СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки 5 класс. Тема: "МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки 5 класс. Тема: "МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Заворонежская средняя общеобразовательная школа

Ранинский филиал










Урок по музыке в 5 классе на тему:



Можем ли мы увидеть музыку


















Учитель: Протасова Галина Юрьевна






УРОК 1


Слайд 1


МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?


Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.


Музыкальный материал: В. Белый, сл. Я Шведова «Орленок»; Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».


Дополнительный материал: репродукция М. Врубеля «Царевна-Лебедь», скульптура «Орленок» Л.М. Головницкого.


Слайд 2

На музыкальном языке живописать –

значит звуками будить в нашем сердце

те или иные воспоминания, а в нашем

уме те или иные образы.


Оноре Бальзак


  1. Введение в тему урока.

Связь музыки и литературы не только обогащает и музыку и литературу, но и дает нам более полное представление о жизни. Музыка и живопись тоже живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов.


Слайд 3


И.Ф. Лист и Р. Шуман признавались в том, что картины им помогали лучше понимать музыкальные произведения других композиторов.


Слайд 4,5


В то же время художник И.Репин, скульптор С. Коненков утверждали, что без музыки не мыслят творческой жизни: «Без нее нет фантазии и окрыленности». «Без музыки я не мыслю жизни»,- говорил Репин.

Стремясь «заразить» людей каким-либо сходным настроением, художники и музыканты прибегают к средствам, присущим их искусству, - один пишет, скажем, пейзаж, другой прелюдию. Нередко музыканты или художники опираются на какие-то совершенно определенные произведения искусства, так как музыка и изобразительное искусство тесно взаимосвязаны. Но эта связь немного другая, чем связь музыки и литературы: музыка может вызывать в нашем представлении живописные образы, даже картины; вглядываясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем представлении ту или иную музыку.


  1. Работа по теме урока.

Слайд 7,8

Для того чтобы убедиться в том, что мы можем увидеть музыку, давайте вспомним песню «Орленок» композитора В. Белого, слова Я. Шведова.


  1. Слушание песни «Орленок».


В о п р о с ы:

а) Ребята, каким вы представили Орленка?

б) Может ли музыка достаточно полно рассказать об Орленке, если мелодия до конца песни не будет развиваться и останется такой же, как и в начале? Охарактеризуйте музыкальное развитие песни.


  1. Исполнение песни «Орленок»


В о п р о с ы и з а д а н и я:

  1. Какие средства выразительности помогли композитору передать образ героя?

  2. Исполните ритмический рисунок мелодии. Найдите зерно-интонацию. Как называется ритм главной интонации?

  3. На каких словах ритмический рисунок мелодии меняется? Какие чувства передаются с помощью этих средств выразительности?

--- Перенесение ударения с сильной на слабую долю такта в музыке называется синкопой. С синкопой вы уже встречались в мелодиях словацкой народной песни-танца «Полька», «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»(1935 г.).


Слайд 9

3. Беседа о песне «Орленок».

Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент выбрали бы для исполнения мелодии?


Слайд 10

Ребята, внимательно вглядитесь в скульптуру Льва Николаевича Головницкого. Почему автор назвал ее «Орленок»? Таким представляли вы Орленка в песне В. Белого и Я. Шведова? Чем созвучны стихи Шведова, музыка Белого и скульптура Головницкого? Как вы думаете, про одного героя рассказывают нам стихи, музыка и скульптура, или в них прославляется мужество и стойкость многих юношей и девушек, которые отдали свою жизнь за счастье народа?


Слайд 11

Одним из первых исполнителей песни «Орленок» был певец Александр Окаемов – солист Московской филармонии. Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем пошел на фронт. В одном из боев тяжело раненый А. Окаёмов попал в фашистский плен. Но в плену артист мужественно сражался с врагом в ряду подпольщиков. Фашисты приговорили его к расстрелу. И когда А. Окаёмова вели на расстрел, он с гордо поднятой головой пел врагам назло свою песню – «Орленок». Так песня помогла совершить подвиг. Судьба Орленка слилась с судьбой исполнителя песни. И еще одним Орленком стало больше на родной земле.


4.К р а с о ч н ы е з в у к и с к а з к и .

Слайд 12

Н.А.Римский - Корсаков – настоящий чародей музыкальной живописи.

Следующее произведение которое прозвучит на нашем уроке, - «Три чуда» - симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Ребята, кто написал эту сказку?


Слайд 13

С л у ш а н и е.

Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Три чуда»


В о п р о с ы и з а д а н и я:


  1. Согласны ли вы с названием симфонической картины из оперы Римского-Корсакова? Сколько чудес описывают корабельщики в сказке А.С. Пушкина?

  2. Найдите в описании каждого чуда слова, которые помогли бы композитору услышать эти картины в звучании.


Слайд 14


В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом:

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра – чистый изумруд;

Белку холят, берегут.


Слайд 15


Там еще другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Расплеснется в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны как на подбор –

С ними дядька Черномор.

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.


Слайд 16


А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.


  1. Какую роль в симфонической картине композитор поручил трубе?

  2. Сравните музыкальное описание царевны – Лебедь с фрагментом из сказки А.С. Пушкина. Каком из двух поэтических описаний царевны больше созвучна музыка? Докажите.


Слайд 17


  1. Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.


  1. Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Слайд 18,19

  1. Какой вы себе представляете царевну-Лебедь?

  2. Сравните с репродукцией картины «Царевна-Лебедь» современника Н.А. Римского-Корсакова М. Врубеля. Чем отличаются живописный и музыкальный рассказы о Царевне-Лебедь?



  1. Итог урока.

И композиторов и художников подтолкнули на создание произведений одни и те же события (одно и то же произведение), но разные темы искусства по- своему изображают одно и то же жизненное содержание.


Слайд 20


ВЫВОД: Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!