СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Горные породы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует всем требованиям ФГОС,использовались разные методы и формы,структура урока была чёткой,применялась работа в паре,подводились итоги по каждому этапу.Урок достиг цели

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Горные породы"»

Окружающий мир. 4 класс.


Тема: «Горные породы».


Тип урока: урок открытия нового знания


Цель урока: сформировать у учеников понятие разнообразии горных пород и их свойствах.


Задачи:

1) дать понятие горные породы и минералы, их свойствах и использовании людьми;

2) учить распознавать горные породы и минералы,

3) развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

4) развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

5) воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности


Планируемые результаты: 

Личностные УУД:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;  

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. 

Метапредметные УУД.

Регулятивные  УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема, иллюстрация, эксперимент);

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Предметные УУД:

  • формулировать понятия «горные породы», «минералы»

  • формировать представление о разнообразии горных пород и минералов и их свойствах.

  • Умение извлекать нужную информацию, используя различные источники информации.

Ход урока

I. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы работаем в группах. Поэтому прежде чем начать, вспомним правила работы. В ваших конвертах вы найдете круг. Закрасьте только те грани, на которых указаны правила групповой работы.























- Выберите командира команды. Какую роль он выполняет? (Это тот, кто отвечает на вопросы команды, следит за порядком и назначает того, кто отвечает на поставленный вопрос)

2. Актуализация знаний учащихся

У: Ребята, у меня в руках шкатулка. Опишите цвет и если можете материал из которого она сделана?


Д: Она зеленого цвета.


У: Сделана из камня уральского – малахита. Известный с древних времен хрупкий поделочный камень, приносящий исполнение желаний своему владельцу. Именно этот камень описывал в своем сборнике уральских сказов «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма.


У: Что хранила Танюша в этом сказе в малахитовой шкатулке?


Д: Камни драгоценные, самоцветными их еще раньше называли


У: Внутри моей шкатулки тоже камни, но что это за камни вы узнаете, отгадав загадки:


1. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

2. Одну её не едят, а без неё мало что едят.


(Каменная -поваренная соль) – картинка на экране


3. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.


(Каменный уголь) картинка на экране


Кладу по одному образцу на столы.


3. Постановка целей и задач урока


- Что объединяет эти камни? (Это горные породы, полезные ископаемые)


- Сегодня мы отправляемся в царство Камней и подробно поговорим о свойствах различных горных пород.


Тема сегодняшнего урока:

Горные породы



- Какие еще вопросы могут у Вас возникнуть, глядя на эти камни? (Ответы детей)


- Над этими вопросами мы сегодня будем работать.


1) Какими свойствами могут обладать горные породы?

2) Где добывают горные породы?

3) Какова роль горных пород в жизни человека?


Это и будут цели нашего урока – карточки на доске.


У: Определим состояние и свойства известняка, соли и каменного угля


4. Работа по теме урока.


Исследовательская работа.


- У Вас на столах лежат листочки с инструкцией по изучению свойств материалов. Сейчас вашим группам предстоит определить свойства соли, каменного угля, известняка и сделать вывод о каждом из них.


Работа в группах:

1 группа – известняк

2 группа – соль

3 группа – каменный уголь


-Дети, используя карточку - инструкцию, выполните исследовательскую работу, каждый над своим камнем.



Состав и свойства

Известняк

Соль

Каменный уголь

Твёрдое, жидкое или газообразное

твёрдое

твёрдое

твёрдое

Однородное вещество или смесь веществ

смесь веществ

однородное

смесь веществ

Цвет

серый

белый

черный

Растворимое или нерастворимое

нерастворимое

растворимое

нерастворимое



Выслушиваются ответы детей.

І группа – Известняк



Дети:

1. Название

2. Свойства

Учитель:

Огромными залежами известняка богата наша родная земля. Это горы Шиханы. Небольшой фильм о них поможет больше узнать о камне известняке.



Просмотр фильма.



3. Как образовались? (Это коралловые рифы, жившие на дне древнего моря.

4. На карте Башкортостана. Перед вами карта полезных ископаемых Башкортостана, определите местоположение известняка по условным обозначениям на карте. каким знаком обозначен известняк? От группы выберите того, кто будет работать с картой.

