СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе М.А.Шолохов "Они сражались за Родину" Четыре дня на войне

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

- познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова;

- определить смысл названия романа;

- продолжить обучение навыкам анализа художественного текста путем выявления  художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне;

- продолжить формирование гражданских чувств через раскрытие нравственно-психологических истоков героизма и патриотизма воинов;

- вызвать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны;

- подготовить обучающихся к написанию сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе М.А.Шолохов "Они сражались за Родину" Четыре дня на войне»

Конспект урока литературы в 7 классе

М.А.Шолохов "Они сражались за Родину"

Четыре дня на войне

Урок подготовила учитель литературы

ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»

Аимбетова Татьяна Александровна

Цели и задачи урока:

- познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова;

- определить смысл названия романа;

- продолжить обучение навыкам анализа художественного текста путем выявления художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне;

- продолжить формирование гражданских чувств через раскрытие нравственно-психологических истоков героизма и патриотизма воинов;

- вызвать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны;

- подготовить обучающихся к написанию сочинения.

Образовательные.
Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.
Развивающие.
Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.
Воспитательные.
Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Цели и задачи для учащихся на доске:

- познакомиться с фрагментами неоконченного романа Шолохова;

- определить смысл названия романа;

- выявить художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне;

- раскрыть нравственно-психологические истоки героизма и патриотизма воинов;

- подготовиться к написанию сочинения .

Ход урока.

Учитель

Совсем скоро наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. Поэтому и поговорим мы сегодня о тех далеких военных годах, когда весь русский народ сражался за Родину.

К этому дню наша страна шла 1418 дней и ночей. В течение этого времени было совершено неисчислимое множество героических подвигом. Да, наверное, уже каждый день пребывания на фронте можно считать подвигом. Сегодня мы с вами будем говорить о произведении М.А.Шолохова о войне. Шолохов - наш с вами земляк, замечательный русский писатель.

М.А.Шолохов своим творчеством откликнулся на все самые драматические события ХХ века, которые происходили в нашей стране. Да и не могло быть иначе, так как сам писатель – плоть от плоти народной – был на просто их свидетелем, но и активным участником. Желание « показать наш народ, истоки его героизма» подвигли писателя на создание крупного эпического произведения о Великой Отечественной войне. К сожалению, этот последний его роман остался незавершенным. Но и написанные главы романа помогают нам постичь суровую правду войны, величие духа её участников. С его фрагментами мы сегодня и познакомимся.

Обратимся к истории создания произведения.

Ученик.

С началом Великой Отечественной войны Шолохов пишет очерки и в 1943 году начинает работать над созданием романа «Они сражались за Родину». Еще в 1942 году Сталин посоветовал Шолохову написать роман, в котором бы «правдиво и ярко... были изображены и герои солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны...». Роман был задуман как трилогия, писался отдельными главами в 1943-1944, 1949, 1954, 1969 годах, но так и не был закончен. Он состоит из солдатских рассказов и разговоров, в 1960-х годах Шолохов добавил «довоенные» главы о репрессиях 1937 года, но цензура купировала их, что лишило писателя желания продолжать роман.

Учитель.

-Ребята, как вы думаете, зачем писатели обращались и по сей день обращаются к военной теме?(Ответы детей.)

Хочу обратиться к рассказу Е.Носова «Шопен, соната номер два».Рекомендую прочитать его самостоятельно. В нём есть такой эпизод: к памятнику погибшим вышла женщина, за ней побежал мальчик лет шести. «Постояв в сдавлен­ной темноте перед притихшим народом, она... вдруг подхватила мальчика, подняла под мышки и, повернув его к обелиску, выкрикнула в полуплаче:

- Смотри, Витька? И запомни! Вот она какая, война.

Мальчонка, ничего не понимая, замерев, испуганно глядел на гранёное остриё обелиска.»

Чтобы Витька, а вместе с ним и миллионы мальчишек представили, что такое война, чтобы любой солдат, вставший на защиту Родины и своих соотечественников, не был забыт, и написа­ны книги о войне. Одна из них - роман М. А. Шолохова «Они сражались за Родину.

