СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение» 7 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение» 7 класс.»

13.11.19.

Биология

7 класс

Урок № 19

Учитель Макаренко Ж.Д.


Тема урока: «Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение»


Цель: сформировать у учащихся понятия о характерных признаках покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группе растений.

Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений; выяснить преимущества покрытосеменных над голосеменными; познакомиться с особенностями однодольных и двудольных растений.

Развивающая: продолжать формировать умение сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения, эволюционное представление о развитии растительного мира от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса к предмету путем исследовательского метода обучения.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям, стремление к охране цветковых растений.


Метапредметными результатами изучения темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД: повторить, закрепить, систематизировать знания учащихся по темам: побег, цветок, корневая система;

 изучить общую характеристику и особенности строения Покрытосеменных;

расширить знания учащихся о роли семян в развитии растений;

закрепить умения работать с различными источниками информации, сопоставлять и анализировать полученные данные, делать выводы;

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Коммуникативные УУД: уметь работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь оценивать работу одноклассников.

Методы обучения: технология критического мышления, мозговой штурм, частично-поисковый, приём «Микрофон», здоровье сберегающей, игровой технологии, самостоятельное исследование

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Понятия: цветок, покрытосеменные, однодольные, двудольные.

Оборудование: таблица «Жизненный цикл Покрытосеменных», учебник «Биология. 7 класс» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова страница 50,51. Муляжи цветков; гербарные экземпляры покрытосеменных растений; растений разных отделов.

Тип урока: усвоения, применения знаний, умений и навыков.

Ход урока.

I. Организационный этап. Приветствие, проверка общей готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос.

- Назовите общие черты отдела Голосеменные.

- Как происходит опыление и оплодотворение у сосны обыкновенной?

- Чем ель европейская отличается от сосны обыкновенной?

-Какие голосеменные произрастают рядом с вашим домом, в ближайшем парке, лесе?

- В чём заключается роль хвойных деревьев в экосистеме тайги?


III. Мотивация учебной деятельности.

Технология критического мышления. Метод мозговой штурм.

Определение темы урока.

Безмолвные цветы - 
Властители пространства, 
И жаждой красоты 
Живет цветов убранство.


Кто уже догадался, чему будет посвящен наш урок?

Давайте попробуем сформулировать тему урока вместе.

«Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение»


Сегодня мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.

Каковы наши задачи на сегодня?

  • познакомиться с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;

  • выяснить преимущества покрытосеменных над голосеменными;

  • познакомиться с особенностями однодольных и двудольных растений.

- О  чем говорит такое название - Покрытосеменные? (ответы: семена созревают на месте цветка и  находятся в плоде)



IV. Усвоение новых знаний.

Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Отличительные признаки Цветковых растений.


Работа с учебником

Проработайте текст учебника с.73-74, после чего вам нужно дать ответ на вопрос: Какие признаки имеют покрытосеменные растения?»

Проверим, всё ли мы назвали.


Прием «Микрофон» (ответы детей):

Признаки покрытосеменных растений:

  1. Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями.

  2. Самая молодая и многочисленная группа (около250 тыс. видов)

  3. Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

  4. Имеют корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуется плод.

  5. Семяпочка защищена завязью

  6. Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций

  7. Быстрый обмен веществ

  8. Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

  9. Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка

  10. Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими.

  11. Образуют ярусы леса

  12. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.


Какой орган появился у цветковых растений? (Цветок, двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный (а не гаплоидные, как у голосеменных) эндосперм; редукция гаметофита: мужской гаметофит — пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной (генеративная делится, образуя два спермия). Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка.

Вывод: Покрытосеменные (Цветковые) — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является; 1)  наличие цветка в качестве органа полового размножения 2) замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные), 3) двойное оплодотворение.


Как вы заметили разные покрытосеменные растения разные. Внимательно посмотрите на них, чем же они отличаются? (Корневой системой, формой, размерами, окраской цветков, жилкованием листьев).


На основании этого мы можем сделать вывод, что цветковые растения многообразны.


V. Закрепление знаний.

Отдел покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: однодольные и двудольные растения.

Игровые технологии.

Работа в группах.

1 группа.

- Прочитав стихотворение и текст параграфа, назовите признаки Двудольных растений.

Жилкованье в сеточку,

Система стержневая –

Здесь двойной околоцветник,

(Все об этом знают).

Две семядоли тут вместо одной.

Вновь повторите все это со мной.


К двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений.

Их характерные признаки:

- зародыш состоит из двух семядолей

- листья простые или сложные с сетчатым жилкованием

- стебель деревянистый или травянистый

- корневая система стержневая

- цветок четырех – или пятичленный

- опыление преимущественно насекомыми


2 группа.

- Прочитав стихотворение и текст параграфа, назовите признаки Однодольных растений.

Жилки параллельно или дугой,
Околоцветник здесь самый простой,
Мочковатая корневая система. 
Про однодольных запомним мы тему.


К однодольным принадлежат около 50 тыс. видов растений.

Характерные признаки этого класса:

- зародыш состоит из оной семядоли

- листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

- стебель травянистый

- корневая система мочковатая

- цветок трехчленный

- опыление преимущественно ветром.


VI. Обобщение и систематизация знаний.

Метод самостоятельного исследования.

Лабораторная работа №3 Распознавание растений разных отделов».

Тема : « Распознавание растений разных отделов».

Цель: научиться определять, к каким отделам относятся изучаемые растения.

Оборудование: гербарные образцы и рисунки представителей разных отделов царства Растения.

Ход работы.

1) Рассмотрите рисунки растений. Обратите внимание на особенности их строения, наличие у них вегетативных и генеративных органов.

2) Заполните таблицу.


№ пп

Имеет растение органы

Особенности вегетативных органов

Особенности генеративных органов

Название отдела, к которому относится растение







3) Рассмотрите предложенные вам гербарные образцы растений. Обратите внимание на особенности их строения, наличия у них вегетативных и генеративных органов.

4) Заполните таблицу.


№ пп

Имеет растение органы

Особенности вегетативных органов

Особенности генеративных органов

Название отдела, к которому относится растение






5) Сделайте вывод.


VII. Контроль и самопроверка знаний.

Из предложенного перечня выпишите признаки, которые соответствуют классу однодольных и двудольных растений .

1- Главный корень хорошо выражен.

2- Мочковатая корневая система.

3- Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием.

4- Зародыш с двумя семядолями.

5- Листья и сложные или простые с сетчатым жилкованием.

6- Стержневая корневая система.

7- Цветы в основном четырех или пятичленные.

8- Цветы трехчленные.

Самопроверка.

Однодольные 2,3,8. Двудольные 1,4,5,6,7

VIII.Подведение итогов. Рефлексия.

Приём «Закончи предложение»

Что вы узнали сегодня на уроке?

сегодня я узнал…

Что вам было интересно?

было интересно…

Чему вы научились?

я научился…

Что вас удивило?

меня удивило…

Что еще захотелось узнать по этой теме?

мне захотелось…



IX.Домашнее задание § 19, стр 51 вопросы. Подобрать стихи, интересные факты о растениях.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!