5. Где используется человеком? (на презентации) Отдельный слайд



ІІ группа – Каменная соль



Дети:

1. Название

2. Свойства

Учитель: чтобы понять, как человек использует каменную соль, обратимся к картинкам на экране

Для чего человеку нужен соль? (на презентации) Отдельный слайд



Слайды



3. Как образовались? (Это минерал осадочного происхождения)

4. Где добывается у нас в Республике? (Не добываются, но Стерлитамак в прошлом являлся соляной пристанью, по рекам которой соль из Соль-Илецка поступала в другие города по реке Ашкадар)

5. На карте Башкортостана: знаки

Определите местоположение каменной соли по условным обозначениям на карте. Каким знаком обозначена каменная соль? От группы выберите того, кто будет работать с картой.

ІІІ группа – Каменный уголь



Дети:

1. Название

2. Свойства

Учитель:

Чтобы создать более полную картину об этой горной породе, прочтём сказку под названием «Сказка об угольке»

-Для чего человеку нужен уголь? (на презентации) Отдельный слайд



Слайды



3. Как образовались? (Это горная порода, которая образовалась из разложившихся и спрессованных растений и животных)

4. Где добывается у нас в Республике? (Кумертау)

5. На карте Башкортостана: знаки

Определите местоположение каменного угля по условным обозначениям на карте. Каким знаком обозначен каменный уголь? От группы выберите того, кто будет работать с картой.



В моей малахитовой шкатулке есть еще один камень:



Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)



- Чем он отличается от предыдущих камней? Подумайте, как это можно проверить? (Ударить по нему)

Каким свойством он отличается от других? (Гранит прочен)



- Это зависит от происхождения камня. Горные породы можно разделить на две группы?

Горные породы (Слайд 6)

Гранит соль

известняк

уголь

Магматические Осадочные



Горные породы рождались по - разному. Одни рождались в глубине Земли и вместе с раскаленной выносились к поверхности, в земную кору. Остыв, они образовывали на глубине скопления гранита, базальта, разных руд. (На слайде примеры магматических пород демонстрацией)

Осадочные – это породы, которые появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных живых организмов. За миллионы лет они образовали огромные скопления. Осадочные породы образовались так же и в результате разрушения гор. Солнце , вода и ветер превращали их в мелкие частицы. Попав в водоемы, они постепенно оседали и в определенных условиях превращались в твердые горные породы. (На слайде примеры осадочных пород с примерами и демонстрацией)



- Какие из представленных горных пород человек использует в строительстве?

(Известняк и гранит)



Проведем опыт.

- Уксус

- Кусочек известняка и кусочек гранита

Опустите образцы в уксус.

Что происходит с образцами (Известняк стал растворяться, а гранит нет)

Вывод: в современных условиях в промышленных городах предпочтительнее использовать для строительства гранит, нежели известняк, потому что под действием погоды разрушаются здания.

5.Закрепление материала


Итак, ребята. Вы очень хорошо поработали в своих лабораториях, узнали много интересного о горных породах. И я вам сейчас предлагаю выполнить задание на карточках. Я уверенна, что вы с ним справитесь.

Карточка. (Полезные ископаемые разделить на группы по применению человеком)


Каменный уголь, известняк, малахит, торф, природный газ, каменная соль, гранит, глина, железная руда, рубин, песок, изумруд, нефть, медный колчедан, мрамор


Название группы

Полезные ископаемые

Строительство


Топливо


Промышленность


-Ребята, а вы все объекты распределили? Почему?

- Малахит, рубин, изумруд, алмаз используют для создания предметов украшения жилища или в качестве ювелирных украшений. (Дома сообщение о любом из них)


6. Итог урока:

- На все ли вопросы, которые задавали вы в начале урока мы нашли ответ?


1) Какими свойствами могут обладать горные породы? (Цвет, растворимость, прочность и др.)

2) Где добывают горные породы?

3) Какова роль горных пород в жизни человека?


6. Рефлексия

-Вы сегодня усердно трудились и поэтому из своей малахитовой шкатулки разрешаю унести по одному камешку с собой на память о нашем уроке, а взамен положить карточку, в которой вы поделились своим мнением

- Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!