Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Заворонежская средняя общеобразовательная школа
Ранинский филиал
Урок по музыке в 5 классе на тему:
Можем ли мы увидеть музыку
Учитель: Протасова Галина Юрьевна
УРОК 1
Слайд 1
МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Музыкальный материал: В. Белый, сл. Я Шведова «Орленок»; Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».
Дополнительный материал: репродукция М. Врубеля «Царевна-Лебедь», скульптура «Орленок» Л.М. Головницкого.
Слайд 2
На музыкальном языке живописать –
значит звуками будить в нашем сердце
те или иные воспоминания, а в нашем
уме те или иные образы.
Оноре Бальзак
Введение в тему урока.
Связь музыки и литературы не только обогащает и музыку и литературу, но и дает нам более полное представление о жизни. Музыка и живопись тоже живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов.
Слайд 3
И.Ф. Лист и Р. Шуман признавались в том, что картины им помогали лучше понимать музыкальные произведения других композиторов.
Слайд 4,5
В то же время художник И.Репин, скульптор С. Коненков утверждали, что без музыки не мыслят творческой жизни: «Без нее нет фантазии и окрыленности». «Без музыки я не мыслю жизни»,- говорил Репин.
Стремясь «заразить» людей каким-либо сходным настроением, художники и музыканты прибегают к средствам, присущим их искусству, - один пишет, скажем, пейзаж, другой прелюдию. Нередко музыканты или художники опираются на какие-то совершенно определенные произведения искусства, так как музыка и изобразительное искусство тесно взаимосвязаны. Но эта связь немного другая, чем связь музыки и литературы: музыка может вызывать в нашем представлении живописные образы, даже картины; вглядываясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем представлении ту или иную музыку.
Работа по теме урока.
Слайд 7,8
Для того чтобы убедиться в том, что мы можем увидеть музыку, давайте вспомним песню «Орленок» композитора В. Белого, слова Я. Шведова.
Слушание песни «Орленок».
В о п р о с ы:
а) Ребята, каким вы представили Орленка?
б) Может ли музыка достаточно полно рассказать об Орленке, если мелодия до конца песни не будет развиваться и останется такой же, как и в начале? Охарактеризуйте музыкальное развитие песни.
Исполнение песни «Орленок»
В о п р о с ы и з а д а н и я:
Какие средства выразительности помогли композитору передать образ героя?
Исполните ритмический рисунок мелодии. Найдите зерно-интонацию. Как называется ритм главной интонации?
На каких словах ритмический рисунок мелодии меняется? Какие чувства передаются с помощью этих средств выразительности?
--- Перенесение ударения с сильной на слабую долю такта в музыке называется синкопой. С синкопой вы уже встречались в мелодиях словацкой народной песни-танца «Полька», «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»(1935 г.).
Слайд 9
3. Беседа о песне «Орленок».
Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент выбрали бы для исполнения мелодии?
Слайд 10
Ребята, внимательно вглядитесь в скульптуру Льва Николаевича Головницкого. Почему автор назвал ее «Орленок»? Таким представляли вы Орленка в песне В. Белого и Я. Шведова? Чем созвучны стихи Шведова, музыка Белого и скульптура Головницкого? Как вы думаете, про одного героя рассказывают нам стихи, музыка и скульптура, или в них прославляется мужество и стойкость многих юношей и девушек, которые отдали свою жизнь за счастье народа?
Слайд 11
Одним из первых исполнителей песни «Орленок» был певец Александр Окаемов – солист Московской филармонии. Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем пошел на фронт. В одном из боев тяжело раненый А. Окаёмов попал в фашистский плен. Но в плену артист мужественно сражался с врагом в ряду подпольщиков. Фашисты приговорили его к расстрелу. И когда А. Окаёмова вели на расстрел, он с гордо поднятой головой пел врагам назло свою песню – «Орленок». Так песня помогла совершить подвиг. Судьба Орленка слилась с судьбой исполнителя песни. И еще одним Орленком стало больше на родной земле.
4.К р а с о ч н ы е з в у к и с к а з к и .
Слайд 12
Н.А.Римский - Корсаков – настоящий чародей музыкальной живописи.
Следующее произведение которое прозвучит на нашем уроке, - «Три чуда» - симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Ребята, кто написал эту сказку?
Слайд 13
С л у ш а н и е.
Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Три чуда»
В о п р о с ы и з а д а н и я:
Согласны ли вы с названием симфонической картины из оперы Римского-Корсакова? Сколько чудес описывают корабельщики в сказке А.С. Пушкина?
Найдите в описании каждого чуда слова, которые помогли бы композитору услышать эти картины в звучании.
Слайд 14
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Слайд 15
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
Слайд 16
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Какую роль в симфонической картине композитор поручил трубе?
Сравните музыкальное описание царевны – Лебедь с фрагментом из сказки А.С. Пушкина. Каком из двух поэтических описаний царевны больше созвучна музыка? Докажите.
Слайд 17
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Слайд 18,19
Какой вы себе представляете царевну-Лебедь?
Сравните с репродукцией картины «Царевна-Лебедь» современника Н.А. Римского-Корсакова М. Врубеля. Чем отличаются живописный и музыкальный рассказы о Царевне-Лебедь?
Итог урока.
И композиторов и художников подтолкнули на создание произведений одни и те же события (одно и то же произведение), но разные темы искусства по- своему изображают одно и то же жизненное содержание.
Слайд 20
ВЫВОД: Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу.