СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Жанр прелюдии в творчестве композиторов» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской,  Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 8 урока 3 четверти «Прелюдия».

   Цели и задачи урока:  

- познакомить учащихся с историей раз­вития жанра прелюдии, проиллюстрировав его звучанием музыкальных про­изведений Баха, Шопена, Рахманинова;

- познакомить с Фортепианной прелюдией до-диез минор С. Рахманинова;

 - развивать навыки разбора, анализа музыкальных произведений;

- развивать умение самостоятельно работать с учебником;

- развивать творческие способности, внимание, усидчивость и воображение;

- воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

- воспитывать чувство патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Жанр прелюдии в творчестве композиторов» (4 класс)»

Критская. Музыка, 4 класс

3 четверть


Урок 8. Жанр прелюдии в творчестве композиторов

Тема: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье: Прелюдия


Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с историей раз­вития жанра прелюдии, проиллюстрировав его звучанием музыкальных про­изведений Баха, Шопена, Рахманинова;

- познакомить с Фортепианной прелюдией до-диез минор С. Рахманинова;

- развивать навыки разбора, анализа музыкальных произведений;

- развивать умение самостоятельно работать с учебником;

- развивать творческие способности, внимание, усидчивость и воображение;

- воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

- воспитывать чувство патриотизма.


Музыкальный материал: Прелюдия до ма­жор из двухчастного цикла «Прелюдия и фуга № 1» И.-С. Баха («Хорошо темперированный клавир», том I); Прелюдия №7 Ф. Шопена; Фортепианная прелюдия до-диез минор С. Рахманинова; «Звездная река» (Песенка Гека) из мюзикла «Том Сойер и другие», слова и му­зыка В. Семенова; «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова.


ХОД УРОКА


  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент

1) Музыкальное приветствие. Мотивация

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдём,

В Страну музыки попадём:

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

А чтобы веселей шагать,

Будем песни распевать!

Повторение песни «Звёздная река» из мюзикла «Том Сойер и другие», слова и музыка В. Семёнова (проверка домашнего задания).

2) Актуализация опорных знаний. Целеполагание


А) Кто изображён на портрете?

Вопросы и задания:

- Узнайте композитора, чьё творческое наследие является неотъемлемой частью русской художественной культуры и входит в золотой фонд классической русской музыки.

- Какие его сочинения вам уже знакомы?

- Вокализ. Концерт для фортепиано с оркестром. Романс «Сирень».

Б) Творчество композитора С. Рахманинова (Работа с учебником)

- Прежде, чем мы познакомимся с новым музыкальным произведением этого величайшего русского композитора, давайте вспомним и исполним уже знакомые вам произведения. Откройте учебник на стр. 9. Спойте мелодию по нотной записи, выделяя при этом характерные рахманиновские интонации.

А) Пропевание главной темы Концерта для фортепиано с оркестром №3 – Учебник, стр. 9;

Б) Пропевание Вокализа (фрагмент) - стр. 12;

В) Исполнение фрагмента романса «Сирень» - стр. 81.

- Какова особенность интонаций С. Рахманинова?

- Лиричность мелодий, напевность, протяжность, родство с народными напевами.

- В каких жанрах написаны эти музыкальные произведения?

- Жанр концерта, вокализ, романс.

- Фортепианная музыка занимает весомую часть в творчестве Рахманинова. Он сам был виртуозным исполнителем. Отдельным выдающимся музыкальным пластом можно назвать его Прелюдии для фортепиано.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым для вас музыкальным жанром – прелюдией, узнаем историю развития этого жанра, послушаем музыкальные композиции и Рахманинова, и других композиторов, работавших в этом жанре.


  1. История раз­вития жанра прелюдии

1) Прелюдия как вступление

Прелюдия, прелюд (от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступле­ние) — небольшая инструментальная пьеса.

Первоначально прелюдия представляла собой импровизационного характера вступление к основной пьесе (обычно фуге) двухчаст­ного цикла (например, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха) или к многочастному циклическому произведению (например, сюите).

