СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Чудесная тайна музыки» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа о содержании, внутренней сути музыкальных произведений на примере пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса.

Цель урока: Суммирование и обобщение материала, пройденного учениками за год, подведение итогов.

Задачи:

- воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыки (правдивое - ложное, глубинное - поверхностное); оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды;

- рассуждать о преобразующем влиянии музыки;

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- понимать характерные особенности музыкального языка (с учётом критериев и особенностей, изученных в течение года);

- устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки;

- творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 6 урока 4 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— укрепление понимания вечности тем искусства, вневременного характера достижений человеческого творчества и культуры.

Личностные:

— понимание основной цели и темы музыки как выражения внутренней сути явлений, процессов, сущности человеческой души.

Предметные:

— понимание роли музыкально-выразительных средств в создании образа, характера, настроения музыкального произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Чудесная тайна музыки» (6 класс)»


6 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6 (33). Чудесная тайна музыки

Цель: Суммирование и обобщение материала, пройденного учениками за год, подведение итогов.

Задачи:

- воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыки (правдивое - ложное, глубинное - поверхностное); оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды;

- рассуждать о преобразующем влиянии музыки;

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- понимать характерные особенности музыкального языка (с учётом критериев и особенностей, изученных в течение года);

- устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки;

- творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности.

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— укрепление понимания вечности тем искусства, вневременного характера достижений человеческого творчества и культуры.

Личностные:

— понимание основной цели и темы музыки как выражения внутренней сути явлений, процессов, сущности человеческой души.

Предметные:

— понимание роли музыкально-выразительных средств в создании образа, характера, настроения музыкального произведения.

Форма проведения занятия: Беседа о содержании, внутренней сути музыкальных произведений на примере пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: А. Рылов. «В голубом просторе».

Архитектура: Мост Вздохов. Венеция. Италия (фото).

Музыка: К. Сен-Санс. «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» (№ 38 аудиоприложения).

Песенный материал: Е. Подгайц, стихи Л. Яковлева. «Будем добрыми друзьями».

Виды деятельности учащихся: Беседа о вечности искусства, о необходимости духовных поисков человека, о величии и уникальности человеческой души и о выражении её в искусстве. Анализ пьесы Сен-Санса «Лебедь» (слуховой анализ, анализ нотного примера). Беседа о содержательной стороне пьесы «Лебедь». Анализ музыкально-выразительных средств песни «Будем добрыми друзьями». Беседа о воплощении с помощью выразительных средств содержания песни, воспевающей добро, дружбу, жизнь.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания учениками этической и эстетической ценности музыки как одного из видов искусства. Контроль смыслового прослушивания музыкальных произведений, анализа их музыкально-выразительных средств, определения их эмоционального и образного содержания. Контроль понимания нотного примера, умения проанализировать нотный текст. Проверка качества исполнения песни. Проверка выполнения заданий и ответов на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

ХОД УРОКА

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит музыкальный фрагмент пьесы для ф-но К. Дебюсси «Лунный свет».

?

- Назовите музыкальное произведение и его автора.

- Расскажите о музыкальном образе этой пьесы и о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором для передачи красочности и правдивости характера этого образа.

- Прослушайте ещё один музыкальный фрагмент. Расскажите, чей портрет «нарисован» в музыке. Какие музыкально-выразительные средства использует композитор для создания этих портретов-образов?

Звучит музыкальный фрагмент из «Пробуждения птиц» О. Мессиана.

- Какими динамическими оттенками вы передали бы шум дождя, чтобы получилась правдивой музыка? …грохот грома? …шелест листвы? …гул моря? …тишину ночи?

- Можем ли мы говорить, что природа, окружающий нас мир рождают музыку? Аргументируйте свой ответ.

Ответы учащихся.

2. Сообщение темы. Постановка проблемы. Целеполагание

Сегодняшняя наша тема урока звучит очень красиво и поэтично — «Чудесная тайна музыки».

Эпиграфом к нашему уроку выбраны слова немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана о музыке. Прочитайте их. Как вы их понимаете?

Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает... Э.Т. Гофман

Ответы учащихся.