Писатель так говорил о своём замысле: «Сейчас пишу роман "Они сражались за Родину". В нём мне хочется показать наших людей, наш народ, истоки его героизма...».

- Роман «Они сражались за Родину» был экранизирован Сергеем Бондарчуком. Консультантом фильма был сам Шолохов . Вы смотрели фильм, группа ребят получила задание составить отзыв о фильме. Давайте их послушаем.

- Зная содержание произведения(мы посмотрели фильм, экранизацию), попытайтесь определить тему произведения. Что показывает автор для раскрытия темы романа?

(Основные положения высказываний учащиеся записывают в тетради. В книге изображена судьба народа в годы военных испытаний. Раскрывая тему, писатель показывает простого русского человека, сражающегося на войне, ри­сует путь его на войне, выявляет истоки его героизма.)

- Как это содержание нашло отражение в названии романа?

Ребята отмечают, что каждое слово в названии приобретает особый смысл, несёт важную смысловую нагрузку. ОНИ - это и есть те солдаты, которые спасли своё Отечество; СРАЖА­ЛИСЬ - прошли свой путь на этой войне; РОДИНА- Родина – это наш дом, улица, поселок.
- Родина – это та страна, где человек родился и живет.
- Наша Родина – Россия.
- Давайте вспомним стихотворение «Моя Родина»
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой.
Мы Родиной милой, 
Мы Родиной нашей зовем.
                           М. Лисянский.
- Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои про­изведения.

- Шолохов писал: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 г сахару оси­ротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно при­крывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».

А в какие художест­венные образы трансформируется этот символический русский Иван в романе?

Ученики называют главных героев: Стрельцова, Лопахина, Звягинцева.

Все они, несомненно, герои.

-Как показывает Шолохов истоки героизма на войне?

Инсценирование

Ученик 1

Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери… С каждым днем все дальше и дальше на восток отступали солдаты Красной Армии. Они не всегда понимали, почему мирные жители так агрессивно настроены.

Ученик 2

Около сарая небольшая, сердитая на вид старуха в поношенной синей юбке и грязной кофтенке складывала кизяки. Заслышав скрип калитки, она с трудом распрямила спину и, приложив к глазам сморщенную, коричневую ладонь, молча смотрела на незнакомого красноармейца. Лопахин подошел, почтительно поздоровался, спросил:

Лопахин

— А что, мамаша, не добудем ли мы у вас ведро и немного соли? Раков наловили, хотим сварить.

Старуха нахмурилась и грубым, почти мужским по силе голосом сказала:

Старуха

— Соли вам? Мне вам кизяка вот этого поганого жалко дать, не то что соли!

Лопахин ошалело поморгал глазами, спросил:

Лопахин

— За что же такая немилость к нам?

Старуха

— А ты не знаешь, за что? — сурово спросила старуха. — Бесстыжие твои глаза. Куда идете? За Дон поспешаете? А воевать кто за вас будет? Может, нам, старухам, прикажете ружья брать да оборонять вас от немца? Третьи сутки через хутор войско идет, нагляделись на вас вволюшку! А народ на кого бросаете? Ни стыда у вас, ни совести, у проклятых, нету! Когда это бывало, чтобы супротивник до наших мест доходил? Сроду не было, сколько на свете живу, а не помню! По утрам уж слышно, как на заходней стороне пушки ревут. Соли вам захотелось? Чтоб вас на том свете солили, да не пересаливали! Не дам! Ступай отсюдова!

Багровый от стыда, смущения и злости, Лопахин выслушал гневные слова старухи, растерянно сказал:

Лопахин

— Ну, и люта же ты, мамаша!

Старуха

— А не стоишь ты того, чтобы к тебе доброй быть. Уж не за то ли мне тебя жаловать, что ты исхитрился раков наловить? Медаль-то на тебя навесили небось не за раков?

Лопахин

— Ты мою медаль не трогай, мамаша, она тебя не касается.

Старуха, наклонившаяся было над рассыпанными кизяками, снова выпрямилась, и глубоко запавшие черные глаза ее вспыхнули молодо и зло.