Например, ассоциации, связанные с уже знакомой вам прелюдией Баха, предваряющей звучание фуги до мажор - это образ цикла «Благовещение». Основой его послужил текст Евангелия от Луки (гл. I, ст. 26-38). Архангел Гавриил, посланный Деве Марии, сообщил ей благую весть, что у нее родится Сын, зачатый непорочно от сошествия Духа Святого, и наречется Иисусом, и это будет сын Божий и Спаситель. Поэтому в музыке прелюдии отразилось образное восприятие: «земля, небо, эфир, колебания крыльев в эфире». В музыке прелюдии Бах использовал мело­дию молитвы «Аvе Маriа».

Прослушайте, вспомните прелюдию, передайте словами свои ассоциации (впечатления), связанные с этой музыкой.

Слушание, музыкальный анализ Прелюдии до мажор Баха (ХТК)

- Звучание прелюдии передает «ангельский свет», чистоту, надежду.

- Какими выразительными средствами пользовался композитор, чтобы соз­дать такой проникновенный образ?

- Волнообразный ритм, неторопливый темп, тембр звучания – мягкий, нежный. Характер музыки – лирический.

- Лютнеобразная фактура вызывает ассоциации с живописными изображениями ангелов, в руках которых музыкальные инструменты (лютни). Фактура выписана Бахом дифференцированно: бас - средний голос - арпеджированные фигурации. Это соответствует трем уровням: земля - человек - небо. Так называемым дирижером является средний голос, так как он задает основную ритмическую пульсацию шестнадцатыми. Речитатив в конце прелюдии истолковывался как «слово», «весть».


2) Прелюдия как самостоятельное произведение

В 16-17-ых вв. складывается жанр прелюдии как самостоятельной пьесы. А уже в 19 в. прелюдия становится одной из самых распространенных форм в творчестве композиторов-романтиков: например, циклы фортепианных прелюдий Ф. Шопена, А. Скрябина и др.

Прослушайте Прелюдию Ф. Шопе­на. Расскажите о впечат­лениях, возникших у вас под воздействием этого сочинения.

Слушание Прелюдии №7 (ля мажор) Ф. Шопена. Музыкальный анализ.

- Характер музыки – лёгкий, изящный. Сочинение напоминает одновременно и песню, и танец.

- Разъясните использование композитором выразительных средств.

- Танцевальный ритм, мажорный лад, певучая мелодия. Написано произведение в малой форме.

- Прелюдия Шопена Ля-мажор - миниатюрна. Но в ней ярко проявилось умение Шопена в малой форме сказать что-то большое и важное. Это - изящная, грациозная пьеса, своим танцевальным ритмом она напоминает мазурку. Черты танца здесь очевидны: трехдольность, пунктирный ритм мазурки и вальсовый аккомпанемент. Но это не сам танец, а как бы светлое поэтичное воспоминание о нём, всплывающие в памяти его моменты: воспоминания о далекой любимой Родине - Польше, на землю которой Шопену больше не суждено ступить. Но главное в ней - проникновенная, «говорящая» мелодия, соединяющая в себе песенность и выразительность человеческой речи. Певучие интонации в самой мелодии придают ей лирическую напевность.

В музыке прелюдии Ля мажор сразу обращают на себя внимание ее мажорный лад, начальная лирическая секста, размер и ритм мазурки. Она будто навевает свет, тепло и душевный покой. Ученики Ф. Шопена в своих воспоминаниях называют ее «Польская танцовщица»: «Восхитительные воспоминания, подобно благоуханию, возникают в памяти». Советская пианистка М.В. Юдина называет прелюдию «Свет души».

Каждая фраза прелюдии заканчивается троекратным повтором какого-либо аккорда - возникает эффект эха, придающий музыке характер грёзы, задумчивости.

Сравните музыку Шопена с удивительной картиной французского импрессиониста Клода Моне, в которой художник запечатлел романтическое место - свой прекрасный сад и усадьбу в Живерни. Что их объединяет?

Рассматривание картины К. Моне «Сирень на солнце».

- Одинаковое настроение: лёгкость, воздушность.

- Совершенно верно, произведения будто выстроены  на едином интонационном материале и выражают одно настроение. 


