СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе «Война глазами поэтов»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма.111

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе «Война глазами поэтов»»

Тема урока: «Война глазами поэтов»

Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма.

Ход урока:


I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

1.Вступительная часть

Война. Великая Отечественная война. Много лет прошло со Дня Победы, а память

о героях, о подвиге народном живёт.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Эти слова поэта А. Твардовского обращены ко всем поколениям. И, конечно, к вам, правнукам тех, кому довелось узнать, что такое война.

2.Целевая установка

Сегодня на уроке мы обратимся именно к этой странице нашей истории и попытаемся увидеть войну глазами поэтов, испытавших на себе все тяготы военного времени.

Эпиграфом к уроку будут строки из стихотворения Дихана Абилева, народного писателя Казахстана. И эти строки созвучны словам А. Твардовского.

Бьётся пламя- Память войны

И надежда

грядущей жизни.

Задача:

В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.



Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

А. А. Ахматова. «Мужество»


С. П. Гудзенко. «Перед атакой»


Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая»


Ю.В. Друнина. «Зинка»


К.М. Симонов. «Жди меня»


В. Коноплёв. «Когда гляжу на молодых бойцов»


III. Актуализация знаний.

1. Ассоциации

Какие ассоциации вызывает слово война? (ответы учащихся)

Война - это страшная трагедия, которая унесла миллионы жизней и искалечила судьбы многих людей.

Среди них - воины-поэты. Именно о них и о себе поэт С. Гудзенко сказал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат».

2. Рассказ о поэтах, участниках Великой Отечественной войны (индивидуальное задание ученика)

Каждое стихотворение - это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество.

Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал ее в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был армейским корреспондентом, кто-то всё делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь.

Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имен тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя. Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.

Уже после войны от ран умер Семен Гудзенко. В минуту опасности на защиту своей родины встали люди разных национальностей. В годы войны на фронтах находились 125 казахстанских писателей. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражений.

Судьба поэтов, погибших на войне, всегда волновала и волнует и читателей, и их товарищей, поэтов - фронтовиков, оставшихся в живых. С болью в сердце писали стихи о войне и погибших друзьях Алексей Сурков, Константин Симонов, Сергей Наровчатов, Евгений Долматовский, Михаил Луконин и многие-многие другие. Поэту Евгению Винокурову принадлежат слова: «Поэзия Великой Отечественной войны - это хор, в котором звучат голоса разных и всё же в чем-то близких друг другу поэтов.

IV. Изучение нового материала.

    1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество».

В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными.

а) чтение стихотворения «Мужество»;

б) работа группы по карточке №1.

1. Объясните смысл названия стихотворения.

2.Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»?

3.Раскройте символическое значение этого выражения.

4.Определите стихотворный размер.

в) выводы учащихся класса.

2. Стихотворение Ю. В. Друниной «Зинка».

-Юлия Друнина. -Что вы знаете о ней?

В семнадцать лет добровольцем ушла на фронт, была батальонным санинструктором. Дважды ранена. Демобилизовалась сержантом медицин­ской службы. Окончила Литературный институт. Автор стихотворных сборников и автобиографи­ческой повести.

- «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал ко всему привыкший 41-й год. Я пришла из школы в блиндажи сырые. Потому что имя ближе, чем Россия не могла сыскать…», так она сказала о себе в 1942 году. А в 1944 году она напишет стихотворение о погибшей подруге «Зинка!»

-Кто может его рассказать?

В своих стихотворениях Ю. Друнина рассказывала о девичьей, женской судьбе и ее связи с судьбой Родины.

а) задание классу: пересказать «прозой» стихотворение;

I

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.


— Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она — не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.


У тебя есть друзья, любимый,

У меня — лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.


Старой кажется:

каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она — не в счет.


Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг — приказ:

«Выступать! Вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.


II

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.


Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.


Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?


Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.


III

...Знаешь, Зинка, я — против грусти,

Но сегодня она — не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.


У меня есть друзья, любимый.

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.


И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

...Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.


1.Каковы особенности композиции произведения?

2.В чем заключается трагизм людей военного поколения?

3.Какие чувства выражены в стихотворении?

г) выводы учащихся класса.

3. Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».

В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио. Есть одно военное стихотворение необычной судьбы. Константин Симонов «Жди меня».

К.Симонов с первых дней Отечественной войны находился на Западном фронте. Был корреспондентом газеты «Красная звезда». Закончил войну в Берлине.

На фронте стихотворение «Жди меня» вырезали из газеты, переписывали и с ним шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время всё было общим: страдание и горе, надежды и радости, вера в победу.

«Жди меня».Чтение стихотворения


В. C.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.—

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,—

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1.Каковы первые впечатления?

2.Какие чувства лирического героя передает автор?

3.Какие поэтические приемы использует поэт?

4.Определите стихотворный размер.

4. Рефлексия.

1.Лист наблюдений и выводов

1.Какие трагические стороны войны отражены в стихотворениях? 2.Какой изображена война?

2.Миниатюра

Война коснулась каждой семьи. И у каждой семьи свои герои, память о которых передается из поколения в поколение. Кто же они - герои войны?

а) запись миниатюр о родных, участниках войны;

3.Продолжить фразу.

Наша память о войне - это...

5. Домашнее задание

1. Наизусть

2. Продолжение работы над проектом «Война в истории моей семьи»







Задача:

В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.



Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

А. А. Ахматова. «Мужество»


Ю.В. Друнина. «Зинка»


К.М. Симонов. «Жди меня»




Задача:

В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.



Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

А. А. Ахматова. «Мужество»


Ю.В. Друнина. «Зинка»


К.М. Симонов. «Жди меня»





Задача:

В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.



Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

А. А. Ахматова. «Мужество»


Ю.В. Друнина. «Зинка»


К.М. Симонов. «Жди меня»












Задача:

В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.



Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

А. А. Ахматова. «Мужество»


Ю.В. Друнина. «Зинка»


К.М. Симонов. «Жди меня»






Задача:

В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.



Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

А. А. Ахматова. «Мужество»


Ю.В. Друнина. «Зинка»


К.М. Симонов. «Жди меня»





Задача:

В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.



Лирическое произведение

Выводы и наблюдения

А. А. Ахматова. «Мужество»


Ю.В. Друнина. «Зинка»


К.М. Симонов. «Жди меня»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!