СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания 9 класс Тема урока «Семейные правоотношения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания 9 класс Тема урока «Семейные правоотношения»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 83 ИМЕНИ Г.И. БАЛАНОВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ФИО

Меркулова Нина Ивановна

Место работы

МБОУ № 83 г.Донецк

Должность

учитель

Предмет

обществознание




Конспект урока обществознания 9 класс Тема урока «Семейные правоотношения»

Цели урока:

Закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научиться применять их на практике;

Развить навыки и умения обучающихся по извлечению социальной информации из разнообразных источников, решению познавательных и практических задач, формулированию собственных оценочных суждений;

Воспитать уважение к семейным ценностям

Задачи.

Обучающая: расширить понятия о семье, о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; понимать специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Воспитывающая: участвовать в диалоге, сотрудничать в группе, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила диалога, речевого этикета.

Развивающая: осознавать важность личности и социальной ценности семьи, законодательного регулирования семейных отношений, роли семьи в обществе. Выработать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям, психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Четко осознавать необходимость правового регулирования семейных отношений

. Развивающая цель: 
а) познакомить учащихся с правовыми основами семейно-брачных отношений;
б) раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье.

2. Воспитательная цель: 

а) формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

. Развивающая цель: 
а) познакомить учащихся с правовыми основами семейно-брачных отношений;
б) раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье.

2. Воспитательная цель: 

а) формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям

Тип урока : изученного нового материала

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, фото,раздаточный материал по теме, Конституция РФ;Конституция ДНР Семейный кодекс РФ и ДНР.

ПЛАН

1.Семейное право.

2. Юридические понятия семьи и брака.

3. Условия и порядок заключения брака.

4. Сущность и особенности семейных правоотношений.

5. Правоотношения супругов.

6. Правоотношения родителей и детей.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Приветствие. Деление класса на группы .

  1. Актуализация знаний. Фронтальный опрос .

  2. Изучение нового материала.

1. Первый вопрос плана рассматривается во время беседы:

1) Что такое семья и семейное право?

2) Зачем человеку семья?

3) Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудностей?

  1. Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья». «брак», «родители», «дети».

  2. «Мозговой штурм»: Работа в группах по 4 человека.

  3.    Задание: запишите слово « семья» и запишите слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данным словом.

4. Игра «Ассоциация». Назовите образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья». Известно, что семья играет большую роль в жизни человека и общества, ибо в ней заключены все общественные отношения. Поэтому семья рассматривается в нескольких аспектах.

Итак, семья в социальном плане – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, объединённая общностью быта, взаимной помощью и ответственностью. Однако есть и другое, юридическое понимание семьи и семейных отношений.

В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими, прежде всего, из официально оформленного брака.

3. Что такое семейное право, источники, принципы.

Семейное право - это ещё одна отрасль права, которую мы будем изучать.

Конституция закрепила основные права и свободы граждан в сфере семейных отношений.

На основании определения найдите принципы семейного права?

Принципы семейного права:

Равноправие граждан

Равноправие мужчины и женщины

Единобрачие

Свобода и добровольность заключения брака

Свобода и добровольность расторжения брака

Взаимная забота членов семьи

Защита семьи со стороны государства

Судебная защита прав членов семьи

Ограничение прав членов семьи только на основании федерального закона (лишение родительских прав)

Семейное право стоит на защите в первую очередь благополучия и прочности семьи, предусматривает целый комплекс мер по защите самого слабого её звена - ребёнка.

Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Её создание начинается с брака.

(смотри определение брак в словаре).

На основании определения найдите признаки брака?

Самостоятельная работа: учебник.

Вопросы:

1) Почему фактически существующие, но формально незарегистрированные семейные союзы в юридическом смысле нельзя назвать словом «семья»?

2) Что представляет собой семья с юридической точки зрения?

3) Кто может выступать в качестве субъектов семейных правоотношений?


Предпосылкой возникновения семьи является законный брак (от древнерусского «братичи» - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое).

В юридическом смысле брак – это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Характеристики брака:

Брак – это союз мужчины и женщины. В России признаются только разнополые браки.

Цель брака – создание семьи. Брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга), называется фиктивным и поэтому признаётся недействительным.

Брак – это союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния).

Следовательно, гражданский брак – это официальный, законный, а не фактический брак, как думают многие.

Брак – это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Однако государственная регистрация брака возможна только при соблюдении определённых условий и порядка.

Первое условие означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле.

Второе условие связано с достижением брачного возраста, который в нашей стране одинаков для мужчины и женщины – 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов. Однако при наличии уважительных причин (призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка) брачный возраст может быть снижен до 16 и даже 14 (в исключительных случаях) лет.