- Гофман, ребята, в этой своей фразе признаёт преимущество и особое значение музыки как вида искусства. Ведь только музыка может выразить как внутреннюю суть каких-либо жизненных явлений, так и сущность человеческой души.

На примере пьесы Сен-Санса «Лебедь» мы сегодня постараемся подтвердить, что красивой будет музыка, которая правдиво и достоверно отражает жизненные образы. Мы разучим также новую песню, воспевающую добро, дружбу, жизнь - «Будем добрыми друзьями», проанализируем музыкально-выразительные средства, с помощью которых воплотилось в песне такое этическое её содержание.

3. Работа по теме урока. Чудесное искусство музыки: красота и правда

1) «Музыка души»

«Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» - этими словами начал французский композитор А. Онеггер последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант, автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на закате своей жизни не утратил способности восхищаться той бездной чудес, которые открывает нам музыка.

Что же это за чудесное искусство?

Почему оно воздействует на человека, делает его более бескорыстным и благородным, способным преобразовывать мир по законам красоты? Ведь не секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Кем бы он ни был - плотником или строителем, поэтом или архитектором,- он не создаёт ни безобразных вещей, ни плохих стихов, ни безликих зданий. Музыка вносит порядок в его душу, порядок, равнозначный эстетическому закону гармонии, и этот порядок властвует затем в создаваемых им повседневных предметах, искусстве, одухотворённом облике городов.

Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие памятники, высшие образцы человеческой мысли, то очевидно, что это были времена расцвета духовности, когда роль искусства никому не приходилось доказывать, когда оно являлось средством познания и выражения всех проблем жизни - от рождения человека до движения планет.

Вот почему и поныне так притягательна для нас старинная музыка. С одной стороны, мы находим в ней ту чистоту помыслов и то величие духа, которые, к сожалению, не всегда сохраняются в современной жизни. С другой – освобождённое от суеты и житейских забот, искусство прежних времён предстаёт перед нами в своём истинном, чистом виде, как средоточие духовных поисков человека. Ведь люди одинаковы во все времена - они всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти, и какими бы люди ни были, они порой поднимали глаза к небу, пытаясь оттуда получить ответы на мучившие их вопросы.

И современные люди с их техническими достижениями, большими городами, промышленными шумами, притупляющими слух, всё равно остаются теми же людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание. Поэтому им тоже нужна музыка, и не только та, которая входит в общий шумовой фон жизни, но и которая поддерживает душу, укрепляет силы, возвращает к истокам.

Мост Вздохов. Венеция

Рассмотрите архитектурное сооружение, находящееся в Италии, с таким романтичным названием – «Мост вздохов». Так и рисуется в воображении романтическая картинка свидания влюблённых…

Вообще Венецию называют городом мостов. Но среди них именно этот мост выделяется, отличается от других как архитектурными особенностями, так и совсем, увы, не романтической историей. История названия моста весьма далека от романтики. Мост соединяет здание Дворца дожей (Дож - титул главы государства в итальянских морских республиках с VII по XVIII вв.), в котором располагался зал суда, и здание тюрьмы. «Вздохи», от которых берёт название этот мост — это не вздохи влюблённых, а печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому крытому мосту, в последний раз бросали взгляд на Венецию.

Но сегодня Мост вздохов связан и с другой, гораздо более вдохновляющей легендой, связанной с этим мостом. Легенда гласит, что если влюблённые поцелуются на гондоле на закате солнца, проходя в это время под Мостом вздохов, их любовь будет вечной. А так как Венеция - один из самых романтичных городов мира, то гораздо лучше ассоциировать одну из главных её достопримечательностей с поцелуем вечной любви. В эту вторую легенду хочется верить всем влюблённым парочкам и молодожёнам, несмотря на несколько мрачную энергетику этого места. Потому многие парочки стремятся на закате проплыть в гондоле под этим мостом. 

3адумайтесь: где бы вы ни жили, какой бы пейзаж ни окружал ваш дом (даже лес заводских труб), вы всё равно радуетесь весне, чистому небу, звенящему воздуху. Значит, не всё в нашей жизни подвластно только внешним обстоятельствам. Есть что-то и в нас самих, что противостоит их порой жестокой силе. Но это «что-то» нуждается в поддержке, в укреплении, ведь только оно и делает человека человеком.

