СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания по теме"Человек славен добрыми делами" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания по теме"Человек славен добрыми делами" 6 класс»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Человек славен добрыми делами

(тема урока)

(учитель: Сотникова Елена Николаевна)





  1. Предмет: Обществознание

  2. Класс: 6

  3. Тема и номер урока в теме: Добродетели, урок №1

  4. Базовый учебник: Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015

  5. Цель урока:

Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,

Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.

  1. Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,

учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Метапредметные:

Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Предметные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»

  1. Тип урока: открытия нового знания

  2. Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.

  3. Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание», 6 кл, компьютер, мультимедиапроектор, иллюстрации, раздаточный печатный материал






  1. Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивации

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. 
Учитель проверяет готовность детей к уроку.

Эпиграфом к уроку послужат слова знаметой поэтэссы Л.Татьяничевой:

-Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

(слайд 1)


Приветствуют учителя и друг друга. Дежурный кадет докладывает об отсутствующих.

(выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку)

Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию

Коммуникативные

1

2

Актуализация

Демонстрация театрализованной постановки: Притча про императора, который любил птиц. (Приложение №1+ песня соловья)

Организует диалог с учащимися по вопросам:

В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.


Демонстрация театрализованной постановки: Притча про императора, который любил птиц.


Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения

Познавательные, общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта, Коммуникативные слушают мнение др.учеников

3

3

Постановка цели, выявление затруднения

Что мы должны изучить сегодня на уроке?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.  Цель:сформировать представление учащихся о добре и зле, добрых делах;

Знакомимся с понятиями добра и зла.

Кого называют добрым?

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?

(слайд 2)

Отвечают на вопросы,

Слушают

Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока. формулируют проблему урока Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь «Человек славен добрыми делами»

Проблемный вопрос:

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, целеполагание, планирование, прогнозирование,)

Коммуникативные

Познавательные

(общеучебные, формулирование проблемы)

3

4

Построение проекта и выхода из затруднения

Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

(слайд 3)

Определяют способ и средства построения нового знания

Составляют план работы:

  1. Что такое «ДОБРО» и «ЗЛО»

  2. Почему люди ценят добро?

  3. Какие поступки можно назвать добрыми?

  4. Что необходимо для того, что бы быть добрым?

Познавательные

(самостоятельное создание способов решения проблем)

Регулятивные логические рассуждения планирование, прогнозирование

Коммуникативные


5

5

Реализация построенного проекта

Работа над понятием «добро»

Что для вас добро?

Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (По ходу ответов детей учитель вешает на доске на желтых листочках свои ассоциации). Почему я выбрала именно желтый цвет?

У вас на столах лежат листочки с определениями понятия «ДОБРО» из различных словарей. Давайте их прочитаем.

(Приложение № 2)

Давайте сформулируем свое понятие добра (слайд 3)

!!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО


Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло?!!! Ассоциации детей. (По мере ответов учитель вешает синие листочки с ассоциациями). Почему эти ассоциации написаны на синих листках?

Переворачиваем листочки. Читаем определения понятия «ЗЛО» Формулируем свое понятие.

Запишите определение понятия ЗЛО. (слад 4)


Почему люди ценят добро?

- Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, (учебник с. 86-87)

Читают определения


отвечают



ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок









Самостоятельно выполняют задние:

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру







Читают текст по ролям и отвечают на вопросы


Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию,

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы,

8

6

Физ. минутка



 (Ученики повторяют движения за учителем)

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

(повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)



Физ. Минутка



Ученики повторяют движения за учителем


Личностные Коммуникативные

1



Организует работу с главным правилом доброго поведения:

Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле морали». (слайд 5)

Подводим итог выступлениям одноклассников (слайд 6). У кадетов есть свой Кодекс чести. В чем его суть? (Приложение №3)

Формулируем главное правило

(слайд 7)


Три ученика получили опережающее домашнее задание узнать изречения мудрецов и религиозных деятелей о главном правиле нравственности. (Выступают перед классом).

Работа с Кодексом чести кадета. Отвечают на вопросы.


