. Они странные люди, чудики. Наивные, комичные, смешные. Нельзя сказать, что персонажи Шукшина исключительно положительные. Их странности проявляются по-разному. Они могли быть созидателями, могли быть и разрушителями.

слайд А сам Василий Макарович сидит на возвышенности уже много лет, задумчиво смотрит на свою малую родину и, наверное, переживает за то, чтобы Глебов Капустиных было как можно меньше на Земле.

слайд Недаром сам писатель как-то сказал: «Нам бы немножечко добрее быть...»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей