СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 10 классе по теме"Жизнь и творчество А.А. Фета . Художественное своеобразие лирики."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века, систематизировать знания учащихся понятия теории “чистого искусства”, познакомить детей с биографией А.А.Фета, показать сложность жизненного и творческого пути поэта.

2. Прививать любовь к русской поэзии, развивать способность учащихся к сопереживанию, стремиться к созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, к созданию ситуации успеха и положительного эмоционального настроя на работу.

3. Совершенствовать речь учащихся, поощрять высказывание ими оригинальных идей, развивать творческое воображение детей средствами нестандартных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе по теме"Жизнь и творчество А.А. Фета . Художественное своеобразие лирики."»

Жизнь и творчество А.А. Фета . Художественное своеобразие лирики.

Цели урока:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века, систематизировать знания учащихся понятия теории “чистого искусства”, познакомить детей с биографией А.А.Фета, показать сложность жизненного и творческого пути поэта.

2. Прививать любовь к русской поэзии, развивать способность учащихся к сопереживанию, стремиться к созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, к созданию ситуации успеха и положительного эмоционального настроя на работу.

3. Совершенствовать речь учащихся, поощрять высказывание ими оригинальных идей, развивать творческое воображение детей средствами нестандартных заданий.

Форма урока: урок – лекция с элементами беседы и творческой работы.

Оборудование: портреты поэта в разные годы жизни, портрет жены Фета М.П.Боткиной, портрет А.Григорьева, словарь настроений как опора; запись романса “На заре ты ее не буди”, запись стихотворения “Еще майская ночь” в исп. Царева, запись музыки Ф.Шопена.

Эпиграф урока: “Жизнь моя – самый сложный роман”. А.А.Фет

Запись на доске:

1. а) “Искусство для искусства”.
б) “Искусство для народа”.

2. а) жизнь народа,
б) красота,
в) гражданственность.

3. а) Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
б) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о необычном, уникальном поэте ХIХ века, об одном из немногих в русской поэзии “чистых лириков”, Афанасии Афанасьевиче Фете.

Мы продолжаем знакомство с русской поэзией ХIХ века и говорим о жизненном и творческом пути поэта А.А.Фета. Запись темы урока. (слайд1)

3. Объяснение нового материала.

1) Понятие теории “чистого искусства”.

Учитель. Начнем с состояния,в котором находилась русская поэзия в 50 – 60-е годы ХIХ столетия? В середине ХIХ столетия в России сложилась теория “чистого искусства”.Какова цель художников «чистого искусства»?Какой лозунг могла иметь эта теория? Выберите правильный ответ. (Искусство для искусства).

Красота – единственная цель художника, по мнению сторонников “чистого искусства”. Чистые лирики вели борьбу с поэтами некрасовской школы за право называться наследниками Пушкина. Искусство для искусства(слайд 2)

Вывод, запись в тетрадь. (Записи в тетрадях стимулируют активное слушание).

Одним из самых крупных поэтов этой школы был Афанасий Афанасьевич Фет. Перед вами высказывание поэта о себе: “……. – мой самый сложный роман”(.Слайд 3) Предположите ,какое слово я пропустила,о каких сложностях может идти речь?Для этого мы проследим, путь поэта и в конце урока составим его портрет как гражданина,поэта и человека.

(Эпиграф должен быть осмыслен на уроке, ведь в нем заключен главный нерв лекции; это служит обучению работе над сочинением.)

(слайд 4)Обратимся к портрету:человек с нахмуренно-брезгливым лицом и седою бородою патриарха .

(слайд 5)Предположите,какое из стихотворений может принадлежать перу А.А.Фета.

Учитель читает стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…



«Отчего»

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.

Не спрашивай, зачем унылой думой…

Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди забав я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;

Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой —
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;

Кто счастье знал, уж не узнает счастья.
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно…





Все сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Знакомство с его жизнью лишь подтверждает это. Давайте познакомимся с биографией и основными этапами творчества поэта .Работа в группах (у каждой группы своя текстовая информация)

Задание:

1.Прочитайте и озаглавьте текст.

2.Сформулируте вопросы, которые помогли бы вам пересказать данный фрагмент биографии.

3.Выпишите ключевые слова текста, характеризующие поэта как человека, гражданина, поэта.

4.Перескажите данный фрагмент.

1 группа работает с приложением 1(Передполагаемые ответы :Заглавие «Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына».Вопросы к тексту:А)Кем были родители поэта б)Какова история его рождения?В)Почему фамилия Фёт приносила её владельцу нравственные пытки? Ключевые слова:Шеншин,незаконнорожденный,пессимист.

Учитель. И в это время, ребята, в глубине своего существа юный Афанасий чувствовал рождение того света, который вскоре станет его торжеством в жизненном мраке. Фет писал: “В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность…”. Это подавал голос никому еще неведомый дар, творческий дар, это просилась к жизни поэзия. Но прежде, чем эти цветы появились, юный Афанасий должен был пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно, более радостную.Об этом нам расскажет 2 группа.