Третье условие содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке. Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции.

Четвёртое условие создаёт препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии (отец, дочь, внучка), а также родных братьев и сестёр, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети.

Пятое условие – отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто-то из них признан судом недееспособным. Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико-биологическую и социальную основы.

Условия недействительности брака:

Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции

Если брак зарегистрирован без намерения создать семью

Порядок вступления в брак:

Подача заявления в ЗАГС

Обязательное присутствие жениха и невесты

Подписи в книге актов гражданского состояния

Отметка в паспорте

Выдача свидетельства о браке (на русском языке)

Порядок регистрации брака.

Каковы условия и порядок вступления в брак? 

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак

Достижение брачного возраста

Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака: 
а) не должны состоять в зарегистрированном браке
б) не должны быть близкими родственниками
в) недееспособность, признанное по суду

Понятия «семья» и брак»

Брак

Малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

В семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Понятие семейных правоотношений

Семейные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления и иной формы устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Характерные особенности семейных правоотношений

1. Определенный законом субъектный состав семейных правоотношении: супруги, бывшие супруги, родители, усыновители, дети, родные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки, воспитанники и фактические воспитатели, пасынки и падчерицы, отчим и мачеха, опекуны и попечители, приемные родители и приемные дети.

2. Семейные правоотношения, как правило, носят длящийся характер.

3. Семейные правоотношения строятся на безвозмездной основе.

4. Они возникают, изменяются или прекращаются на основе специфических юридических фактов, предусмотренных в законе; рождение, усыновление, заключение и расторжение брака и другие.

5. Тесная связь семейных правоотношений с административными: регистрация брака, рождения, усыновления.

Элементы семейного правоотношения

К ним относятся субъекты, объект и содержание, которые присутствуют в совокупности в любом семейном правоотношении.

Субъекты семейных правоотношений

Субъекты семейных правоотношений - это его участники как обладатели субъективных семейных прав и обязанностей.

Каждый из субъектов семейных правоотношений наделен семейной правоспособностью, наличие семейной дееспособности не всегда обязательно.

Объекты семейных правоотношений

Объектами семейных правоотношений являются действия и имущество. Действия в зависимости от их объективного проявления могут быть положительными (выбор супругами фамилии, уплаты алиментов) и в форме воздержания (сохранения тайны усыновления).

Содержание семейных правоотношений

Содержание семейных правоотношений - это субъективные права и обязанности их участников.

Виды семейных правоотношений

За основу классификации семейных правоотношений берется, в основном, их содержание и субъектный состав.

По содержанию семейные правоотношения подразделяются на личные неимущественные и имущественные.

По субъектному составу можно выделить следующие группы семейных правоотношений:

- между супругами (брачное, супружеское правоотношение);

- между бывшими супругами;

- между родителями и детьми, усыновителями и усыновленными (родительское правоотношение);

- между другими членами семьи;

- между опекунами (попечителями) и подопечными несовершеннолетними детьми;

- между приемными родителями и приемными детьми;

- между приемными родителями и органами опеки и попечительства.

Права и обязанности супругов

Права:

- на свободный выбор фамилии

- на свободный выбор рода занятий, профессии и места жительства

- - на совместное решение вопросов семейной жизни

- материнства, отцовства, воспитания и образования детей

- на личную и совместную собственность

Обязанности:

- строить отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

- содействовать благополучию семьи

- заботиться о благосостоянии и развитии своих дете


Законный режим имущества супругов

Имущество, нажитое до брака

Имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования

Предметы индивидуального пользования

Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно.

Договорной режим имущества супругов

Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения:

а) права и обязанности по взаимному содержанию

б) способы участия в доходах друг друга

в) порядок несения каждым из них семейных расходов

г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака

Семейное право регулирует отношения не только отношения между супругами, но и между родителями и детьми.

(работа с учебником )

Права и обязанности детей:

Жить и воспитываться в семье

На общение с родителями и другими родственниками

На защиту

Выражать своё мнение

На имя, отчество, фамилию

Имущественные права

Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях

Права и обязанности родителей:

Несут ответственность за воспитание и развитие своих детей

Обеспечить получение детьми основного общего образования

Защита прав и интересов детей

Право на общение с ребёнком

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак.

Если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной обязанности.

В силу разных жизненных обстоятельств семья может распасться.

Как вы думаете, каковы причины?