3) Многоплановая трактовка прелюдий

В 20-ом в. жанр прелюдия трактуется многопланово (в различных вариантах):

- выполняет вступительную функцию (примеры: прелюдии и фуги Д. Шостаковича, Р. Щедрина),

- является самостоятельной пьесой (например, как у С. Рахманинова, Д. Шостаковича),

- является развернутой композицией (пример: «Прелю­ды» для оркестра К. Дебюсси).

  1. «Вокальный раздел» урока

Задачи: исполнение песен (целиком или фрагментами) в целях служения контраста к восприятию нового про­изведения.

- Сегодня, ребята, вы говорили уже, что душой рахманиновской музыки является лиричность, мелодичность. Лиричные мелодии Рахманинова, действительно, очень сходны с народными песнями. Например, такими песнями как «Ты река ль моя, реченька», «Со вьюном я хожу», «У зори-то, у зореньки» и другими, а также многими современными песнями: «Моя Россия» Г. Стру­ве, «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова.

Исполнение песен:

1) «Ты река ль моя, реченька» - фрагмент;

2) «Со вьюном я хожу», р.н.п. – фрагмент;

3) «У зори-то, у зореньки» - фрагмент;

4) «Моя Россия» Г. Стру­ве – фрагмент;

5) «Песня о России» В. Локтева – фрагмент;

6) «Родные места» Ю. Антонова.


3. С. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор

- Мелодия - основа музыкального мышления композитора С. Рахманинова. Внимательно прочитайте текст на с. 112 Учебника и рассмотрите нотную запись.

А теперь прослушайте в записи начальные такты пьесы, сопоставляя их звучание с нотной записью.

А) Прослушивание начала Прелюдии до-диез минор С. Рахманинова. Музыкальный анализ

- Сколько действующих лиц рисует музыка в начале произведения?

- Образы пье­сы близки друг другу по эмоциональному строю или контрастны? Если контрастны, то какими средствами добивается композитор различия образов?

Ответы четвероклассников.

- Теперь послушайте всю Прелюдию целиком и проследите за тем, как развиваются главные интонации первой части, как изменяется об­разный строй пьесы в середине сочинения, каковы особенности развития му­зыки в последней, третьей части.

Б) Прослушивание и музыкальный анализ всей Прелюдии по плану:

- Чтение текста Учебника на стр. 113;

- Ответы на вопросы.

- Характер музыки патетический, суровый, волнующий; слышны и тревожные, и лирические интонации.

- Вначале фортепианные аккорды напоминают тревожные удары колокола, которые звучат и грозно, и скорбно.  1-я часть звучит мерно, без особых волнений.

- Средняя часть звучит взволнованно, напряжённо, возбуждённо и, одновременно, мягко, глубоко.

- В заключительной части прослушиваются темповые изменения – быстрее, чем в 1-й части. Заканчивается прелюдия очень тихими аккордами.

- Вся прелюдия проходит равномерно, в раздумье. Крещендо и диминуэндо сменяют друг друга плавно.

- Вступление воплощает главную идею этого сочинения - идею грозной, богатырской силы,  идею судьбы. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Мощное звучание октавных унисонов в низких регистрах фортепиано действительно создаёт эффект колокольного звона, величавого и скорбного. Мрачный, тревожный характер Прелюдии Рахманинова как бы предвеща­ет «неслыханные перемены, невиданные мятежи» конца 19-нач. вв. в России. В этом сочинении композитор удивитель­ным образом показывает свое отношение к тому, что происходит на его Роди­не. И главную мысль о России он претворяет в разнообразии «колокольных звучностей» фортепиано то суровых и мужественных, то тревожных и скорбных.


Экспозиция прелюдии почти вся выдержана в нюансе ррр; в ней ощущается огромная властная сила, как будто скованная глубокой скорбью. Рахманинов объединяет тему вступления с хоральными мягкими аккордами в едином маршевом движении.