Старуха

— Меня, соколик ты мой, все касается. Я до старости на работе хрип гнула, чтобы вы сейчас бегли, как оглашенные, и оставляли бы все на разор да на поруху. Понимаешь ты это своей пустой головой? Благословила бы палкой через лоб да сказала своим материнским словом: "Взялись воевать — так воюйте, окаянные, как следует, не таскайте за собой супротивника через всю державу, не срамите перед людями свою старуху мать!"

Лопахин закряхтел и сморщился, как от зубной боли.

Лопахин

— Ну, что ж... извините, мамаша, дело наше спешное, пойду в другом дворе добуду ведро.

Старуха

— Эй, служивый, погоди-ка!

Лопахин оглянулся. Старуха шла следом за ним. Молча прошла она к дому, медленно поднялась по скрипучим ступенькам и спустя немного вынесла ведро и соль в деревянной выщербленной миске.

-Посуду тогда принеси.

Всегда находчивый и развязный, Лопахин невнятно пробормотал:

Лопахин

— Что ж, мы люди не гордые. Можно взять... Спасибо, мамаша!

И почему-то вдруг низко поклонился.

Учитель

-Что же заставило бойцов защищать рубежи до последней капли крови?

Ученики отвечают:

-Осознание каждым личной ответственности перед родными и близкими, перед простыми людьми за победу над врагом.

-Чувство стыда и вины за отступление.

- Любовь к Родине -вот то, что питало их силы и помогало выстоять в годину испытаний.

Учитель

- Вернёмся к анализу смысла названия произведения. Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои про­изведения, как СРАЖАЛИСЬ ОНИ за Родину.

- Ребята, дайте , пожалуйста, толкование слова «сражались» в контексте названия романа и объясните ассоциации, вызываемые этим словом.



- Когда и где сражались герои романа?

- Что предшествует событиям, изображённым в военных главах романа? (Было пять дней боёв за хутор Сухой Ильмень, после которых от полка осталось 117 человек.)



- Что ждет героев впереди? (Тех, кто из этих боёв выйдут живыми, ещё ждёт Ста­линградская битва.)

- Какой временной промежуток занимают описанные в романе военные со­бытия? (Книга по времени охватывает несколько недель лета 1942 года, но подробно описано 4 дня.)

Работа с текстом произведения.

- Давайте посмотрим, какими предложениями Шолохов описывает боевую обстановку. (Короткими предложениями, скупыми словами. )

- Бойцы, привыкшие к войне, как к тяжелой работе, действуют по-деловому. Однако и в такой обстановке находится место шутке (прочитаем первый диалог)

- Найдите описание минут ожидания боя. Что оно дает нам для понимания внутреннего состояния бойцов?

- Как Шолохову удается показать напряжение, охватившее героев романа. Найдите описание поведения Николая Стрельцова перед боем.

- Есть ли в этом произведении о войне мирные картины природы? Найдите их.

- Что они подчеркивают? ( Мирные картины природы подчеркивают неестественность, античеловечность войны. Взгляд Николая поднимается к небу – и время будто замедляется, растягивается.)

- Найдите, пожалуйста на стр. 379 абзац «И снова, отсеченная от танков огнем…». Здесь писатель изображает вражеский танк с помощью олицетворения, но этот прием не одушевляет фашистскую машину, а делает ее похожей на чудовище. . Почему?

- Обратите внимание , каких согласных звуков много в этом описании. Что они подчеркивают? (Этот прием аллитерации на «Р», «С», «Ш». «Ж», «Щ» усиливает впечатление чужеродности танка).

- Какое желание движет тяжело раненным Стрельцовым? (Стрельцовым движет одно могучее желание « жить и биться до последнего». Эти, казалось бы, противоположные желания у него неразделимы. ) Докажите свою мысль текстом.

- Такие же чувства испытывает другой герой Шолохова Лопахин: «Нет, черт возьми, не для него эта тихая жизнь!.. Буду просить, чтобы оставили меня в действующей части».

