СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Морфемика и словообразование" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по словообразоваию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Морфемика и словообразование" (5 класс)»

Урок русского языка в 5 классе.

Учитель: Кузьмина Е.П

Дата: 01.10.2019 г.

Тема: Морфемика и словообразование .

Основные способы словообразования.

Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе лингвистики; познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем;

2) развивать умение работать в парах;

3) воспитывать культуру межличностных отношений.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Технология: работа с технологическими картами, методика «Взаимообмен карточками»

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах

Оборудование: рабочие листы для индивидуальной работы; карточки-ключи с ответами;

на доске «Базовый лист контроля» к уроку:

  • Морфема

  • Словообразующие морфемы

  • Формообразующие морфемы

  • Словообразование

  • Приставочный способ словообразования

  • Суффиксальный способ словообразования

  • Сложение слов

План урока:

Этапы урока

Время

I. Организационный момент.

5 мин.

II. Повторение сведений о морфемах.

1) Взаимообмен карточками.

2) Устный опрос

12 мин.

III. Изучение нового материала. Основные способы словообразования

1) Слово учителя.

2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.

20 мин.

IV. Подведение итогов урока.

5 мин.

V. Рефлексия.

2 мин.

VI. Домашнее задание.

1 мин.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас первый урок по теме «Словообразование». Мы проводим его, работая в парах. Как вы понимаете значение слова «словообразование»? Что мы узнаем нового и чем будем заниматься? (см. Базовый лист контроля) Мы не только узнаем об основных способах образования слов, но и будем продолжать учиться работать в парах. Вспомним наши основные правила, необходимые для этой работы.

(На доске написано:

- Говорим вполголоса!

- Общаемся культурно!)

II. Повторение сведений о морфемах.


1) Взаимообмен карточками.

Прежде чем приступим к изучению новой темы, нам предстоит вспомнить, что мы знаем о морфемах. Для этого выполним задание №1 на рабочих листах по вариантам.

Алгоритм работы:

Учащиеся в парах работают каждый над своим вариантом задания. После выполнения задания учитель выдает карточки-ключи, и ученики выполняют работу над ошибками, при этом ставят себе оценку в графу «самооценка». Затем они обмениваются вариантами и выполняют задание напарника. По команде учителя работа прекращается, и ученики в парах обмениваются своими рабочими листами и осуществляют взаимопроверку другого варианта заданий, пользуясь карточками-ключами. Теоретическая часть задания проговаривается вслух. За проверенный вариант напарника ученики выставляют оценки и подписывают свою фамилию.

Критерии оценки заданий:

«5» - учащийся не допустил ни одной ошибки в записях.

«4» - учащийся допустил одну-две ошибки в записях.

«3» - 3-5 ошибок.

«2» - учащийся допустил более 5 ошибок.


Задание №1

Карточки-ключи

Вариант №1

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – …………………………………………………..; суффиксы и приставки – ……………………..; окончание – …………………………………….

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка, задр_жать, д_лёкий, прибл_жение, пров_нился.

Карточка-ключ. Вариант №1.

1. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – общее лексическое значение всех однокоренных слов; суффиксы и приставки – словообразовательные значения; окончание – грамматические значения.


2. У-дивл-яться, земл-е-тряс-ение, из-ред-ка, за-дрож-ать, дал-ёкий, при-ближ-ение, про-вин-ился.

Вариант №2

1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………,

а какие участвуют в образовании форм слова:

…………………………………………………?

2. Выделите в словах суффиксы и приставки:

баянист, охотник, переписчик, барабанщик, учитель, трубач, москвич

Карточка-ключ. Вариант №2

1. В словообразовании участвуют приставки и суффиксы, в формообразовании - окончание и грамматические суффиксы.


2. Баян-ист, охот-ник, пере-пис-чик, барабан-щик, учи-тель, труб-ач, москв-ич


2) Устный опрос:

  1. Что такое морфема?

  2. Какие морфемы участвуют в словообразовании?

  3. Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?


III. Изучение нового материала. Основные способы словообразования

1) Слово учителя.

Словообразование – один из разделов науки о языке. О том, что такое словообразование и какие существуют способы образования слов, вы узнаете, познакомившись с материалами учебника на с. 3-5. Ваша задача: самостоятельно найти ответы на эти вопросы и выполнить задание №2 по вариантам. Алгоритм работы такой же, как и при повторении. Сначала решаете свой вариант, устраиваете самопроверку по карточке-ключу, выставляете оценку себе, потом решаете вариант напарника, обмениваетесь рабочими листами и проверяете друг друга. Теоретическую часть задания проговаривайте друг другу вслух, вполголоса!