В стремительных же пассажах средней части угадываются черты бури, натиска, порыва. Уже самое начало среднего раздела прелюдии создает атмосферу взволнованности, смятенности. Музыка приобретает большой размах и драматическую напряженность; одна фраза стремительно следует за другой. Острая душевная боль слита с горячим призывом: чувствуется внутренняя  возбужденность музыки и неуклонное стремление вперед, развертывается напряженное взаимодействие скорбных, стонущих и активно устремленных интонаций темы. В подчеркнутом романтизме основной музыкальной мысли слышатся  интонации скорбных причитаний. Мелодия сочетает в себе несколько, казалось бы, противоположных свойств: глубину, мягкость, сердечность, теплоту тона с напряженностью, устремленностью, напористостью. Весь средний эпизод исполняется на едином дыхании и динамическом нарастании от mf к fff.

В 3-ей части драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр – мощно, насыщенно, яростно и напряжённо. Авторское указание – fff, оркестровое tutti аккордов. В этой части звучит яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой. Кто же победит в этой схватке?

Своеобразно окончание Прелюдии - постепенное угасание звучности приводит к ррр в заключительных аккордах. Показав бесстрашную непокорность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами.


3) Использование музыки Рахманинова в кинематографе

Музыка Рахманинова обладает необыкновенным действием на слушателя. Многие музыковеды сравнивают её с необъятным океаном, волны которого подкрадываются вначале незаметно, но потом нарастают и приобретают мощь и силу. Монументальность музыки покрывает с головой. Возможно, именно благодаря подобному эффекту многие режиссёры используют музыку С. Рахманинова в кино. В частности, музыка Прелюдии до-диез минор использована в семи разных фильмах 20-го и 21-го столетий: «День на скачках» (1937), «Бей по льду» (1943), «Рай Деми» (1943), «Индийский шарф» (1963), «Блеск» (1996), «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005), «Области тьмы» (2011).


III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

- Что узнали нового?

- Что такое «прелюдия»?

- С прелюдиями каких композиторов познакомились?

- Фортепианная Прелюдия до-диез минор - одно из самых известных и любимых слушателя­ми сочинений композитора С. Рахманинова. Подобно тому, как Н. Римский-Корсаков с помощью трех звуков нарисовал образ моря (помните, - «Океан-море синее», вступление к опере Садко»?), так и Рахманинов, постоянно повторяя три первоначальных звука пьесы, создает в 19 лет пьесу, которую он исполнял по просьбам публики до конца своей жизни.

В чем же секрет долговечности этого произведения? Попытайтесь ответить на этот вопрос.

Ответы учащихся.

- Выберите соответствующие по настроению Прелюдии Рахманинова стихотворение и картину:

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, --

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, --

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —

Одной слезой рука шумней,

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!.. (А.А. Блок. Россия)


Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон. (С.С. Есенин. 1914 г.)


Дни и ночи я безволен,

Жду чудес, дремлю без сна.

В песнях дальних колоколен

Пробуждается весна. (А.А. Блок. Отрывок из стихотворения «Поединок», цикл «Город». 1904 г.)


И. Левитан. Над вечным покоем И. Левитан. Тихая обитель


Выставление оценок.

Домашнее задание. Проработать материал урока. Нарисовать иллюстрацию к Прелюдии Рахманинова. Повторять, выразительно исполнять песни: «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова.


  1. Итог

Прелюдия Рахманинова до-диез минор - это настоящая  лирико-драматическая поэма, написанная смело, страстно, с виртуозным размахом. Удивительно, но в этой небольшой пьесе в сжатом виде отражен образный мир всей музыки Рахманинова: здесь и драматический образ колокольного звучания, и бушующая лирическая стихия, окрашенная в трагедийные тона, и действенное волевое начало ритма. И по сей день Прелюдия до-диез минор – наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты:

- насыщенность и красочность звучания;

- широта регистрового диапазона;

- пронзительная «колокольность»;

- продуманная динамичность развития;

- монументальная кульминация.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. – М.: Музыка, 1966;

  2. http://www.lafamire.ru/index.php?

  3. https://nsportal.ru/

  4. http://rudnik92.blogspot.com/

  5. https://soundtimes.ru/

  6. https://znanio.ru/media/proektnaya_rabota_analiz_prelyudii_do_diez_minor_s_rahmaninova


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!