Конспект урока по биологии "Голосеменные"

Категория: Биология

Формирование представлений о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Голосеменные"»

Тема урока: Голосеменные.

Цель урока: формировать представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

Образовательные:
1) организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений;
2) способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе;
3) содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Развивающие:
1) развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентаций;
2) научить распознавать голосеменные растения;
3) формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные:
1) стимулировать развитие познавательного интереса;
2) прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку;
3) продолжить воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование: презентация «Голосеменные», компьютер, мультимедийный проектор, тексты о голосеменных, учебник, тетрадь, гербарии голосеменных, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесно- наглядно- практические.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация изученных знаний (10 мин)

  3. Изучение нового материала (25 мин)

  4. Закрепление полученных знаний (3 мин)

  5. Домашнее задание (1 мин)



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Здравствуйте, ребята, садитесь. Для начала отметим отсутствующих сегодня на уроке.


Актуализация знаний


Итак, для того, чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим ваше домашнее задание. Вам было задано ответить устно на вопросы в конце параграфа 2,3 и 5. А так же, некоторые из вас захотели подготовить сообщение о значении папоротников для человека и природы. И сделаем небольшой тест, затем обменяетесь своим тестом с соседом по парте, проверим правильность выполнения и поставим друг другу оценки.


1. У папоротников, в отличие от мхов, появляются:
А) стебли
Б) корни
В) листья
Г) цветки

Ответ: Б (корни)




2. Папоротники размножаются:
А) корнями
Б) побегами
В) спорами
Г) семенами

Ответ: В (спорами)

3. Залежи отмерших папоротников образовали:
А) торф
Б) известняк
В) железную руду
Г) каменный уголь

Ответ: Г (каменный уголь)

4. В теле папоротников отсутствует такой орган, как…
А) цветок
Б) стебель
В) лист
Г) корень

Ответ: А (цветок)

5. Полезное ископаемое каменный уголь формировался из отмерших тел…
А) болотных мхов
Б) бактериальных клеток
В) древовидных папоротников
Г) морских многоклеточных водорослей

Ответ: В (древовидных папоротников)

Все молодцы, справились и с домашней работой и с тестом. Листочки с оценками передаем на 1 парту.


Изучение нового материала


На сегодняшнем уроке мы с вами изучим новую группу высших растений – Голосеменные. Они не относятся к споровым растениям, в отличие от споровых в их размножении участвуют не споры, а семена. Семена имеют большое преимущество. Внутри семени содержатся питательные вещества и зародыш, который хорошо защищен от неблагоприятных условий, так как имеется семенная кожура.

Итак, открывает тетради, записываем число и тему урока.



Как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня на уроке?

Почему растения назвали голосеменные, их строение, особенностях жизнедеятельности, место обитания, характеристику, строение хвои и шишек.

Верно. Давайте запишем определение, что собой представляют голосеменные растения.

Голосеменные – это наземные вечнозеленые растения, реже листостебельные деревья, кустарники или лианы.

Свое название они получили потому, что семена их находятся на поверхности чешуи или шишек.

Тело их состоит их состоит из стеблей, листьев и корней.

Размножаются, как я уже говорила, семенами. В данной группе насчитывают более 1100 видов. Наиболее известный отдел Хвойные, его мы с вами и рассмотрим.

К хвойным относится: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, кипарис, можжевельник итд.

Листья у отдела хвойные представлены хвоей. Но она внешне может отличаться, например, у кипариса, листья имеют чешуйчатое строение. Давайте рассмотрим на слайде.

Хвоя имеет плотную кожицу, которая покрыта воскоподобным веществом, из-за этого растения испаряют мало воды, а значит, хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.

Распространены представители хвойных повсеместно.

Первый род – сосна.

Это светолюбивое растение, ее можно встретить в сосновых лесах, где всегда светло. Сосновый лес узнать очень легко. Эти деревья очень высокие, стройные, напоминают колоны, книзу ветвей вообще нет, все ветки исключительно вблизи вершин, ближе к свету.

Весной на молодых ветках можно увидеть маленькие шишки.
А вы видели когда-нибудь шишки сосны ?




Да/нет.

Хорошо, посмотрим на слайд и в учебник рис. 76 на стр. 121.

Как мы с вами можем заметить, что шишки сосны имеют отличия, хоть и растут на одном дереве. Одни шишки собраны в группы и имеют зеленовато- желтый цвет – это мужские шишки, другие, красноватые и одиночные – это женские шишки, в основном, они находятся на вершине веток.

Женские шишки, в отличие от мужских, растут и древеснеют. Сначала они зеленые, затем коричневые, ну или красноватые. Через 2 года из шишек высыпаются семена.

Хвоинки живут 2 -3 года, а затем опадают.

При благоприятных условиях сосна может вырасти в высоту до 30-40 м, а живет дерево 350-400 лет.

Рассмотрим несколько представителей- сосна обыкновенная, сосна Паласса, сосна сибирская.

Следующий представитель – ель.

Ель – это теневыносливое растение, обитает в густом лесу, в отличие от сосны у нее сохранились нижние ветки. В еловых лесах царит полумрак, так как кроны деревьев смыкаются, под ветвями растут лишь мхи и лишайники и сплошная подстилка из опавшей хвои.

У ели, как и у сосны два типа шишек – мужские и женские. Женские шишки фиолетово-красные и свисают вниз. Мужские шишки –желтовато-бурые.

Хвоинки у ели сидят поодиночке, и живут 5-7 лет.

В высоту ель может вырасти до 40 м, а живет она до 250 лет.

Представители – ель обыкновенная, ель голубая, ель сибирская.

Следующий род Лиственница.

Этот род широко распространенно в Сибири. Это светолюбивая и холодостойкая порода. В отличие от предыдущих представителей, свои хвоинки она сбрасывает каждый год.

Еще одно отличие в том, что имеются только женские шишечки, мужские шишки представлены колосками или овально-шаровидными выростами.

Живет лиственница 400-500 лет. А высота может достигать 30м.

Представители – лиственница сибирская, лиственница европейская, лиственница плакучая.

Можжевельник – это небольшое деревце или кустарник. Растет в еловых или сосновых лесах. Листья игольчатые. Чешуйки женских шишек срастаются, образуя шишкоягоду, которая созревает 2 года.
Можжевельник очень долговечен, живет до 2 тыс. лет. Высота от 30 см до12м.
В настоящее время он нуждается в охране.

Представители – можжевельник чешуйчатый, можжевельник китайский, можжевельник прибрежный.

Сейчас я вам раздам небольшой перечень информации, который вы должны будете прочитать и в рабочей тетрадке на странице 48, заполнить таблицу 74.

Как только заполните таблицу, убираем тетради на край стола и сдаем в конце урока.



Закрепление полученных знаний


Дайте определение голосеменным растениям.



Это наземные вечнозеленые растения, реже листостебельные деревья, кустарники или лианы.

Давайте с вами вспомним, какие растения любит свет ?



Сосна и лиственница

Сколько лет живет сосна?



350-400 лет.

Назовите представителей из рода Ель.



Ель обыкновенная, ель голубая, ель сибирская

Какой род образует шишкоягоду ?



Можжевельник

Домашнее задание


Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Параграф 22, устно ответить на вопросы в конце параграфа.
Сделать сообщение на тему «Значение хвойных в природе и жизни человека».




Используемая литература

  1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения./ В.В. Пасечник . – М: Дрофа., 2012, - 143 с.

  2. Пасечник В.В. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»./ В.В. Пасечник. – М: Дрофа., 2015., - 168 с.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас