СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе на тему: "Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе на тему: "Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова"»

Урок литературы в 7 классе

Тема: Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Прощай, немытая Россия» и «Родина».

Тип урока: Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова;

Цели урока:

1). развитие умений и навыков анализа лирического произведения;

2). воспитание в детях патриотических чувств;

3)помочь учащимся почувствовать и понять «странную любовь поэта к родине», его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России, «страны рабов, страны господ»;

4) работа над изобразительно - выразительными средствами языка;

5) развивать навыки монологической речи и навыки выразительного чтения;

6) продолжить работу над умением вести дискуссию с одноклассниками и отстаивать свою точку зрения.


Слайд 1. I. Организационный момент.

1. Работа с эпиграфом урока.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

М.Ю.Лермонтов

2. Определение темы, целей и задач урока:

Учитель: Зная эпиграф, сформулируйте тему урока.

(тема Родины в творчестве Лермонтова, стихи Лермонтова о Родине)

Слайд 2.

Учитель: Прежде всего, мне хотелось бы у вас спросить, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

(понять, возможно, почему любовь «странная»)

Учитель: Ребята, что такое Родина в вашем понимании? Продолжите предложения: Для меня родина – это….

( дом, родня, семья, друзья, школа, село, язык, сад, страна, государство, народ, природа…).

Слайд 3.

Учитель: В словарях Ожегова  и Даля дана такая трактовка понятия Родина, внимание на слайд.




Учитель
: Думаю, что все мы испытываем чувство любви к Родине, своему родному краю, но каждый ли может рассказать о своей любви? Рассказать так, чтоб от боли сжималось сердце, когда она в опасности или чтоб хотелось кричать от радости, радуясь ее успехам? Кому это удается лучше других?

Учитель: Зная тему и эпиграф урока, определите цели урока

(разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внёс поэт в развитие этой темы).

Сегодня, ребята, мы попробуем осмыслить тему Родины в стихах поэта; будем совершенствовать навыки работы по анализу лирического произведения на примере стихотворений «Прощай, немытая Россия» и «Родина»).



Учитель: давайте послушаем стихотворение Матусовского «С чего начинается родина»

(ролик включаю) слайд4

Учитель: А как вы бы ответил на этот вопрос: “С чего начинается Родина?” М.Ю. Лермонтова?

Слайд5

- Мне кажется, что Лермонтов ответил словами, сказанными в минуту грусти: “ Москва есть и будет мое отечество. Там я родился, там много страдал и там же был счастлив”

В Москве много мест, связанных с именем поэта. Москва вошла в жизнь и творчество поэта, о ней будет сказано много замечательных строк

“Москва! Москва! .. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно”.

Учитель: Какие ещё места связаны у Лермонтова с понятием “родина”?

- Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел свое детство.

- Кавказ, потому что он неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: “Люблю я Кавказ…”?

- Москва, Тарханы, Кавказ – все это любимые места М. Ю. Лермонтова.

В каком понимании мы сейчас говорили о родине?

(Малая родина, место, где родился и вырос)

Сейчас мы говорили о втором значении, а тема нашего урока связана в большей степени с первым понятием. Россия, Отчизна. К теме Родины поэт неоднократно обращался в своем творчестве: «Жалобы турка», «Бородино», «Прекрасны вы, поля земли родной», «Два великана», «Прощай немытая Россия», «Родина». Завершение эта тема получила в стихотворении «Прощай, немытая Россия»

Давайте прочитаем его со слайда. слайд 6

«Прощай, немытая Россия»

Учитель: Что любит, что ненавидит поэт?  Почему ни разу не употребляется слово «родина»?

- Чтобы лучше понять чувства поэта, нужно обратиться к истории создания стихотворения. Оно было написано в 1841 году 20 апреля (по дороге в ссылку). Это одно из самых сильных политических стихотворений явилось ответом на новое изгнание. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, предчувствуя, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть?

Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово? (прощай) Почему?

(Возможно, он предчувствует свою гибель или образ личности, страдающей, «непримиримой страстно и бесповоротно порывающей с миром всеобщего рабства»)


Учитель: Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? «немытая», «страна рабов»)

- Страна рабов, страна господ – что это за приём? ( Антитеза)

- О чем говорит поэт? (о крепостном праве) Лермонтов испытывает боль за современную ему Россию - время крепостничества, время жестокой реакции.

- Кого называет Лермонтов «мундирами голубыми»? (мундиры голубые – жандармская форма, Лермонтов выразил свое негодование, презрение к ним за то, что его травили постоянным надзором со стороны жандармов).

- Как вы понимаете эпитет «немытая Россия?» (убогая, сирая, бедная, неустроенная крестьянская Россия).

-Как вы думаете, можно ли это стихотворение назвать патриотическим?

Я думаю, можно. Понятно, что это обличительная лирика. Но, по словам Некрасова, можно проповедовать «любовь враждебным словом отрицанья». Лермонтов испытывает боль за современную ему Россию - время крепостничества, время жестокой реакции.

- Стихотворение можно разделить на две части. Какие? (Россия - изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России ).

Вывод: показана жизнь крепостного крестьянства без прикрас, такая, какая на самом деле, в реальности (реализм). Любовь к родине оборачивается горьким обличением его современного состояния. Боль и горечь за страну, отданную во власть «голубых мундиров» и за народ, не проснувшийся от рабства

IV. Анализ стихотворения «Родина» (работа с учебником)

1). Творческая история стих. «Родина»

- В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. Навоевавшись в 1840 г. на Кавказе, Лермонтов перестал поэтизировать войну, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом «Родина», напечатанное в журнале «Отечественные записки».

3).Учитель читает стих. Слайд 7

Учитель: В чём отличие стих. «Родина» от стих. «Прощай, немытая Россия»? (Признание в любви. Поэт прямо говорит о любви к родине.)

1. Определение жанра стихотворения:

- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

-Признаки каких жанров мы здесь можем отметить?

думы (размышление):

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Но я люблю – за что, не знаю сам,

лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)

- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;



-Определите тему стихотворения (тема родины)

-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».

Слайд 8

Родина у Ожегова 2 «Толковом словаре»


Отчизна у Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка»

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – нибудь, чего – нибудь


Отечество, Родина




- В чем поэт видел разницу между этими словами? Не можем ответить? Проблема. Попробуем ее решить, исследуя стихотворение.

Слайд 9

Обратимся к композиции произведения.

Сколько частей в стихотворении? (две).

Чтение стих. по частям:

Беседа:

- Какие два облика России рисует Лермонтов? Сравним эти части.

(природу и деревню, официальную Россию и крестьянскую деревню).

- Тема «официальной России», - «слава, купленная кровью», - в войнах, в борьбе; крестьянская тема – это «темной старины заветные преданья», природа, говор мужиков, песни и пляски.. Противопоставляя, два лика родины, он любит их – странно!

- Почему? Потому что Родина, такая, какая есть!

- основная мысль первой части:

(1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание. Оно окрашено эмоционально - волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Союз но - противопоставление понятий «любовь» и «странная любовь».)

- Почему противопоставляются любовь и странная любовь? («странная» в контексте предложения - необычная).

Используя личные и притяжательные местоимения (я, мой, мне), поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины.

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.

(слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).

- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?

(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)



-Зачитайте вторую часть. В чем главная мысль второй части?

(Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)

-Какие пейзажные образы родины выбирает поэт?

- Каковы средства их художественной выразительности и их роль?

(степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, ; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение.

Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.

(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

- Что видит и слышит лирический герой?

(Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние - дымок спаленной жнивы. Слух - пляска «с топотом и свистом», говор мужичков.

Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.)

- Обратимся к символу России - березе. Что говорит поэт о березе?

- Почему использует слово «чета», а не «пара»?

(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

- Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт. Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей.)

Слайд:

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.), возможно, зимой (полей холодное молчанье ) Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)

- Чей образ появляется в конце стихотворения? (образы людей)

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

(ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.) (Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным:

Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)

Цветовая лексика.

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?

(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй– поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

V. Общий итог урока - вывод по анализу стихотворения «Родина»:

- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале.

- Какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы?.. (показал неразрывность связи родины и народа)

-Можете ли вы теперь решить возникшую по ходу урока проблему, ответить на вопрос: в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

(Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие.

Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце).

Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образом русской природы и русской деревни.

Мы доказали странность чувств Лермонтова к Родине. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны

Рефлексия:

Удалось ли нам понять, почему любовь Лермонтова к России была странной? Что он любил? Что для него значит слово Родина прежде всего?

(ответы)

Домашнее задание.

«Родина» - выучить наизусть





















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!