СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный урок

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе"»

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема: «Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе»

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: знакомство с образами «сказителей» и образом гуслей в русской культуре.

Задачи урока:

Обучающие: Знакомство с жанром былины, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов, с особенностями их мелодики и ритмики, с образами былинных сказителей.

Развивающие: Развитие умения определять интонации музыкальных тем, определять части в произведении, средства музыкальной выразительности, используемых автором для создания нужного образа.

Воспитывающие: Совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод сравнения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Планируемые результаты универсальных учебных действий ( УУД):

Предметные: научиться слушать и анализировать музыку, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;

Метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия, познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные-использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;

Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования , чувство сопричастности к культуре своего народа.

Музыкальный материал: 

1. Н.А.Римский- Корсаков фрагменты из оперы «Садко» - «Ой ты, темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки»
2. М.И.Глинка фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» - песня Баяна

3. Новогодние песни

Оборудование:

компьютер, презентация к уроку, учебник 3 класс

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему урока.


Разрешаю тихо сесть.

Тсссс, секреты мира здесь.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок-

Интересная наука

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш – музыка!


Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно! Мы говорили про княгиню Ольгу «начальницу веры и корень Православия», князя Владимира – первых святых русской земли.

2. Изучение новой темы урока.

Учитель: Очень хорошо!

Мы узнаем много нового о народной музыке.

И начнем мы с того, что обратимся к известному вам жанру былины. О чем они рассказывают? Какие образы встречаются в них? Какими чертами наделены богатыри? Кто исполнял былины?

Дети отвечают на вопросы, актуализируют знания о жанре былины.

Учитель: Ребята, а кто исполнял былины?

Дети: Музыканты.

Учитель: Их так же называли сказителями. Прочитайте текст былины о Добрыне Никитиче. Задание – во время прочтения попытайтесь представить себе музыку, которая звучала бы во время рассказа.

Дети читают текст, выполняют творческое задание.

Учитель: Характер у текста очень напевный, мелодичный, таковой была и былинная музыка.

Певцами русской старины называли гусляров, сказителей былин. Их образы зачастую использовали многие композиторы. Одним из них был М.И. Глинка. Вспомним, как звучит голос Баяна, сказителя из оперы «Руслан и Людмила». Как звучит его песня? Какие картины она вызывает в вашем воображении?

Прослушивание песни Баяна, обсуждение музыкального материала.

Учитель: Ребята, нам с вами знаком еще один герой-сказитель. Это путешественник и сказитель, певец, обладавший прекрасным голосом и жаждой открытий. Вспомните, на каком инструменте он играл?

Дети: На гуслях!

Учитель: Посмотрите, как выглядят гусли (показываю картинку). Мы с вами познакомимся с двумя разными фрагментами из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, композитора-сказочника, ответим на вопросы учебника. Первый фрагмент называется «Ой ты, темная дубравушка». Ребята, какое настроение в музыке? Какой темп, о чем она рассказывает нам?

Слушание «Ой ты, темная дубравушка», анализ произведения.

Учитель: А теперь сравним отрывок «Заиграйте, мои гусельки». Какое здесь настроение, темп, какие инструменты звучали?

Прослушивание фрагмента.

Учитель: Ребята, давайте ответим на вопрос: Что роднит две мелодии с народными песнями?

Дети: Темп, характер похожи на народные песни, инструменты тоже напоминают звучание народной музыки.

Учитель: Много путешествовал Садко по морям, и однажды спустился он на дно океана-моря. Встретился он там с Морским царем – очень понравилась царю музыка Садко. Именно этот сюжет лег в основу былины о Садко и Морском царе.



3. Физкультминутка.

Исполнение попевки с движениями: 

1 ряд: «Бом… Бом…» (Большой колокол звучит низко, долго);

2 ряд: «Дин-дон, дин-дон…» (Средний колокол звучит умеренно);

3 ряд: «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…» (Малый колокол звучит высоко, быстро).


4. Обобщение знаний. Итоги урока.

Учитель: Ребята, подведем итог нашего урока. С каким жанром вы познакомились? Какое музыкальное произведение слушали? О чем нам рассказали музыкальные фрагменты? На каком музыкальном инструменте играл Садко? Как звучала былинная музыка и какой инструмент ее сопровождал?

Ответы на вопросы.

5. Вокально-хоровая работа.

Учитель: Ребята! Впереди у нас замечательный праздник. Какой? Новый год.

Давайте распоёмся и повторим наши новогодние песни.



6. Домашнее задание.

Нарисовать русский народный музыкальный инструмент - гусли





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!