- Что заставляет Стрельцова самовольно покинуть госпиталь? ( Стремление защищать свою Родину, сражаться в общем строю: «Полк был в очень тяжелом положении, вас оставалось немного… как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому». )

- В этом эпизоде есть важная деталь, выдающая чувства, охватившие Лопахина. Как вы думаете, что это за деталь. («…большая светлая слеза» Лопахина, упавшая на самокрутку, выдает его чувства – «гордость за человека, любовь и восхищение». Но солдат должен скрывать сентиментальные чувства: Лопахин не поднимая головы, сворачивает новую папироску из обрывка почерневшей на сгибах газеты)

- Есть ли в этом отрывке из романа другие примеры героизма советских солдат?

Ученики

-Да.

Учитель

- Докажите, что мы имеем дело с густо населённым романом.

Учащиеся отмечают, что ,кроме главных, есть ещё много второстепенных и эпизодических героев. Учитель просит назвать их, и на доске появляются имена второстепенных персонажей и эпизодических действующих лиц. Называя героя, ученики коротко напоминают эпизод, где мы встречаемся с ним. На схеме появляются 2-й и 3-й круги с именами второстепенных и эпизоди­ческих героев (Бронебойщик Борзых, ефрейтор Кочетыгов, лейтенант Голощеков, сержант Любченко, капитан Сумсков )



- Какова авторская позиция, которая определяет главное в изо­бражении русских солдат?

(Рисуя русских солдат, автор всеми средствами передаёт восхищение красотой и силой героев, сохранивших на войне «душу живую». Шолохов любит своих героев и хочет, чтоб и мы их тоже полюбили, поэтому нет среди них таких, которые вызывали бы неприязненное чувство. Говоря словами А.Хватова, «Шолохов не соблазнился элементарным приёмом контраста, когда мужество одного подчёркивается малодушием другого. Его увлекла иная задача - раскрыть душу народа, опалённую ненавистью к врагу, таящую неиссякаемые нравственные силы. И каждый из них несёт в себе частицу народной души, мудрой и мужественной, нежной и непримиримой».*)

(Рассказывая в романе «Они сражались за Родину» о Сталинградской битве, которая явилась переломным моментом войны, М. Шолохов показывает жестокость войны и героизм русского народа. Он считает, что подвиг - не только чей-то отважный поступок, но и вся тяжелая фронтовая жизнь. В этом обыденном для солдат нет, на первый взгляд, ничего героического. Но фронтовые будни Шолохов описывает как подвиг, а сам подвиг у него лишен глянцевого блеска.)

Обобщение

- Чем запомнились вам эти герои?

( В центре повествования - судьбы трех рядовых солдат. В мирное время Петр Лопахин был шахтером, Иван Звягинцев - комбайнером, Николай Стрельцов - агрономом. На фронте между ними завязывается крепкая дружба. Люди различных профессий, с разными характерами, они схожи в одном - их объединяет безграничная преданность Родине.)

(Петр Лопахин тяжело переживает гибель однополчан - лейтенанта Голощекова, Кочетыгова, который поджег танк: «Танк его уже задавил, засыпал до половины, грудь ему всю измял. У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, приподнялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку... И зажег!» Сам Лопахин подбил танк и сбил тяжелый бомбардировщик. Николай Стрельцов восхищается Лопахиным в бою. Молчаливый Николай и «насмешливый, злой на язык, бабник и весельчак» Лопахин сдружились, словно дополняя друг друга. Лопахин понимает не только тяжкую долю солдата, но и генерала, которого могут подвести и солдаты, и обстоятельства.)

-Что вам дорого в них?

(Стрельцов тяжело переживает отступление полка. Оглохнув от контузии и попав в госпиталь, он убегает оттуда сразу, как только перестает идти кровь из ушей, и возвращается на фронт. «Я просто не мог там оставаться. Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось немного... Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно Петя?» - говорит он Лопахину. Дома у Николая остались трое детей и старуха-мать, жена ушла от него до войны. Но он не щадит себя.)

(Комбайнер Звягинцев тоскует по своей мирной профессии, его сердце не может остаться равнодушным при виде горящего поля, он говорит со спелым колосом, как с человеком: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет — как от цыгана... Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал». Сожженное поле и убитый юноша-пулеметчик в цветущих подсолнухах подчеркивают жестокость и ужас войны.)

