Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема: «Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе»
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: знакомство с образами «сказителей» и образом гуслей в русской культуре.
Задачи урока:
Обучающие: Знакомство с жанром былины, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов, с особенностями их мелодики и ритмики, с образами былинных сказителей.
Развивающие: Развитие умения определять интонации музыкальных тем, определять части в произведении, средства музыкальной выразительности, используемых автором для создания нужного образа.
Воспитывающие: Совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод сравнения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.
Планируемые результаты универсальных учебных действий ( УУД):
Предметные: научиться слушать и анализировать музыку, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;
Метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия, познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные-использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;
Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования , чувство сопричастности к культуре своего народа.
Музыкальный материал:
1. Н.А.Римский- Корсаков фрагменты из оперы «Садко» - «Ой ты, темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки»
2. М.И.Глинка фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» - песня Баяна
3. Новогодние песни
Оборудование:
компьютер, презентация к уроку, учебник 3 класс
Ход урока:
1. Организационный момент. Введение в тему урока.
Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок-
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш – музыка!
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
(Ответы детей)
Учитель: Правильно! Мы говорили про княгиню Ольгу «начальницу веры и корень Православия», князя Владимира – первых святых русской земли.
2. Изучение новой темы урока.
Учитель: Очень хорошо!
Мы узнаем много нового о народной музыке.
И начнем мы с того, что обратимся к известному вам жанру былины. О чем они рассказывают? Какие образы встречаются в них? Какими чертами наделены богатыри? Кто исполнял былины?
Дети отвечают на вопросы, актуализируют знания о жанре былины.
Учитель: Ребята, а кто исполнял былины?
Дети: Музыканты.
Учитель: Их так же называли сказителями. Прочитайте текст былины о Добрыне Никитиче. Задание – во время прочтения попытайтесь представить себе музыку, которая звучала бы во время рассказа.
Дети читают текст, выполняют творческое задание.
Учитель: Характер у текста очень напевный, мелодичный, таковой была и былинная музыка.
Певцами русской старины называли гусляров, сказителей былин. Их образы зачастую использовали многие композиторы. Одним из них был М.И. Глинка. Вспомним, как звучит голос Баяна, сказителя из оперы «Руслан и Людмила». Как звучит его песня? Какие картины она вызывает в вашем воображении?
Прослушивание песни Баяна, обсуждение музыкального материала.
Учитель: Ребята, нам с вами знаком еще один герой-сказитель. Это путешественник и сказитель, певец, обладавший прекрасным голосом и жаждой открытий. Вспомните, на каком инструменте он играл?
Дети: На гуслях!
Учитель: Посмотрите, как выглядят гусли (показываю картинку). Мы с вами познакомимся с двумя разными фрагментами из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, композитора-сказочника, ответим на вопросы учебника. Первый фрагмент называется «Ой ты, темная дубравушка». Ребята, какое настроение в музыке? Какой темп, о чем она рассказывает нам?
Слушание «Ой ты, темная дубравушка», анализ произведения.
Учитель: А теперь сравним отрывок «Заиграйте, мои гусельки». Какое здесь настроение, темп, какие инструменты звучали?
Прослушивание фрагмента.
Учитель: Ребята, давайте ответим на вопрос: Что роднит две мелодии с народными песнями?
Дети: Темп, характер похожи на народные песни, инструменты тоже напоминают звучание народной музыки.
Учитель: Много путешествовал Садко по морям, и однажды спустился он на дно океана-моря. Встретился он там с Морским царем – очень понравилась царю музыка Садко. Именно этот сюжет лег в основу былины о Садко и Морском царе.
3. Физкультминутка.
Исполнение попевки с движениями:
1 ряд: «Бом… Бом…» (Большой колокол звучит низко, долго);
2 ряд: «Дин-дон, дин-дон…» (Средний колокол звучит умеренно);
3 ряд: «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…» (Малый колокол звучит высоко, быстро).
4. Обобщение знаний. Итоги урока.
Учитель: Ребята, подведем итог нашего урока. С каким жанром вы познакомились? Какое музыкальное произведение слушали? О чем нам рассказали музыкальные фрагменты? На каком музыкальном инструменте играл Садко? Как звучала былинная музыка и какой инструмент ее сопровождал?
Ответы на вопросы.
5. Вокально-хоровая работа.
Учитель: Ребята! Впереди у нас замечательный праздник. Какой? Новый год.
Давайте распоёмся и повторим наши новогодние песни.
6. Домашнее задание.
Нарисовать русский народный музыкальный инструмент - гусли