СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

Задачи: раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза.

Оборудование: рисунки или бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

  1. Индивидуальный опрос: 1) Раскрыть систематическое положение человека. 2) Указать, какие факты свидетельствуют о происхождении человека от животных предков.
  2. Фронтальный опрос: 1) Каковы причины эволюции по Ч. Дарвину? 2) В чем суть естественного отбора? 3) Какова связь между наследственностью и изменчивостью? 4) По каким признакам человека относят к группе приматов?

III. Изучение нового материала

  1. Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей — австралопитеков. (Рассказ учителя.)
  2. Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)

Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.

3.         Древнейшие люди: питекантроп, синантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)

Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.) Применение огня синантропами для обогрева и приготовления пищи.

  1. Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.
  2. Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.

Австралопитеки (южные люди)

 

5 млн. лет назад, ходили на 2 ногах, жили группами, мозг V=500 – 600 см3, не владели речью

 

Род Homo

Виды:

  1. Человек умелый (2 млн. лет назад)

Vмозга=500 – 800 см3,изготовляли простейшие орудия

 

  1. Человек Выпрямленный (1 – 2 млн. лет назад)
  • Подвид Питекантроп

о. Ява

  • Подвид Синантроп

г. Пекин

  • Подвид Гейдельбергский человек

Германия

 

  1. Человек разумный
  • Неандертальцы (Германия)

Среднего роста, атлетического строения, нет подбородочного выступа, Vмозга=1400 – 1700 см3, охотники, хоронили близких, одежда, жили в пещерах.

  • Новые люди
  1. Кроманьонцы (50 – 60 тыс лет назад)

Рост 180 см, высокий лоб, нет надбровных валиков, речь, Vмозга=1800 см3, орудия из камня, кости, рога, живопись, скульптура, охота, производящее хозяйство.

  1. Современные люди

 

 

Насекомоядные

Схема:

 

 

Парапитеки

Гиббоны, орангутаны

Дриопитеки

Горилла

Шимпанзе

Австралопитеки

Древнейшие люди

(питекантроп, синантроп)

Древние люди

(неандертальцы)

Современные люди

(кроманьонцы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление.

Заполнить таблицу (на дом):

 

 

Какие органы претерпели макс. изменение в эволюции?

Характер изменений

Причины изменений

Австралопитек

 

 

 

Питекантроп, синантроп, гейдельбергский ч-к

 

 

 

Неандертальцы

 

 

 

Кроманьонцы

 

 

 

 

IV. Д/з *4

Вопр. 5, стр. 21 (п)

Закрепление знаний. Ответы на вопросы в конце § 4.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.»

Конспект урока: Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

Задачи: раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза.

Оборудование: рисунки или бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

  1. Индивидуальный опрос: 1) Раскрыть систематическое положение человека.
    2) Указать, какие факты свидетельствуют о происхождении человека от животных предков.

  2. Фронтальный опрос: 1) Каковы причины эволюции по Ч. Дарвину? 2) В чем суть естественного отбора? 3) Какова связь между наследственностью и изменчивостью? 4) По каким признакам человека относят к группе приматов?

III. Изучение нового материала

  1. Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей — австралопитеков. (Рассказ учителя.)

  2. Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)

Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.

3. Древнейшие люди: питекантроп, синантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)

Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.) Применение огня синантропами для обогрева и приготовления пищи.

  1. Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.

  2. Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.

Австралопитеки (южные люди)


5 млн. лет назад, ходили на 2 ногах, жили группами, мозг V=500 – 600 см3, не владели речью


Род Homo

Виды:

  1. Человек умелый (2 млн. лет назад)

Vмозга=500 – 800 см3,изготовляли простейшие орудия


  1. Человек Выпрямленный (1 – 2 млн. лет назад)

  • Подвид Питекантроп

о. Ява
  • Подвид Синантроп

г. Пекин

  • Подвид Гейдельбергский человек

Германия


  1. Человек разумный

  • Неандертальцы (Германия)

Среднего роста, атлетического строения, нет подбородочного выступа, Vмозга=1400 – 1700 см3, охотники, хоронили близких, одежда, жили в пещерах.

  • Новые люди

  • Кроманьонцы (50 – 60 тыс лет назад)

Рост 180 см, высокий лоб, нет надбровных валиков, речь, Vмозга=1800 см3, орудия из камня, кости, рога, живопись, скульптура, охота, производящее хозяйство.

  • Современные люди


Насекомоядные

Схема:

Гиббоны, орангутаны


Парапитеки


Дриопитеки

Горилла



Австралопитеки

Шимпанзе


Древнейшие люди

(питекантроп, синантроп)




Древние люди

(неандертальцы)




Современные люди

(кроманьонцы)


Закрепление.

Заполнить таблицу (на дом):



Какие органы претерпели макс. изменение в эволюции?

Характер изменений Причины изменений

Австралопитек




Питекантроп, синантроп, гейдельбергский ч-к




Неандертальцы




Кроманьонцы





IV. Д/з *4

Вопр. 5, стр. 21 (п)

Закрепление знаний. Ответы на вопросы в конце § 4.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!