Пока такое начало живёт в людях, мир движется и совершаются в нём добрые дела. Это начало - человеческая душа, хрупкая, беззащитная, способная и ожесточаться от невзгод, и укрепляться от испытаний. Высшая ценность жизни, божий дар - и всё же как часто люди забывают о ней!

А ведь вспомните - только за блаженство обладать бессмертной человеческой душой Русалочка из сказки Андерсена отдала всё самое дорогое, что имела: счастье жить в кругу семьи, среди любящих сестёр, а главное - свой божественный голос, красивее которого не было ни у кого на дне морском! Но, несмотря на эти безмерные жертвы, Русалочка всё же не обрела бессмертной души: ей пришлось слиться с дочерями воздуха и вступить в трёхсотлетний срок испытания.

Триста лет испытаний за счастье обладать душой! Прилетать в жаркие страны, где люди гибнут от зачумлённого воздуха, и навевать прохладу, распространять в воздухе благоухание цветов, делать множество добрых дел, чтобы наконец обрести то, что доступно каждому человеку!

Но не только дочери воздуха, не только Русалочка, но и каждый человек, получивший душу в дар с самого рождения, должен непрерывно проходить этот «срок испытания» - на сохранение и укрепление той «внутренней музыки души», о которой мы говорили в начале учебного года.

Вспомните стихотворение Е Винокурова, в котором «музыка души» предстаёт как особый внутренний свет, чистый и незамутнённый, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной (Монотонный – однообразный) повседневности:

Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

Не заглуши

Её с годами буднями и бытом!..

Недаром говорят, желая выразить высшую прелесть мира: «музыка природы», «музыка души»…

Так почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном? И почему в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали первенство музыке, как самой могучей и действенной из всех искусств?

Может быть, потому, что музыка выражает не предметы и явления - для этого у неё нет слов, не их облик и внешние очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их душу.

Ибо кто осмелится утверждать, что явления окружающего мира не имеют души? Почему же тогда они такие разные? И разность их не только в том, что они иначе окрашены или непохожи по форме, но, может быть, прежде всего в том, что они по-разному воспринимаются, то есть посылают нам свои собственные сигналы, свою «музыку», вызывая в нас ответное чувство к себе.

Как различен характер всех явлений: несхожи между собой деревья и камни, птицы и насекомые, часы суток и времена года! Даже художники - летописцы облика, стремящиеся увековечить в своих произведениях мгновения преходящей жизни, всё же запечатлевают не столько внешний вид изображаемого, сколько его душу, то есть то, что как будто невидимо и неуловимо, что труднее всего объяснить словами, но что единственно и позволяет говорить о музыке изображения.

Благодаря этой музыке искусство никогда не является простым копированием жизни: ведь зачем нужно копирование, если природа богаче и разнообразнее самой прекрасной копии? И лишь, когда искусство приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего существующего, оно приобретает самоценность и независимость, но не потому, что «обслуживает» действительность, а потому, что выявляет её глубокий и скрытый смысл.

2) Красота и правда в искусстве и в жизни

Когда мы слушаем музыку - даже программную, которую композитор заранее наделяет конкретным содержанием, - то мы всё же ищем в ней не простое соответствие образу, но выражение его музыкальной сущности.

А) Слушание и обсуждение: К. Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»

Вот пьеса К. Сен-Санса «Лебедь». Её музыка передаёт плавность движений, красоту линий этой красивейшей птицы. Выразил композитор и её характер - величественный и благородный, сумел передать и мягкое скольжение по гладкой поверхности воды.

И это всё?

Нет, здесь только внешнее выражение образа. Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Однако внутреннюю сущность музыки невозможно передать никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту не нужна. И действительно, содержание музыки объёмнее, шире и выше того, что определяется её программным замыслом. Она никогда не вдаётся в детали, подробные описания, давая лишь картину той высшей поэзии, на которую вдохновил её первоначально избранный образ.

Прослушав и проанализировав это музыкальное произведение, мы убеждаемся, что темы и образы великих музыкальных произведений вечны, неподвластны времени, направлены на раскрытие духовной сути жизненных явлений, процессов. Музыка запечатлевает не столько предметы, пейзажи, сцены, сколько человеческие эмоции, с ними связанные. Например, это не столько музыкальный портрет лебедя, сколько восхищение человека, любующегося этой прекрасной гордой птицей.

Б) Работа над нотным примером

В нотном примере 43 ученики отмечают плавную певучую мелодию и аккомпанемент фигурационного типа. Созданию светлого нежного образа способствует медленный темп, мажорный лад, тихая динамика.

В) Воплощение образов птиц в разных видах искусства

Для сравнения рассмотрите иллюстрацию к этой пьесе.

А. Рылов. В голубом просторе

Не правда ли, и о ней нельзя сказать, что это простое изображение летящих лебедей? Рисунок, вдохновлённый музыкой, не может быть немузыкальным. Обратите внимание, как удачно и талантливо передана не только своеобразная грация лебедей, но вся гармоничная соразмерность их с окружающей природой, игра света, создающая особую композицию всего рисунка.

Г) Лебедь в искусстве и в жизни

Так искусство не просто изображает лебедя, но выражает возвышенно-загадочную сущность этой птицы, в поэтических представлениях людей издавна занимавшей особое место.

Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение.

А в Царевне-Лебеди у Пушкина, в образе благороднейшей из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства – его прекрасная невеста.

Наконец, «Гадкий утёнок» Андерсена - разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности - недосягаемо-высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора и в то же время не надменной (Надменный – высокомерный), не отчуждённой, способной и к страданию, и к благодарности?

Всё это внешние приметы внутреннего - всего, что сошлось в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя.

3) О «Карнавале животных» Камиля Сен-Санса

Пьеса К. Сен-Санса «Лебедь» входит в цикл «Карнавал животных». Композитор назвал произведение «зоологической фантазией». Она написана для двух фор­тепиано, струнных, флейты и флейты-пикколо, кларнета, ксилофона и гармоники.

«Карнавал животных» состоит из 14 пьес.

Цикл открывает «Королевский марш льва». Далее следуют пьесы «Курицы и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слон», «Кенгуру», «Аквариум», «Ослы», «Кукушка», «Птичник». Юмористический характер имеет пьеса «Пианисты»: в ней композитор шутливо изображает начинающих пианистов, которые без конца играют гаммы. Этим Сен-Санс подчёркивает своё негативное, насмешливое отношение к «зверским» механическим занятиям музыкой, не связанным с образностью и передачей эмоций. Ещё одна шутливая пьеса называется «Ископаемые»: композитор рисует образы прошлого, передаёт стук костей скелетов животных, найденных при раскопках. Вслед за этим звучит пьеса «Лебедь» — лирический центр цикла, самая мелодичная миниатюра.

Завершает цикл «Финал», в котором снова проходят как бы в общем хороводе уже знакомые темы животных и птиц. Пьеса «Лебедь» звучит у солирующей виолончели с аккомпанементом арфы.

«Карнавал для животных» был написан К. Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Посчитав это произведение лишь музыкальной шуткой, после нескольких исполнений в частных собраниях (в частности, в присутствии Ференца Листа) композитор запретил играть и издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Исключение было сделано лишь для пьесы «Лебедь», написанной К. Сен-Сансом специально для знакомого виолончелиста, и вскоре прочно вошедшей в репертуар исполнителей на этом инструменте.

После кончины композитора в 1921 году партитура «Карнавала» была издана (в 1922 г.) и через некоторое время получила большую популярность. Это произведение иногда позиционируется как музыка для детей, и часто звучит в концертах. Как правило, между его частями читается один из многочисленных текстов, написанных разными авторами.

Сочинение наполнено юмором, иногда переходящим в сатиру - в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.

Пьеса «Лебедь» — великолепное торжество лирики. Тут, как бы между прочим, Сен-Санс создал одну из самых лучших своих (да и не только своих!) мелодий (виолончель на фоне фортепиано). С её прохладной и чистой, едва тронутой волнением поэзией мало что можно сравнить. Это - истинно оригинальный Сен-Санс - ни у Массне, ни у Бизе, ни у Гуно нет ничего подобного. Понятна и блистательная судьба «Лебедя» - он быстро зажил собственной жизнью.