2

7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Беседа по Вопросам:

- Чему учит нас золотое правило?

- Почему главное правило морали называют золотым?

- Почему это правило живет много тысяч лет?

- Считаешь ли ты себя добрым? Приведи примеры из своей жизни или твоих близких.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения

Записывают «золотое правило» в тетрадь

Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта и прочитанного текста

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию,

Регулятивные (смысловое слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, Коммуникативные

4

8

Включение в систему знаний и повторения

На столах лежит листок с таблицей, которую необходимо заполнить, чтобы ответить на проблемный вопрос: Легко ли быть добрым человеком?

(слайд 8) . Почему? Что для этого необходимо? Работаем парах.

(Приложение №4)

(необходимо преодолеть себя, работать над недостатками, не лениться ….)






Работают в парах,

отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы





Подводят итог урока


Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, планирование, прогнозирование,)

коммуникативные (участие в продуктивном диалоге, самовыражение: монологические высказывания разного типа.)

Познавательные общеучебные

Личностные

направленные на нравственно-этическую ориентацию

6

9

Этап рефлексии учебной деятельности.

Оценка учебной деятельности

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми

Демонстрация клипа «Делай добро и оно к тебе вернется»

(Приложение №5)

-Выразите свое ощущение на уроке?


На столах разноцветные сердечки из бумаги на которых написан список добрых на сегодня, завтра и ближайшее время. Если вы считаете себя добрым человеком выберете красное сердце. Если считаете, что вы еще должны поработать над своими поступками, то выберете розовое сердце. Если вы не разобрались еще в своих чувствах, не поняли тему сегодняшнего урока, то возьмите голубое сердце. Напишите свой список добрых дел. Поднимите вверх выбранные сердца.

- Хотите ли вы продолжить разговор на следующем уроке?

Выставление оценок.



Смотрят клип,

Выбират сердечки












Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Личностные

направленные на нравственно-этическую ориентацию



8

10

Домашнее задание

домашнее задание (слайд 9): §10, читать,

задания на выбор:

- написать сочинение «Как быть добрым»

- начать работу над проектом «Мои добрые поступки»

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

- рабочая тетерадь стр. 48-49, зад. №1,2




Выбор д/з


4



Приложение №1

Добро без ума

китайская притча

Когда-то жил-был император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в птиц из рогаток, и объявил:

— Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в птиц. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились звонкими переливами голосов.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего царства. Он увидел во дворце голубей и спросил:

— Зачем вам столько птиц?

Император ответил:

— У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют птиц, а приносят их мне живыми.

— Кто же кормит птенцов? — поинтересовался мудрец.

— Каких птенцов? — спросил император.

— У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

— Об этом я не думал, — признался император.

Тогда мудрец сказал:

— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот птиц, но погубили в пять раз больше!

— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил: — И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, но и добро без ума — не лучше.


















Приложение №2

ДОБРО

Словарь Ожегова:

Добро- это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый

поступок.


Философский словарь:

Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики.


Словарь Ушакова:

Добро - положительная оценка состояния чего-либо или действий кого-либо, оценка духовного, сверхприродного характера. Добром чаще всего называют идеальное состояние.

__________________________________________________________________

Словарь Брокгауза и Эфрона:

Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей.



ЗЛО

Словарь Ожегова:

Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру.


Педагогический словарь:

Зло – это категория этики, обозначающая все отрицательные нравственные значения общественной и личной жизни человека.


Толковый словарь Дмитриева:

Злом называют всё плохое, опасное, вредное, жестокое.












Рабочий лист №3

Легко ли быть добрым?

Какие плохие поступки я совершил?

Что нужно делать, чтобы это

не повторялось?

Легко ли быть добрым?















Рабочий лист №3

Легко ли быть добрым?

Какие плохие поступки я совершил?

Что нужно делать, чтобы это

не повторялось?

Легко ли быть добрым?















Рабочий лист №3

Легко ли быть добрым?

Какие плохие поступки я совершил?

Что нужно делать, чтобы это

не повторялось?

Легко ли быть добрым?

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!