Отсутствие общих взглядов

Несходство характеров

Любовь к другому человеку

Супружеская неверность

Алкоголизм и связанные с ним грубость и побои

Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий

Вмешательство родителей в семейные дела супругов

Основания для лишения родительских прав (ст.69 СМ РФ) (учебник, стр.108)

Жестокое обращение с детьми

Аморальное поведение родителей

Уклонение от воспитания детей

Злоупотребление родительскими правами

Являются хроническими алкоголиками или наркоманами

Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга

Отказ от ребёнка

Лишившись родительских прав, родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты.

Алименты - средства на содержание детей, супруги.

1/4 заработка - на 1 ребёнка

1/3 заработка - 2 детей

1/2 заработка - на 3-х и более

Семья - это спасительная гавань в жизненных трудностях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности: родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на земле.

Ведь недаром поётся: "Родительский дом- начало начал, ты в жизни моей надёжный причал:"

II1. Закрепление.

Проверка теоретических знаний

адачи по семейному праву (условие-вопрос-решение)

Задача

Анастасия Никифорова (19 год) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства.

Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным.

Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?

Эмансипированный согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний не приобретает брачную дееспособность в силу только одного факта эмансипации. Для вступления в брак он должен получить соответствующее разрешение в органах местного самоуправления на общих основаниях.

Задача

40-летний Василий Егоров 28 сентября 1997 года зарегистрировал брак со Светланой Дмитриевой (26 лет).

Вскоре у него обнаружили СПИД. В результате проверки выяснилось, что его жена Светлана также является носителем ВИЧ-инфекции, и вероятнее всего Егоров заразился именно от неё.

16 мая 1998 года В.Д.Егоров умер.

Дочь Егорова от первого брака Елизавета Розенберг обратилась в суд с требованием о признании брака своего отца и Дмитриевой недействительным по основанию п.3 ст.15 СК РФ.

Может ли быть удовлетворено требование Е.Розенберг? 

Согласно п.1 ст. 28 СК РФ с требованием о признании брака недействительным вследствие сокрытия при вступлении в брак одним из супругов ВИЧ-инфекции вправе обратиться в суд только пострадавший супруг.

Задача

Супруги Анисимовы, прожив 20 лет в браке, решили заключить брачный договор. В число условий договора входило соглашение о том, что Василий Анисимов обязывался в течение года составить завещание в пользу дочери Ларисы, лишив права наследования своего сына от первого брака 27-летнего Генадия.

Спустя 4 месяца такое завещание было составлено и надлежащим образом оформлено. А через 8 месяцев Василий Анисимов умер.

Генадий Анисимов обратился в суд с требованием о признании завещания недействительным, так как оно составлено в соответствии в условиями брачного договора, а согласно п.3 ст. 42 СК РФ брачный договор не может содержать положений, ограничивающих правоспособность сторон, в частности свободу завещания.

Действительно ли завещание?

В соответствии со ст. 44, п.3 ст.42 СК РФ условия брачного договора, ограничивающие правоспособность супругов ничтожны, то есть не влекут никаких правовых последствий, кроме последствий признания их недействительными.

Завещание должно быть признано действительным.

Задача

30 мая 1997 года Владимир Иванов подал иск об оспаривании отцовства. Свои требования он основывал на том, что не является отцом, так как дал согласие на искусственное оплодотворение своей жены.

Суд в соответствие с п.1 ст. 129 ГПК РСФСР отказал в принятии искового заявления, так как ст. 52 СК РФ исключает возможность оспаривания отцовства в данном случае.

Задачи по семейному праву (условие-вопрос-решение)

Правильно ли поступил суд?

В данном случае нельзя отказать в принятии искового заявления. Это бы противоречило ч.1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей право на судебную защиту. Однако п.3 ст. 52 СК РФ предусмотрена невозможность удовлетворения требований об оспаривании отцовства в случае применения искусственного оплодотворения. Поэтому суд должен отказать в удовлетворении иска.

суд.

Задача

Виктор Серов, 12 лет, остался сиротой. Его взял на воспитание дядя - Серов Аркадий Михайлович (брат отца), у которого была дочь Наташа. Дети росли и воспитывались вместе. Став взрослыми, они полюбили друг друга и решили пожениться. Родители Наташи категорически возражали против их брака. Отказали в, регистрации брака и органы загса, считая препятствием к вступлению в брак наличие близкого родства между молодыми людьми, а также приняв во внимание возражение родителей девушки.

Можно ли обжаловать это решение?

Решение:

Безусловно можно обжаловать это решение, так как Виктор и Наташа являются двоюродными братом и сестрой (кузенами), что, согласно ст. 14 СК РФ, не является препятствием для заключения брака: «Не допускается заключение брака между: 1. лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; 2. близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; 3. усыновителями и усыновленными; 4. лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства».