Музыка различных частей «Карнавала» часто используется в кино и мультфильмах, рекламе, театральных постановках.

На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой.

4. Вокально-хоровая работа. Е. Подгайц, стихи Л. Яковлева. «Будем добрыми друзьями»

(Своим обобщённым содержанием с этической направленностью песня подходит к теме урока. Песня состоит из двух куплетов с припевами. Куплеты можно исполнять сольно или малыми группами, а припев — хором на три голоса.)

  1. Слушание, музыкальный анализ

Прослушайте песню, вчитайтесь в текст. Подумайте, как эта песня связана с темой нашего урока. - https://vk.com/video4201067_166196670

Текст песни:





























  1. Разучивание, пение. - https://youtu.be/yP8PXXxz3qU

5. Итог

Высказывания великих людей о музыке – см. Приложение (Презентация).

Так искусство приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего существующего. Оно приобретает самоценность и независимость не потому, что «обслуживает» действительность, а потому, что выявляет её глубокий и скрытый смысл.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. Прочитай конспект. Просмотри видеолекцию. - https://youtu.be/vjjKCSHTgms.

  2. Оформи запись в рабочей тетради по теме урока как показано в рамке.

[Текущая дата]

Чудесная тайна музыки

Камиль Сен-Санс (1835 – 1921). «Лебедь». Из цикла «Карнавал животных»



3) Прослушай музыкальное произведение К. Сен-Санса «Лебедь» (из цикла «Карнавал животных»).

4) Продумай и запиши в тетрадь ответы на следующие вопросы:

  • Какая музыка помогает человеку украшать окружающую жизнь?

  • Имеет ли значение профессия человека, в душу которого музыка вносит порядок?

  • Как ты понимаешь слова П. Чайковского о том, что музыку трудно передать словами? Попытайся объяснить на примере пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса.

5) Выполни в тетради творческую работу (на выбор):

  • рисунок на тему «Прекрасный город»;

  • рисунок «Лебедь (Лебеди)»;

  • найти в И-нете и записать стихотворение про лебедей.

5) Сфотографируй или отсканируй рабочую тетрадь с записями по теме урока и отправь файл через форму обратной связи.

6) Разучи песню (обязательно!).

По желанию, для получения дополнительной оценки за пение:

Запиши своё исполнение песни (1 - 2 куплета) на диктофон или видео и отправь через форму обратной связи.

Критерии оценки пения:

  1. Чистота интонации (попадание во все ноты в пределах диапазона выбранной песни).

  2. Ровность звучания отдельных нот (ноты, особенно долгие должны звучать ровно, без отклонений от правильной высоты).

  3. Ритмичность (точное соблюдение ритмического рисунка мелодии).

  4. Правильное распределение дыхания (дыхания должно хватать на фразы).

  5. Чёткое и уверенное пропевание текста песни (дикция).

  6. Выразительность исполнения (в исполнении передавать характер песни).



При отправке файлов обязательно указывайте фамилию, имя, класс ученика!

Приложение

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения... Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Платон, др.-греч. философ

Один из прекраснейших и лучших даров Божьих — музыка, служащая для того, чтобы прогонять искушение и дурные мысли. Мартин Лютер, нем. богослов

Музыка составляет истинную духовную форму искусства, точно так же, как звук показывает внутренние качества материи... Музыка есть второе мироздание, и лишь только философу, обладающему возвышенным духовным слухом, дано слышать и осознавать Божественную Музыку Мира. В.Ф. Одоевский, рус. писатель

Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия... Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея. Л. Бетховен, нем. композитор

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе. Р.У. Эмерсон, амер. эссеист, поэт

О музыка! Отзвук далёкого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! Жан Поль, нем. писатель

Музыка — это разум, воплощённый в прекрасных звуках. И.С. Тургенев, рус. писатель и поэт

Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь. Ф. Ницше, нем. философ, поэт

Музыка, не упоминая ни о чём, может сказать всё. И.Г. Эренбург, рус. писатель, поэт

Музыка доводит нас до самого края вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие. Т. Карлейль, брит. писатель



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!