СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки во втором классе с внедрением регионального компонента по программе « Живет село родное, поет в селе гармонь…»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Музыка. 2 класс. "Русские народные музыкальные инструменты" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во втором классе с внедрением регионального компонента по программе « Живет село родное, поет в селе гармонь…»»

Конспект урока музыки во втором классе

с внедрением регионального компонента по программе

« Живет село родное, поет в селе гармонь…» в соответствии с авторской программой по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г.

Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты»

Цель урока: ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

2. Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, РУБЕЛЬ ) .

3. Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.

Развивающие:

1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.

2.Развивать у обучающихся второклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.

3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (музыкальное лото-загадка).

Воспитательные:

1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-сказка.

Используемые методы: частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкотерапия).

Примечание:

урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате

Power Point.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок), музыкальное лото-загадка, буклет-подарок «Оркестр русских народных инструментов».



Этапы урока:

1. Организационный.

Вход детей в класс под песню «Сказка» муз. А.Короткова

сл. С. Ламзина.


У. - Здравствуйте, дорогие ребята! Тема сегодняшнего урока “Русские народные музыкальные инструменты”. На этом уроке мы познакомимся с русскими народными инструментами и с историей их создания.

Слайд№1




2. Актуализация знаний.

Слайд№2



















У. - Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки —

Уронили дудки.

Пролетели гуси —

Уронили гусли.

Их порою вешней нашли,

Не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

Г. Серебряков



У. - Русский народ очень любил исполнять песни а капелла, то есть без музыки. Но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал.

У.- В начале нашего урока вы услышали песенку. Куда она нас с вами приглашает?

Ответы детей:…………………………………………………………………..

У. - Правильно! Нас приглашают в сказку, и сегодняшний урок мы проведём вместе с ней.

С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.

Ответы детей: (дети называют названия народных сказок).



Слайд№3



У.- А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также попробуете поиграть на них.

3.Объяснение нового материала.

У.- Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд№4



Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.

Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).

Слайд№5



Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи.

- А вы знаете, кто такие скоморохи?

Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Примечание: этот слайд, сопровождает, музыкальное сопровождение - р.н.п. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».

Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.

Слайд№6



Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

Учитель: Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Примечание: в этом слайде должно звучать музыкальное сопровождение – тембр балалайки.

Слайд№7



«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.

Примечание: в этом слайде тоже желательно использовать тембр гуслей.

Слайд№8


Учитель: Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка.

Слайд№9


Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.

Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

У.- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое оркестр?

Ответы детей……………..

Слайд№10


У. - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

Слайд№11


У.- В начале 20в. Возник оркестр русских народных инструментов под руководством Василия Васильевича Андреева. Ни один народ в мире не имеет аналогов русскому народному оркестру, и ни в одной стране народные инструменты не получили такого развития, как в России.

Слайд№12


У. - Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на четыре группы.

Слайд№13


У. - Струнные инструменты.  Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

 У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В русском народном оркестре также есть клавишно-духовые инструменты.

У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра, и мы услышим, как они звучат.



У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

БАЛАЛАЙКА


А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

ГУСЛИ

Слайд№14



Маленькие деревянные пластинки,

способные и сыграть и распугать…

ТРЕЩОТКИ

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

ЛОЖКИ

Стучит, бренчит, звенит…

Что это?..

БУБЕН






Заменял стиральную машинку и утюг… РУБЕЛЬ








Слайд№15




Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в.. РОЖОК


Слышим звонкую мы трель, пастушок наш взял…

СВИРЕЛЬ



Слайд№16



У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.

ГАРМОНЬ

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян

Голосистый мой… БАЯН




Слайд№17




У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты,  вот для вас детвора музыкальная игра

4. Игра «Оркестр» (физминутка).

1.Мы оркестр создавали
И лесных зверей позвали:
- Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!

2. Прискакали зайки,
Взяли балалайки.
Балалайки звонкие -
Музыканты ловкие.

3. Прилетели свиристели
Подарили нам свирели,
А свирели непростые,
Звуки льются золотые.

4. И упрямые бараны
Всё стучала в барабаны.
Их кудрявые овечки.
В бубны били на крылечке.

5. Даже маленькие мошки
Поиграли на гармошке,
Поиграли на гармошке
Для весёлого Антошки.

6. Косолапый мишка -
Наш лесной братишка.
Он играть-то не умел
Дирижировать хотел.

7. Ни кого не обижали,
Всех к себе мы приглашали.
Посмотрите-ка, на нас -
Наш оркестр - просто КЛАСС!









У. – А вот еще одна загадка:

Кто не вежливый такой

Повернулся к нам спиной?

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это… (ДИРИЖЕР)

Слайд№18



У. - Самый важный участник оркестра - дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Дирижер стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод, где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

У.- А теперь посмотрите на схему и увидите, какие места в оркестре занимают различные народные инструменты.

Слайд№19




Каких инструментов наибольшее количество?

Д. –Струнных.

У. – А почему?

Д. – Потому что у них очень тоненькие голоса и так лучше слышно их игру.

У. – В оркестре струнные инструменты живут целыми семействами. И каждый инструмент обладает своим уникальным голосом-тембром.

Слайд№20


У. - А сказка наша продолжается.

Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что все инструменты в оркестре разговаривают на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Слайд№21


Если музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться!

5. Исполнение ритмической партитуры.

У. - Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса.

(Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно).

Слайд№22



У. - У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи. И давайте попробуем некоторые из них проиграть.

(Дети играют на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре).

6.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.

Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок-карточек и игровое поле. В окошках игрового поля вписаны загадки о русских музыкальных инструментах. Ваша задача правильно подобрать загадку к картинке – карточке. А потом мы все вместе проверим, что у вас получилось.

Примечание:

После того как дети выполнят задание, учитель озвучивает загадки о музыкальных инструментах. Дети устно дают ответы, а потом проверяют правильность расположения карточек на своём игровом поле, сравнивая его с изображением на слайде.

Слайд№23

Слайд№24Слайд№25


Слайд№26



6.Заключительный этап.

Учитель: Ну что, проверим ваши ответы? Посмотрите на правильное расположение картинок – карточек в нашем музыкальном лото.

Слайд№27


Учитель: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была с нами весь урок.

У. - С каким оркестром она нас сегодня познакомила?

Д. – С оркестром русских народных инструментов.

У. - Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.


У.- Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет.

У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о русских народных инструментах. Эти знания вам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично».

Слайд№28


У.- На память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить буклеты «Оркестр русских народных инструментов». И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!