- Краткие черты этих героев вы можете выделить?

(смелость, храбрость, мужество, бесстрашие, отвагу, решительность, неустрашимость…)

- Какие качества объединяют этих людей? (Любовь к Родине, ненависть к врагу, мужество, героизм, выносливость, взаимовыручка, чувство юмора и т.д.)

Учитель в центре доски записывают схему:

-Что такое война?

Ответы детей:
- Это горе и страх, разруха и смерть. 
- Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов. 
- Война – это вооруженная борьба между государствами.

Цитата из Л.Н.Толстого о войне.

-Ребята, нужно ли изучать произведения о войне, которая давно закончилась? Что нам дает прочтение таких книг?

Подводим итоги.
Рефлексия. Облако «тегов».Оценки.

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

мне захотелось… 

Подводим итоги.
Рефлексия. Акрослово.Оценки.

  • Дайте определения слову «героизм».

  • Г-

  • Е-

  • Р-

  • О-

  • И-

  • З-

  • М-



  • Героями не рождаются, ими становятся.

  • Есть героизм солдата на войне, об этом забывать нельзя.

  • Родина и героизм- вот что свято.

  • Они, солдаты- герои, подарили нам мир.

  • Идти в бой за Родину и проявлять героизм на войне с фашистами стало массовым явлением.

  • Знамя героев, знамя Победы свято храним!

  • Мы победили фашизм благодаря героям.



ПЕСНЯ

У М.Матусовского есть замечательные стихи:

Полем вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, слуга Отчизны,

Шел солдат во имя жизни.

Землю спасая,

Мир защищая.

Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми в дождь и град.

Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.

Пел солдат , глотая слезы,

Пел про русские березы,

Про кари очи,

Про дом свой отчий

Пел в пути солдат.

Д/з: написать сочинение - миниатюру об одном из героев произведения М. Шолохова "Они сражались за Родину"(по выбору).

План характеристики прилагается.






План характеристики героя

Литературный герой — действующее лицо в прозаическом или драматическом произведении.
План характеристики литературного героя:

1. Место, занимаемое персонажем в произведении.
2. Прототип героя (если он есть), значение его имени и фамилии.
З. Портрет (внешний облик, манера держаться, особенности костюма).
4. Речевая характеристика.
5. Поступки, которые характеризуют героя.
6. Отношение героя к другим персонажам и его влияние на окружающих.
7. Отношение других действующих лиц произведения к герою.
8. Отношение автора к персонажу.
9. Значение персонажа в произведении, его влияние на раскрытие авторского замысла.
10. Ваше личное отношение к персонажу литературного произведения.

Работа в группах

Работа в группах.
Первая группа. Содержание.

  • Давайте посмотрим, какими предложениями Шолохов описывает боевую обстановку(с.89-90).

  • Найдите описание минут ожидания боя(с.92). Что оно дает нам для понимания внутреннего состояния бойцов?

  • Как Шолохову удается показать напряжение, охватившее героев романа? Найдите описание поведения Николая Стрельцова перед боем(с.92).

Работа в группах.
Вторая группа. Пейзаж

  • Есть ли в этом произведении о войне мирные картины природы? Найдите их(с.91,95).

  • Что они подчеркивают?

Работа в группах.
Третья группа. Средства выразительности

  • Найдите абзац «И снова, отсеченная от танков огнем…»(с.96). Здесь писатель изображает вражеский танк с помощью олицетворения, но этот прием не одушевляет фашистскую машину, а делает ее похожей на чудовище. Почему?

  • Обратите внимание , каких согласных звуков много в этом описании. Что они подчеркивают? Что это за приём?

Работа в группах.
Четвёртая группа. Чувства героев

  • Какое желание движет тяжело раненным Стрельцовым? Докажите свою мысль текстом(с.98-99).

  • Что заставляет Стрельцова самовольно покинуть госпиталь?(с.103.)

  • В этом эпизоде есть важная деталь, выдающая чувства, охватившие Лопахина. Как вы думаете, что это за деталь?(с.103.)

Есть ли в этом отрывке из романа другие примеры героизма советских солдат?(с.99, 94.)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!