Также сотрудники ЗАГСа не имели никакого права в своем решении руководствоваться мнением родителей, так как в условия для заключения брака мнение родителей брачующихся не включается: Ст. 12 СК РФ «Условия заключения брака: 1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса

 

Задача

Орлова предъявила иск о расторжении брака с Орловым. В исковом заявлении она указала, что у нее с Орловым сложились конфликтные отношения. Одной семьей они не проживают в течение двух лет, поскольку ответчик оставил жену с двумя малолетними детьми, уехал в другой город и семье не помогает.

Однако в судебном заседании ответчик пояснил суду, что не собирается оставлять семью, любит детей и категорически возражает против развода. Уехал же он с согласия жены и родственников, поскольку поступил в очную аспирантуру.

Какое решение должен вынести суд?

Решение:

1.Вариант. Произвести расторжение брака в судебном порядке.

2.Вариант. На основании п. 2 ст. 22 СК РФ принять меры к примирению сторон и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. Если же меры по примирению супругов окажутся безрезультатными и гр. Орлова будет настаивать на разводе, то суд обязан произвести расторжение брака в судебном порядке.

Задача

В марте 1997 года Попова обратилась с иском к Демину о признании брака недействительным, ссылаясь на то, что ответчик зарегистрировал с нею брак, не имея намерений создать семью, а в начале февраля 1997 года прекратил с ней супружеские отношения. Истица также утверждала, что Демин, вступая с нею в брак, преследовал лишь цель улучшить свои жилищные условия.

При рассмотрении дела было установлено, что каждая из сторон, имея на воспитании несовершеннолетних детей, нуждалась друг в друге и в создании семьи, для чего специально обращалась за содействием в службу знакомств. В этих же целях как Попова, так и Демин предпринимали активные действия по обмену своих квартир с целью иметь общую жилую площадь. Свидетели Костин и Аленичев, с которыми был заключен договор обмена, показали в суде, что все вопросы, связанные с обменом квартир, решала истица, торопившая их с оформлением договора.

Какое решение должен вынести суд?

Решение:

Если Демин усыновил (удочерил) детей Поповой, то он безусловно хотел создать семью. В этом случае заявления Поповой безосновательны.

Если же этого не произошло и Демин не собирался усыновлять (удочерять) детей Поповой, и прекратив супружеские отношения, заводить новых совместных детей, то суд, руководствуясь п. 1 ст. 27 СК РФ «Признание брака недействительным», может признать брак фиктивным. Также, для всестороннего рассмотрения данного дела, необходимо обратить внимание на количество лет (месяцев), прожитых Поповой и Орловым в браке. Если супружеские отношения Орлов прекратил по истечении крайне малого времени после заключения брака, то это также может являться косвенным доказательством фиктивности брака.

 

Задача

В юридическую консультацию обратился Пыгин, который сообщил следующее. В браке со своей бывшей женой он состоял около трех лет. Жена его не работала, а он работал бухгалтером в коммерческой организации. Зарабатывал он неплохо, однако сбережений супруги не имели, поскольку жена значительную часть заработанных денег тратила на приобретение дорогой одежды и ювелирных украшений. При разделе совместно нажитого имущества жена отказалась включить в него эти вещи, поскольку, по ее мнению, они являются вещами индивидуального пользования и разделу не подлежат.

Какой совет надо дать Пыгину?

Решение:

На основании п. 2 ст. 36 СК РФ «Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался», Пыгин может подать исковое заявление в суд о разделе совместного имущества (драгоценностей и других предметов роскоши).

 


Тест. Семейные правоотношения

. Кто является семьей?

1) люди, давно живущие вместе, питающие друг к другу искренние чувства
2) люди, состоящие в браке и родстве, связанные общностью быта, поддержкой, взаимопониманием
3) люди, имеющие совместных детей

2. В юридическом смысле семья

1) союз лиц, соединенный правами и обязанностями, в первую очередь вытекающими из официально оформленного брака
2) первичная ячейка общества, объединяющая супругов, а также их потомство
3) социальный институт, базовая ячейка общества

3. Лица, живущие в гражданском браке, являются

1) семьей, мужем и женой
2) сожителями / совместно проживающими

4. Что из перечисленного не является юридической характеристикой брака?

1) брак — это союз двух любящих друг друга людей
2) брак — это союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
3) брак — это союз мужчины и женщины

5. Что представляет из себя цель брака?

1) получение имущества супруга
2) создание семьи
3) рождение и воспитание детей

Итоги урока

Рефлексия.

Домашнее задание.

Написание эссе по теме «Семейные правоотношения».

УМК, которые были использованы на уроке:

1. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. Обществознание, 9 класс, Москва, Просвещение, 2014 год











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!