Предмет: литература
Класс: 11 (общеобразовательный)
Тема: «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Раннее творчество поэта»
Цели урока: дать представление о личности А.А. Ахматовой, об особенностях её ранних стихов
Ссылка на видеолекцию: https://russia.tv/video/show/brand_id/37665/episode_id/218072/video_id/218072/
Ход урока
…к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его - Анна Ахматова.
М. Кузмин
I. Проверка домашнего задания
II. Объявление темы урока. Целеполагание. Запись эпиграфа
III. Биография поэта
Ссылка на презентацию: https://урок.рф/presentation/18206.html
IV. Первые поэтические сборники А.А. Ахматовой
Ссылки на сборники: http://literatura5.narod.ru/ahmatova_vecher.html#14
http://literatura5.narod.ru/ahmatova_chetky.html
1. Работа с эпиграфом
Как вы понимаете слова М. Кузмина, поэта Серебряного века?
2. Слово учителя
В 1912 г. выходит в свет первый сборник стихов А.А. Ахматовой под названием «Вечер». С появлением «Чёток» (1914) к поэту пришла подлинная известность.
Б.М. Эйхенбаум увидел в ранних стихах А.А. Ахматовой «нечто похожее на большой роман». Действительно, там есть герои - мужчина и женщина, их психологические портреты, история отношений, движение чувств. Перед читателями предстаёт целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Внутреннее состояние лирической героини нередко приоткрывается через описание её поведения, через выразительные, четкие детали. Исследователи не раз отмечали глубину и содержательность стихотворений при небольшом их объёме, благородную простоту слога, умение обрисовать характер одним жестом, интонацией, репликой.
Основная тема сборников - любовь. Ведущие мотивы - неразделенность чувства, разлука, страдание, душевное опустошение, смерть.
«Чётки» продемонстрировали, что развитие А.А. Ахматовой как поэта идёт по пути углубления психологизма. Это качество её поэзии с годами усиливалось.
3. Чтение и анализ стихотворения «Песня последней встречи»
Вопросы для анализа
1. К какому периоду творчества относится стихотворение?
Написано в 1911 г., вошло в сб. «Вечер». Ранний период творчества.
2. Назовите основную тему стихотворения.
Это стихотворение о несчастной любви, о последней встрече с любимым человеком.
3. Какие мотивы звучат?
Звучат мотивы разлуки, страдания, смерти, неизбежности.
4. Опишите внутреннее состояние лирической героини. Какие изобразительные средства использует автор? Обратите внимание на художественные детали.
Героиня растерянна, опустошена, не хочет жить.
Эпитеты («беспомощно холодела», «последняя встреча», «злая судьба»).
Художественные детали (на правую руку надела перчатку с левой руки; показалось, что много ступеней)
5. Каким вы представляете героя? Что на это указывает?
Жестокий, равнодушный человек. Он живёт в «тёмном доме», окна его спальни освещены «равнодушно-жёлтым огнём».
6. Объясните роль пейзажа в стихотворении.
Состояние «умирающих» осенних клёнов гармонично вплетается в душевные переживания героини. Для того чтобы оживить природу, поэт использует олицетворения («шёпот осенний попросил…»).
7. Как добивается А.А. Ахматова лёгкости восприятия?
Стихотворение звучит как живая разговорная речь. Этому способствует, например, высокая эмоциональность реплик диалога.
8. Главная мысль стихотворения?
Стремление передать всю палитру переживаний отвергнутой женщины.
4. Выводы
V. Сборник А.А. Ахматовой «Белая стая»
Ссылка на сборник: http://literatura5.narod.ru/ahmatova_belaja-staja.html
1. Слово учителя
Поворотным моментом в творчестве А.А. Ахматовой стал вышедший в 1917 г. сборник «Белая стая».
Лирическая героиня сборника «повзрослела». На многие вещи она смотрит более спокойно, с достоинством.
Заметное место стали занимать темы, касающиеся не только личных переживаний, но теснейшим образом связанные с событиями войны и приближающейся революции. В стихотворениях «Белой стаи» происходит изменение поэтической манеры А.А. Ахматовой: на смену интонациям живого разговора приходят интонации одические, пророческие.
Сильнее звучат религиозные мотивы. Дальнейшее развитие получает образ Музы.
2. Чтение стихотворения «Я так молилась: «Утоли…»» (1913)
3. Анализ текста
Для работы учитель использует приём «Ассоциации». Ученики по очереди называют ассоциации, возникшие после прочтения стихотворения, объясняют их.
(Молитва, церковь, жертвоприношение, «Пророк», А.С. Пушкин и т.д.)
4. Выводы
VI. Рефлексия
Приём «Пантомима». Используя только жесты и мимику, учащиеся должны показать своё отношение к уроку.
(Палец вверх, вниз, знак «победа», «о'кей» и т.д.)
VII. Подведение итогов урока
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.А. Ахматовой из первых сборников (по выбору).