СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Ориентирование на местности 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Ориентирование на местности 5 класс»

География, 5 класс

МБОУ «Земляничненская СШ»

Учитель: Сары-Билял Э.С.

Дата: 18.11.2019г.


Урок № 10

Тема: Ориентирование на местности. Практическая работа №3 «Определение

различных способов ориентирование на местности».


Цель урока:

  • сформировать представление о способах ориентирования на местности;

  • учиться с учащимися определять азимут.

Задачи урока:

  • образовательные: ввести новые понятия план местности, ориентирование, азимут, компас.

  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.

  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

  • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

  • предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий ориентирование, компас, азимут.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;

  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

  • познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.

  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Решаемые учебные проблемы:

  1. Как ориентироваться на местности и карте?

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  1. стороны горизонта;

  2. ориентирование;

  3. азимут.

Оборудование: учебник, атлас, настенная физическая карта полушарий, компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация по теме «Ориентирование на местности», раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная

Учебник: под редакцией А.И. Алексеева


Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Я очень рада вас видеть. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке помогут вам в жизни.



  1. Актуализация знаний. Слад№1

- Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» на титульном листе темы. У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. И что же делать?

(варианты ответов детей)

Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема.

- Мы должны сегодня успеть прочитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы всё успеть, надо настроиться на хорошую работу.

- А начнём мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок из очень известной русской народной сказки:

Налево пойдёшь – коня потеряешь, направо пойдёшь – себя потеряешь, а прямо пойдёшь – богатым будешь…

- Узнали сказку? А мы с вами можем также ориентироваться – налево, направо, прямо? А в городе, а на открытой местности? да давайте вместе попробуем его открыть.

- Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

- В глубокой древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря этой карте вы легко сможете найти дорогу и возвращаться домой. Чем больше вы в жизни путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

Так попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока).

- А каковы цели нашего сегодняшнего урока? (цели на слайд) Слайд№2

- Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья.

-А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе? (Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)) .

3. Мотивация.

- Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои секреты.

4. Создание проблемной ситуации.

Создает проблемную ситуацию. Слайд№3

- Что такое горизонт?

- Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор?

- Как называется этот прибор для ориентирования на местности?

- Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

(записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока). Слайд №4

5. Открытие нового знания

- Что такое ориентирование? Что для этого нужно знать?

(Предлагает по учебнику на стр. 30 найти определение «ориентирование» и записать в тетрадь. Работают с учебником, читают и записывают определение в тетради) Слад№5

- Давайте познакомимся со сторонами горизонта. Вспомните, что вы знаете про них? Назовите их. Слайд№6-7-8

- Основные и промежуточные стороны (зарисуем их в тетрадь)

- Стороны горизонта обычно определяют по: 1) магнитному компасу; 2) по небесным светилам; 3) по признакам некоторых местных предметов.

Слайд №9

- Как можно ориентироваться по признакам предметов?

- А ночью? По звёздам.

- С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.



Слайд №10-11-12.

При ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.

- Как устроен компас? Как он работает? Определите по компасу стороны горизонта.

Рассказывает устройство компаса. Предлагает познакомиться с инструкцией по работе с компасом.

Чтобы определить точное направление на объект, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. Надо определить азимут на этот объект.

- Откроем учебники на стр. 30 и прочитаем определение азимута.

- Так что такое азимут? (определение записывают в тетрадь) Слайд№13

- В основу работы с этим понятием положен угол, т.е. чтобы определить азимут надо определить угол.

Работа с учебником на стр 30 рис. 19. Слайд№ 14

6. ФИЗМИНУТКА (давайте попробуем сориентироваться в классе) Слайд№ 15

- Где у нас утром восходит солнце? (потянули ручки на восток. Поманили его к себе)

- Дальше Солнце идёт на …. (запад). Поможем Солнышку найти запад (помахали ему «до свидания»).

- Скоро у нас наступит зима. Она придёт к нам с севера (позовём её).

- А птичкам холодно и они улетают на юг (проводим птиц)

- Садитесь ребята

Вы сейчас будете работать с материалом учебника

Практическая работа № 3 « Определение различных способов ориентирования на местности»

5. Закрепление и применение нового знания

Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?

Какие новые понятия?

Перечислите все способы ориентирования, которые вы теперь знаете.

6. Рефлексия Слайд №16

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Молодцы, ребята! Я думаю, вы в жизни не потеряетесь! Вы очень хорошо сегодня работали: показали себя, свои знания . Меня не подвели. Умнички, вы мои!

А домашнее задание поможет вам закрепить знания. Слайд №17

  1. Домашнее задание: П – 8-читать, вопросы 1-4 (устно) стр. 32






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!