СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по произведению Л.Н.Толстого "После бала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный коспект поможет учителям русского языка и литературы подготовиться к уроку по творчеству Л.Н.Толстого

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по произведению Л.Н.Толстого "После бала"»











Урок разработала: Антонян Арека Семёновна,

Учитель русского языка и литературы,

МБОУООШ №21

Города Пятигорска

Лев Николаевич Толстой

История создания рассказа «После бала»

Цели урока:

  • Расширить знания учащихся о биографии писателя;

  • Показать своеобразие историзма Толстого;

  • Познакомить с историей создания рассказа «После бала»;

  • Определить социально-нравственные проблемы рассказа;

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Определение темы и цели урока (Слайд 1-4)

  3. Изучение темы:

- Что мы знаем о Л.Н.Толстом?

1) Презентация. (Слайд 5-13)

2) Работа над высказываниями (Слайд 14):

- Как вы понимаете высказывания:

Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;

Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” (Л.Н.Толстой);

Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);

Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький)?

- Запишите любую понравившуюся вам цитату.

3) Определение жанра рассказ (Слайд 15):

- Что такое рассказ?

(Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.)

- Сколько сюжетных линий в рассказе?

(Как правило, одна сюжетная линия)

Докажите, что «После бала» - это рассказ. (Слайд 16)

(Ответы учащихся)

4) История создания рассказа (Слайд 17)

Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет

Толстой?

(О сороковых годах 19 века, о времени правления

Николая 1, прозванного Николаем Палкиным.)

(Слайд 18)

- В каком году вступил на престол Николай 1, (с каким событием российской истории это связано)?

- Расскажите об истории создания рассказа «После бала».

(Слайд19)

- Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?

- Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

(Слайд 20)

- Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?

- Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?

- (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)

(Слайд 21)

- Какие события описаны в рассказе?

- Какие события описаны в рассказе?

(Слайд 22)

- Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? (Подтвердите свои слова цитатами из текста.)

- Какие социально-нравственные проблемы хотел

донести Л.Н. Толстой до своего читателя?

4. Домашнее задание (Слайд 23)

- Подготовьте характеристику героев рассказа «после бала».












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!