2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.

При выполнении задания №2 на рабочих листах, учащиеся используют теоретический материал учебника (с. 3-5).

Вариант №1.

1. Что такое словообразование? …………….

…………………………………………………

………………………………………………..

2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют? ……………………………..

3. Разделите слова на морфемы:

Листик листочек водичка водица стульчик перевозчик орешек пожарник

Карточка-ключ. Вариант №1.

1. Словообразование – раздел лингвистики, изучающий законы образования слов в русском языке.

2. Словообразующие морфемы: приставка и суффикс – присоединяются к исходному слову или части исходного слова.

3. Лист-ик, лист-оч-ек, вод-ичк-а,

вод-иц-а, стуль-чик, пере-воз-чик,

ореш-ек, по-жар-ник

Вариант №2.

1. Какой способ образования слов называется приставочным? ……………………………….

2. Как образуется новое слово при суффиксальном способе? ……………………

………………………………………………..

3. Как образуются сложные слова? ………..

…………………………………………………

4. Запишите, как образованы слова:

застелить  ………...…. + ……..…..…. ,

побольше  …………... + ……………. ,

Маленький  ………… + ………….…..,

Переплётчик  …….…. + …………….,

Дырокол  ……………………………..,

землекоп  …………………………..

Карточка-ключ. Вариант №2.

1. Приставочный способ образования слов – это прибавление приставки к исходному слову.

2. Образование слов при помощи суффикса с добавлением окончания определенной части речи.

3. Сложные слова образуются с помощью сложения исходных частей слов с помощью соединительных гласных или без них.

4. За + стелить; по + больше;

(мал)ый + еньк(ий); (переплет)ать + чик()

(дыр)а + о + (кол)оть,

(земл)я + е + (коп)ать,


IV. Подведение итогов урока.

1. Что вы сегодня узнали на уроке? /см. Базовый лист контроля/ (Учащиеся называют предмет изучения словообразования и перечисляют основные способы образования слов в русском языке, приводя соответствующие примеры).

2. Докажите, что с помощью словообразующих морфем образуется слово с новым лексическим значением? Возьмем однокоренные слова красный и краснеть. Определите лексические значения данных слов (красный – алый, пунцовый; краснеть – становиться красным). (Учащиеся приводят свои примеры).


V. Рефлексия.

Ученики оценивают свою работу на уроке, подчеркнув на рабочих листах да / нет) и устно делятся впечатлениями.

1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет.

2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.

В конце урока учащиеся сдают рабочие листы на проверку.

VI. Домашнее задание: Привести примеры изученных способов словообразования

Литература

1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004

2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2004. – 175 с.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ

Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования

ФИ ученика …………………………

I. Повторение сведений о морфемах.

Выполните задание №1

Вариант №1

Вариант №2

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – ………………………………………………….;

суффиксы и приставки – ……………………...

………………………………………………….; окончание – …………………………………….

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка,


задр_жать, д_лёкий, прибл_жение,


пров_нился.


1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………

……………………………………..…………..,

а какие участвуют в образовании форм слова:

…………………………………………………?


2. Выделите в словах суффиксы и приставки:


баянист, охотник, переписчик,


барабанщик, учитель, трубач, москвич

Самооценка:

Самооценка:

Проверил ……………. Оценка ……………..

Проверил ……………. Оценка ……………..


II. Изучение нового материала

выполните задание №2, используя материалы учебника на с. 3-7

Вариант №1.

1. Что такое словообразование? …………….

…………………………………………………

………………………………………………..

2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют? ……………………………..

……………………………………………….

………………………………………………...

3. Разделите слова на морфемы:

Листик листочек

водичка водица


стульчик перевозчик


орешек пожарник

Вариант №2.

1. Какой способ образования слов называется приставочным? ……………………………….

………………………………………………….

2. Как образуется новое слово при суффиксальном способе? ……………………

………………………………………………..

3. Как образуются сложные слова? ………..

…………………………………………………

…………………………………………………

4. Запишите, как образованы слова:

застелить  ………...…. + ……..…..….

побольше  …………... + …………….

маленький  ………… + ………….….

переплётчик  …….…. + …………….

дырокол  ……………………………..

землекоп  …………………………..

Самооценка:

Самооценка:

Проверил ……………. Оценка ……………..

Проверил ……………. Оценка ……………..

III. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке (подчеркните да / нет)

1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет.

2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!