2 группа работает с приложением 2(Передполагаемые ответы :Заглавие «Начало творческого пути. Первые публикации. Вопросы к тексту:А )Со скольки лет начал писать поэт? б)то был первым ценителем поэта?В)Как Фёт стал Фетом? Ключевые слова:немецкий подданный,русский поэт.

Учитель. Стихотворения этого периода открыли для читающей публики нового поэта, который пришел из мира усадебной, помещичьей России. Это прозвучало в строфах “На заре ты ее не буди…”, ставших вскоре благодаря музыке Варламова “почти народной песней”. Послушайте фрагмент этого прекрасного романса.

(Звучит романс.)

Учитель. Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален. А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.

(Ученик выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

Учитель. Каким вы видите поэта в этом стихотворении?

Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.

Для чего же Фет пришел в поэзию?

О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы уч-ся)

Учитель. Верно, для этого Фет и пришел в русскую поэзию. И я бы сравнила это стихотворение с любимым фетовским цветком. В нем скрыты все основные мотивы будущей фетовской поэзии: “благоуханная свежесть”, “младенческая наивность”, “страстная чувственность”, “первобытная природность”, “мотив веселья”.

(Прикрепляю на доске бутон розы).

Сформулируйте основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).

(Слайд6)Основные темы – любовь и природа.А как же складывается дальнейшая судьба поэта ?

Группа 3 работает с приложением 3(Передполагаемые ответы :Заглавие «Трагическая любовь Фета и Марии Лазич .Вопросы к тексту: А ) 1.Что заставило А.А.Фета поступить на военную службу в нижнем чине? Б)Какое событие ,связанное с этим периодом ,стало величайшей радостью и одновременно трагедией всей его жизни ?в)Почему поэт отказался от любви всей своей жизни? Ключевые слова:военную службу,вдохновили,немецкий подданный,любовь,отказывается от любви.


Учитель. Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них “Старые письма” читает …

Учитель. Стихотворение написано через 9 лет после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.

Группа 4 работает с приложением 4 (Передполагаемые ответы :Заглавие «Жизнь и тв-во поэта в период 50-80 г.19 века» .Вопросы к тексту: А ) 1.Кто становится супругой поэта? Б)Почему в 60-70-г наступает творческое молчание поэта? В)Каков Фет-помещик,практик? Г)Принесло ли благосостояние счастье поэту? д)Назовите последние сборники поэта? е)Каких званий был удостоен Фет?

Ключевые слова: помещик-фермер, хозяин-практимк,Ч лен Петербургской академии наук, придворный камергер,несчастный

Учитель. Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще страдаю”.

Чтение стихотворения наизусть учителем.

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю,
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

Заключительное слово учителя.

Учитель. Да, эпоха славы ушла безвозвратно. 72-летний старик, камергер императорского двора, академик, почетный мировой судья, богатый помещик Фет-Шеншин умер в чинах, обласканный двором и царской фамилией.

А гениальный русский лирик доживал свой век освистанным и оскорбленным всей интеллигентной Россией. Последние его стихи неизменно вызывали град насмешек у читающей публики, над общественными и политическими убеждениями Фета посмеивались даже его лучшие друзья Страхов, Полонский, Л.Н.Толстой.

Он ушел из жизни, не желая ни перед кем оправдываться. Спустя 20 лет историк литературы Борис Садовский бросит современникам упрек: “Россия… прозевала Фета”.

Между тем смерть Фета в атмосфере полного душевного одиночества означала конец уникального явления в русской лирике, так и не понятого современниками.

(Слайд 7).Итак,проследив путь поэта,вернемся к эпиграфу.О чем же говорил поэт,называя это сложным романом?

(слайд 8-9)Составление портрета поэта.

Фёт

Фет Шеншин

Незаконнорожденный, тщеславный помещик-фермер,

немецкий подданный , хозяин-практик,

русский поэт, член Петербургской академии наук,

пессимист ,романтик придворный камергер.



(слайд 10)Резюме:А.А.Фет-это великий русский ……… немецкого ……. .Основными мотивами творчества поэта были …….. и ………

4. Подведение итогов урока.

Заканчиваем работу. Мне хотелось бы послушать словесное обоснование ваших рисунков.

(Дети зачитывают, показывают свои работы.)

Наш урок – дань памяти гениальному русскому поэту А.Фету.

На следующем уроке мы будем читать стихотворения поэта, поработаем над анализом, поговорим о значении лирики Фета.

5. Домашнее задание.

Знать биографию Фета по плану в тетради, в учебнике читать материалы по творчеству поэта, стихотворение Фета на выбор выучить наизусть.




Скачать

© 2019 4082 165

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!