Конспект урока музыки во втором классе
с внедрением регионального компонента по программе
« Живет село родное, поет в селе гармонь…» в соответствии с авторской программой по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г.
Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты»
Цель урока: ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
2. Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, РУБЕЛЬ ) .
3. Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.
Развивающие:
1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.
2.Развивать у обучающихся второклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.
3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (музыкальное лото-загадка).
Воспитательные:
1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-сказка.
Используемые методы: частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкотерапия).
Примечание:
урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате
Power Point.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок), музыкальное лото-загадка, буклет-подарок «Оркестр русских народных инструментов».
Этапы урока:
1. Организационный.
Вход детей в класс под песню «Сказка» муз. А.Короткова
сл. С. Ламзина.
У. - Здравствуйте, дорогие ребята! Тема сегодняшнего урока “Русские народные музыкальные инструменты”. На этом уроке мы познакомимся с русскими народными инструментами и с историей их создания.
Слайд№1
2. Актуализация знаний.
Слайд№2
У. - Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки —
Уронили дудки.
Пролетели гуси —
Уронили гусли.
Их порою вешней нашли,
Не удивились.
Ну, а песня?
С песней
На Руси родились.
Г. Серебряков
У. - Русский народ очень любил исполнять песни а капелла, то есть без музыки. Но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал.
У.- В начале нашего урока вы услышали песенку. Куда она нас с вами приглашает?
Ответы детей:…………………………………………………………………..
У. - Правильно! Нас приглашают в сказку, и сегодняшний урок мы проведём вместе с ней.
С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.
Ответы детей: (дети называют названия народных сказок).
Слайд№3
У.- А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».
На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также попробуете поиграть на них.
3.Объяснение нового материала.
У.- Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд№4
Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).
Слайд№5
Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи.
- А вы знаете, кто такие скоморохи?
Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Примечание: этот слайд, сопровождает, музыкальное сопровождение - р.н.п. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».
Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
Слайд№6
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
Учитель: Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
Примечание: в этом слайде должно звучать музыкальное сопровождение – тембр балалайки.
Слайд№7
«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.
Примечание: в этом слайде тоже желательно использовать тембр гуслей.
Слайд№8
Учитель: Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка.
Слайд№9
Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
У.- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое оркестр?
Ответы детей……………..
Слайд№10
У. - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
Слайд№11
У.- В начале 20в. Возник оркестр русских народных инструментов под руководством Василия Васильевича Андреева. Ни один народ в мире не имеет аналогов русскому народному оркестру, и ни в одной стране народные инструменты не получили такого развития, как в России.
Слайд№12
У. - Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на четыре группы.
Слайд№13
У. - Струнные инструменты. Почему они так называются?
Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.
У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?
Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. - В русском народном оркестре также есть клавишно-духовые инструменты.
У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра, и мы услышим, как они звучат.
У неё есть три струны Их рукой щипать должны. Можно под неё плясать И по-русски приседать! БАЛАЛАЙКА | | А Садко на них играл И душевно напевал. Перебрал он много струн- Вышел из волны Нептун. ГУСЛИ |
Слайд№14
Маленькие деревянные пластинки, способные и сыграть и распугать… ТРЕЩОТКИ | И щи хлебают, И «барыню» играют. ЛОЖКИ | Стучит, бренчит, звенит… Что это?.. БУБЕН |
| Заменял стиральную машинку и утюг… РУБЕЛЬ |
|
Слайд№15
Мы собрали хоровод, Пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок Дует весело в.. РОЖОК | | Слышим звонкую мы трель, пастушок наш взял… СВИРЕЛЬ |
| | |
Слайд№16
У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть — не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. ГАРМОНЬ | У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой… БАЯН |
Слайд№17
У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты, вот для вас детвора музыкальная игра
4. Игра «Оркестр» (физминутка).
1.Мы оркестр создавали
И лесных зверей позвали:
- Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!
2. Прискакали зайки,
Взяли балалайки.
Балалайки звонкие -
Музыканты ловкие.
3. Прилетели свиристели
Подарили нам свирели,
А свирели непростые,
Звуки льются золотые.
4. И упрямые бараны
Всё стучала в барабаны.
Их кудрявые овечки.
В бубны били на крылечке.
5. Даже маленькие мошки
Поиграли на гармошке,
Поиграли на гармошке
Для весёлого Антошки.
6. Косолапый мишка -
Наш лесной братишка.
Он играть-то не умел
Дирижировать хотел.
7. Ни кого не обижали,
Всех к себе мы приглашали.
Посмотрите-ка, на нас -
Наш оркестр - просто КЛАСС!
У. – А вот еще одна загадка:
Кто не вежливый такой
Повернулся к нам спиной?
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это… (ДИРИЖЕР)
Слайд№18
У. - Самый важный участник оркестра - дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Дирижер стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод, где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
У.- А теперь посмотрите на схему и увидите, какие места в оркестре занимают различные народные инструменты.
Слайд№19
Каких инструментов наибольшее количество?
Д. –Струнных.
У. – А почему?
Д. – Потому что у них очень тоненькие голоса и так лучше слышно их игру.
У. – В оркестре струнные инструменты живут целыми семействами. И каждый инструмент обладает своим уникальным голосом-тембром.
Слайд№20
У. - А сказка наша продолжается.
Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что все инструменты в оркестре разговаривают на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.
Слайд№21
Если музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться!
5. Исполнение ритмической партитуры.
У. - Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса.
(Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно).
Слайд№22
У. - У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи. И давайте попробуем некоторые из них проиграть.
(Дети играют на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре).
6.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок-карточек и игровое поле. В окошках игрового поля вписаны загадки о русских музыкальных инструментах. Ваша задача правильно подобрать загадку к картинке – карточке. А потом мы все вместе проверим, что у вас получилось.
Примечание:
После того как дети выполнят задание, учитель озвучивает загадки о музыкальных инструментах. Дети устно дают ответы, а потом проверяют правильность расположения карточек на своём игровом поле, сравнивая его с изображением на слайде.
Слайд№23
Слайд№24Слайд№25
Слайд№26
6.Заключительный этап.
Учитель: Ну что, проверим ваши ответы? Посмотрите на правильное расположение картинок – карточек в нашем музыкальном лото.
Слайд№27
Учитель: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была с нами весь урок.
У. - С каким оркестром она нас сегодня познакомила?
Д. – С оркестром русских народных инструментов.
У. - Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.
У.- Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет.
У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о русских народных инструментах. Эти знания вам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично».
Слайд№28
У.- На память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить буклеты «Оркестр русских народных инструментов». И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»