СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Любовная лирика Н. А. Некрасова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Любовная лирика Н. А. Некрасова»

Тема. Своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова.

«Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди»

Цели урока: помочь учащимся самостоятельно разобраться в особенностях любовной лирики Н.А. Некрасова, выяснить, что привнес поэт в освещение этой темы по сравнению с его предшественниками, поэтами первой половины 19 века; продолжить обучение анализу поэтического текста, умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы; развивать монологическую речь учащихся, образное мышление, словарный запас; воспитывать высокие нравственные качества учащихся, чувство прекрасного; воспитывать интерес к изучению русской классической литературы, творчеству Н.А. Некрасова.

Эпиграфы к уроку:

Зачем же ты в душе неистребима
Мечта любви, не знающей конца?

Н.А. Некрасов

Некрасов — целое поэтическое государство, живущее по своим законам.

(Р. Гамзатов)

Любовь и счастье у нас – синонимы. (А. П. Чехов)

Любить – благо, быть любимым – счастье. (Л. Н. Толстой)

В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить. (М. Горький)

Когда любят, то приносят себя в жертву. (Р. Роллан)



Ход урока

  1. Организационный момент.

Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин…

— Когда я произношу это имя, какие строки вам сразу вспоминаются?

(«Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье...».)

Николай Алексеевич Некрасов…

— А когда звучит это имя? (Это поэт другого времени – 2 пол.19 века.)

— Какие его строки вам вспоминаются?

Ф. М. Достоевский называл Некрасова «поэтом, страстным к страданию».

— Почему? (Некрасов страдал за униженных и оскорблённых.)

Мы привыкли к тому, что Некрасов — поэт – гражданин, демократ, поэт « униженных и оскорблённых», чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. И мало, кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви.

И мне хочется, чтобы вы сегодня увидели, что Некрасов — автор прекрасных стихов о том чувстве, которое, пожалуй, является главным в жизни человека и если оно не посещает его, то этот человек поистине несчастлив.

Я имею в виду великое чувство, двигающее человечеством, — ЛЮБОВЬ.

Произнесите про себя это слово.

Л—Ю—Б—О—В—Ь

— Как оно звучит? (Мягко, нежно, ласково).

— Назовите близкие ему слова.

Давайте посмотрим, как любовь определяли знакомые и незнакомые вам люди.

Работа с высказываниями о любви.

— А как вы понимаете, что такое любовь?

От любви родилось всё самое прекрасное в мире. И в этом мы убедимся ещё раз, читая любовную лирику поэта. Вам уже знакомы стихотворения о любви Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

IV. Чтение и анализ стихотворений.

Сейчас прозвучат стихи Н. А. Некрасова. Постарайтесь увидеть, в чём особенность некрасовских стихов о любви.

Слово учителя

В стихотворениях Некрасова передано противоречивое и одновременно светлое чувство : в них переплетаются «ревнивая печаль» и желание счастья любимой женщине, уверенность в негасимой взаимной любви и трезвое сознание невозможности вернуть счастье. Перед читателем не одна. А две судьбы, два характера.

— Кто же была эта женщина, с которой связаны такие необычные стихи поэта о любви?

Драматичной была любовь поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием «панаевского» цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Сообщение о А. Я. Панаевой

2.1. - Авдотья Яковлевна Панаева. Красивая женщина, писательница, незаурядная личность, сильная и волевая. Она стала Музой Н.А. Некрасова, любовью почти всей его жизни. Ей он посвятил стихи, которые литературоведы назвали “Панаевским циклом”. Откроем первую главу этого любовного романа. \

Чтение и анализ стихотворения

Ты всегда хороша несравненно” (1847 год).

Ты всегда хороша несравненно.

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой весёлый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперёд- в это тёмное море-

Без обычного страха гляжу...

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радость, наслаждение).

-Каким вы увидели лирического героя? (Душа героя бывает уныла и угрюма, т.к. у него есть враги. Ему порой трудно преодолевать жизненные невзгоды, он ищет опору в любимой женщине. Он влюблённый, счастливый человек.)

-Каков характер лирической героини? (Героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна.)

-Как лирический герой выражает свои чувства? (Искренно).

-В каких ситуациях человек предельно искренен?(Когда произносит исповедь. Лирика Некрасова очень исповедальна).

-Какое слово нельзя поставить в ряд, выстроенный для лирической героини? ( Лукавый).

-Почему? ( Лукавый – коварный, хитрый).

-Что мы, читатели, чувствуем? ( Настороженность).

- Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется поэт для создания образов лирического героя и лирической героини?

(Лирическая героиня – Муза-вдохновительница, подруга, защитница. Она красивая, веселая, жизнерадостная, деятельная, активная женщина.
Лирический герой – счастливый человек, мудрец, влюбленный, пылкий, глупый). (Учащиеся делают записи в тетради).

2.2. Слово учителя. Беседа с учащимися.

- Шли годы. Отношения между Н.А. Некрасовым и Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчужденными и ироничными.

Это вторая глава романа Н.А. Некрасова и Панаевай.

Учитель читает стихотворение Н.А. Некрасова

Мы с тобой бестолковые люди” (1851 год) .

«Мы с тобой бестолковые люди» (1851 год)   

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Всё, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир, и скорее наскучит.

 

Если проза любви неизбежна,

Так возьмём и с неё долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Обида, раздражение, поэт будто прощается с возлюбленной).

-Какая здесь лирическая героиня? (Бестолковая, не радующая лирического героя, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница).

-А лирический герой? (Ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает её такой и готов к примирению).

-Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, огорчениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств).

3)-Как вы думаете, о чём может быть третья глава романа? (Высказываются предположения).

Прочитаем ещё одно стихотворение, посвящённое Панаевой, «Прости!»(1856год).

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,

Благослови и не забудь!

Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть всё плохое, что было между ними, не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоём.

-С каким пушкинским стихотворением можно сравнить стихотворение «Прости!»? («Я вас любил»)

-Кто помнит наизусть стихотворение А. С. Пушкина? Заказать задачу

 

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

-Что общего между этими стихотворениями? (Влюблённые расстаются, но он желает ей счастья. Герой так щедр, как и пушкинский герой, который благословляет любимую).

 

Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем. Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трёх мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. А. Некрасова. Он вышел у неё под пером лучшим из людей

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Обида, раздражение, поэт будто прощается с возлюбленной).
- Какая здесь лирическая героиня? А лирический герой?
- Назовите средства выразительности, создающие эти образы?

(Лирическая героиня – бестолковая, не радующая лирического героя, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница. Лирический герой – ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению).

- Как вы считаете, взгляд на любовь у поэта прежний?
- Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, огорчениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств).
- А о какой любви мечтает человек?
- Как вы думаете, о чем может быть третья глава романа? (Высказываются предположения).

Демонстрируется пятый слайд презентации со стихотворением “Прости” (1856 год). Затем учитель читает письмо А. Панаевой 1863 года.

(В июне 1863 года Панаева написала Некрасову:

Ну, теперь я прошу тебя выслушать мой ответ на твои замечания о моей личности. Прошу тебя так же скоро прочитать их, как я прочла, и так же искренне уверовать, как я уверовала, что каждое слово было писано искренне, руководимо желанием добра и без малейшей мысли упрекнуть чем-нибудь.

Не дивись, что я никак не могу выйти на прямую дорогу, право, многим женщинам она невозможна. Я знаю, что на прямой дороге я не плакала бы, а жила, может быть, даже весело. Но не вини меня, если я не могу быть благоразумной, и думаю, что ты менее, чем кто-нибудь, должен быть строг к тем женщинам, которые избирают темные аллеи, в которых они плачут, чем прямую дорогу, где они могли бы смеяться и легко прогуливаться. Не злись на слезы женщин, а прощай их, потому что я убеждена, что слезы, которые ты видел в детстве, проливаемые твоей матерью, они…”).

- Что было написано раньше, стихотворение или письмо? Почему вы так думаете?
- Какие отношения между героем и героиней стихотворения? (Они ведут к разрыву).
- Какие выразительные средства использует в этом стихотворении Н.А. Некрасов? Какова их роль в стихотворении?
- Лирический герой этого стихотворения близок лирическому герою первого или второго стихотворения? (Ему присуще романтическое чувство, он поднимается над суетой и прозой жизни).
- Разрыв произойдет позже. И через десять лет, в 1873 году, Н.А. Некрасов напишет

Три элегии”.

- Что чувствует лирический герой?
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт передает свои чувства?
- А теперь подумаем над эпилогом романа в стихах. Каким вы его видите?

В 1870 году поэт встречается со своей будущей женой. Зина… Так обращается он к ней в своих стихотворениях. Семь лет счастья суждено было Некрасову.

Сообщение учащегося. Послушайте стихотворение «Зине» («Ты ещё на жизнь имеешь право»1876)

Здесь ОН и ОНА.

— Какая здесь героиня?

— Что его ожидает?

Чтение стихотворения «Зине»

(«Двести уж дней,

Двести ночей!»)

— Что это за 200 дней и ночей?

— Чем проникнуты эти строки? Любовь пришла к Некрасову.

Нет такого цикла стихов, посвящённых Зинаиде Николаевне, есть только три стихотворения под названием «Зине». Их можно только отличить по первым строкам.

Давайте послушаем 3 стихотворение Н. А. Некрасова «Зине» («Пододвинь перо, бумагу, книги!» 1877).

Это последнее стихотворение поэта.

— Здесь какая любовь у Некрасова? (любовь – благодарность)

— Мучим ли поэт ревностью? Почему?

(Может быть поэт стал старше, мудрее. То чувство осталось в прошлом. Там любовь – «бурная река». А здесь она «успокоилась», вошла в своё «русло».

Слово учителя

Многие стихотворения А. С. Пушкина переложены на музыку.

— А как вы думаете, были ли положены на музыку некрасовские стихотворения?

Звучит «Тройка»

3. Стадия рефлексии. Слово учителя. Беседа.

- Вернитесь к ассоциативному ряду, который вы составляли, когда предполагали в начале урока, какой может быть лирика Н.А. Некрасова о любви. Что бы вы добавили к этому ряду, что убрали?
- Какая же она, лирика Некрасова о любви? (Учащиеся после непродолжительной работы зачитывают свои ассоциативные ряды).
- Любовь разная: это и борение, и противоречия, и ревность, и страдания, и счастье, и муки, и ссоры, и мир.
- Кто для лирического героя Некрасова возлюбленная? (Она любимая женщина с достоинствами и недостатками, соратница и единомышленница, равная ему во всем. Любовь к ней и счастье, и горе).

Обращаемся к эпиграфу стихотворения.

И какой бы она, возлюбленная, ни была, любовь - желанное для поэта чувство, с ним не хочется расставаться.

4. Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение наизусть, интерпретировать более подробно одно из стихотворений, прочитанных на уроке, или найти и интерпретировать не изученное на уроке стихотворение Н.А. Некрасова о любви.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!